Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4


Развитые координационные способности в повседневной жизни необходимы на каждом шагу: преодолеть небольшое препятствие на пути, поймать налету ключи от дома или просто перепрыгнуть лужу и остаться чистым - вот необходимый минимум для обычного школьника.

Младший школьный возраст наиболее ответственный период в формировании координационных способностей ребёнка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, благополучно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия. Именно поэтому в этом возрасте происходит важная "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.

Координационные способности представляют собой целостный и сложный комплекс поведения, который состоит во взаимосвязи биологическими и внешними факторами. Научно доказано, что физические упражнения стимулируют нормальную жизнедеятельность человека, а также биологическое развитие, особенно на ранних этапах онтогенеза.

Физическое развитие ребенка - процесс непрерывный поступательный. По мере взросления индивидуума оно характеризуется определенным комплексом морфофункциональных свойств организма, взаимосвязанных между собой и с окружающей средой. Именно в периоды интенсивного развития организма особенно ярко выражается взаимосвязь координационных способностей и здоровья человека. В старшем возрасте эта способность требует значительных усилий.

На своих уроках я всегда показываю учащимся упражнения доступные каждому, и, в зависимости от скорости усвоения, добавляю некоторые элементы, что повышает уровень сложности. Хотелось бы рассказать о некоторых упражнениях, которые являются основными для развития координационных способностей ребенка.

1. Удержание равновесия

  • На одной ноге. Исходное положение: основная стойка. На 1- сгибаем ногу в колене и держим на весу 5-10 секунд. На счет 2 - исходное положение.
  • В полуприседе. Исходное положение: основная стойка. Счет 1 - выполняем полуприсед. На счет 2-9 удерживаем положение тела в полуприседе. На счет 10 - исходное положение.
  • С закрытыми глазами. Эти же упражнения, но с закрытыми глазами, стараясь удержать равновесие.
  • С прыжком. Исходное положение: основная стойка. На четыре счета прыжки на правой и левой ноге на месте.
  • Удержание несколько секунд сложной позы. Отведение в сторону прямой или согнутой ноги на несколько секунд.

2. Вращательные упражнения

  • Исходное положение: основная стойка руки в сторону. Вращательные движения на четыре счета по часовой и против часовой стрелки. Затем в локтевых суставах и плечевых суставах по той же схеме. Для большего эффекта вращения выполняются в разные стороны одновременно.
  • Благотворно влияют на подвижность суставов. Вращение кистями, в локтевых суставах и в плечевых как в одну сторону, так и одновременно в разные стороны.

3. Маховые движения ногами без опоры

  • В стойке на одной ноге движения руками и неопорной ногой в одной плоскости. Маховые движения выполняются на одну ногу 8-12 раз.

4. Прыжковые упражнения

  • Различные прыжки на одной и на двух ногах на месте и продвижением, прыжки с поворотом на 90 и 360 градусов.
  • «Олений» шаг на правую и левую ногу с продвижением.

5. Упражнения с теннисным мячом

  • И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке, держим снизу.
    Подбрасывать мяч вверх и ловить правой рукой снизу.
    Варианты: держим мяч сверху, меняем руки.
  • И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке.
    Подбросить мяч вверх, три хлопка в ладоши, поймать мяч двумя руками.
    Варианты: количество хлопков и способ ловли теннисного мяча можно изменять.
  • И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке.
    Подбросить мяч вверх, хлопок за спиной, хлопок перед собой, поймать мяч двумя руками.
  • И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке.
    Ударить мяч в пол, хлопок за спиной, хлопок перед собой, поймать мяч двумя руками.

Развить ловкость, координацию, скорость, а также хорошо потренировать мышцы помогают командные виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей, волейбол и прочие. Хорошо помогает также бег по пересеченной местности: из-за постоянной смены рельефа и необходимости перепрыгивать или огибать препятствия нервная система постоянно находится в напряжении, а тело - в полной готовности. Говоря про упражнения для развития координации движений, нельзя не упомянуть о тех видах физической активности, которые связаны с удержанием равновесия. Это может быть как слэклайн (ходьба по специальной стропе), так и простая ходьба по бордюру, рельсу, бревну и прочим длинным и узким поверхностям. Если вы уже освоили упражнения на равновесие, попробуйте одновременно с ним перебрасывать с руки в руку мяч или перекручивать его вокруг тела.

Таким образом, беря во внимание важность вышесказанного, можно отметить особую актуальность данной темы. Ведь младший школьный возраст ребенка - это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка. За счет применения различных средств, таких как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей младшего школьного возраста.

Список используемой литературы

  1. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников учебн. пособие / А.А.Гужаловский. - Мн.: Народная асвета, 2008. - 88с.: ил.
  2. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: / Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов. - М.: Академия, 2004. - 272с. - ISBN 5-7695-1525-2
  3. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2008. - № 1(35). - С.35-38.