Цель урока: способствовать формированию у учащихся представления о Московской битве; дать характеристику её основных этапов; показать итоги, значение и влияние событий Московской битвы на весь дальнейший ход Великой Отечественной войны и II мировой войны в целом.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать знания об основных событиях и итогах битвы за Москву;
- подвести учащихся к пониманию причин победы Красной армии;
- показать значение победы в битве за Москву в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
Развивающие:
- продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;
- продолжить работу по развитию критического и аналитического мышления учащихся;
- продолжать развивать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в команде;
- формировать способность учащихся к творческой деятельности.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости героическим прошлым своей Родины.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- «Песня защитников Москвы» (музыка Б.Мокроусова, слова А.Суркова);
- карта «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.»;
- карта «Битва за Москву»;
- портреты Г.К.Жукова, И.В.Панфилова, И.С.Конева;
- раздаточный материал – пакеты с заданиями.
Базовые понятия: операция «Тайфун», контрнаступление.
Структура урока:
- Организационный этап - 1 мин.
- Этап актуализации ранее изученных знаний – 4 мин.
- Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала – 2 мин.
- Этап усвоения новых знаний. – 27 мин.
- Этап подведения итогов и закрепления знаний – 5 мин.
- Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению – 1 мин.
План урока:
- План «Тайфун». Соотношение сил противоборствующих сторон.
- Оборона столицы осенью 1941 г.
- Контрнаступление Красной армии и разгром немецко – фашистских войск под Москвой (5-6 декабря 1941 года).
- Итоги и значение Московской битвы.
Ход урока
1. Организационный этап
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Раздача пакетов с заданиями.
Учащиеся делятся на две группы
2. Этап актуализации ранее изученных знаний
Беседа по вопросам.
- Как назывался план нападения Германии на СССР?
- Что было предусмотрено этим планом?
- В чём заключались причины неудач Красной Армии летом – осенью 1941 г.?
3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала
Звучит фонограмма песни «Песня защитников Москвы».
Далее учитель читает эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске).
Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова — всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли. И назад — ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.
Владимир Карпенко
Итак, записываем тему урока: Битва за Москву
(тема записана на доске и дублируется на слайде 1)
Познакомимся с планом изучения темы:
(план записан на доске и дублируется на слайде 2)
- План «Тайфун». Соотношение сил противоборствующих сторон
- Оборона столицы осенью 1941 г.
- Контрнаступление Красной армии и разгром немецко – фашистских войск под Москвой (5-6 декабря 1941 года).
- Итоги и значение Московской битвы.
Учитель озвучивает проблемное задание.
Проблемное задание
(задание записано на доске).
На Нюрнбергском процессе немецкому фельдмаршалу Вильгельму Кейтелю задали вопрос, когда он начал понимать, что план «Барбаросса» терпит крах. В ответ Кейтель произнес лишь одно слово: «Москва!»
Что этим хотел сказать немецкий фельдмаршал?
Какова роль Московской битвы в ходе ВОВ? Каково её международное значение?
4. Этап усвоения новых знаний
План «Тайфун». Соотношение сил противоборствующих сторон.
Учитель: Некоторое затишье, наступившее на Центральном фронте после Смоленского сражения, было затишьем перед бурей. Гитлеровский генеральный штаб разработал план решающего наступления на Москву, который получил кодовое название «Тайфун». Предполагалось, что фашистская армия стремительным ударом прорвет советскую оборону и захватит столицу СССР. Для решения этой задачи враг сосредоточил огромные силы.
На экране появляется диаграмма «Соотношение сил противников» (слайд 3)
Учитель: Проанализируйте данные диаграммы. Какой вывод о соотношении сил можно сделать на основании этих данных?
Учитель, обобщая ответы учеников, делает вывод:
- Советские войска в 1,5-2 раза уступали противнику, как в личном составе, так и в военной технике.
- Немецкие войска возглавляли опытные генералы: Бок , Гудериан, Клюге, Гот и другие.
Учитель: Рассмотрим периодизацию битвы за Москву.
Периодизация битвы (слайд 4).
- 1 этап: 30 сентября 1941- октябрь 1941 – оборонительные сражения
- 2 этап: 15 ноября – декабрь 1941 г.
- 3 этап: 5-6 декабря 1941- апрель-март1942 г. – контрнаступление советских войск.
Учитель: Представьте себе, что нам с вами поступила просьба от одного знаменитого режиссера помочь в написании сценария к документальному фильму о Московской битве.
Сейчас мы с вами выступим в качестве сценаристов.
- Первая группа - описывает события 1 этапа Московской битвы.
- Вторая группа - описывает события 2 и 3 этапов Московской битвы.
Режиссер оставил нам пояснительную записку о событиях, которые обязательно должны быть освещены в фильме.
Все материалы, которые вам понадобятся для написания сценария, находятся в пакетах на вашем столе.
Ученики работают в группах с выданными им материалами.
Далее выступает первая группа (описывает события 1 этапа Московской битвы). (приложение 2)
Затем выступает вторая группа (описывает события 2 и 3 этапов Московской битвы). (приложение 3)
Рассказ выступающих сопровождают слайды презентации.
- слайд 5 - карта «Оборона Москвы (30 сентября – 5 декабря 1941 г.)»;
- слайд 6 - Военная Тула;
- слайд 7 - Талалихин Виктор Васильевич;
- слайд 8 - Парад 7 ноября 1941 г;
- слайд 9 - Оборона Москвы ( 30 сентября – 5 декабря 1941 г.);
- слайд 10 - Подвиг панфиловцев;
- слайд 11 - портреты Г.К.Жукова, И.С.Конева, С.К.Тимошенко;
- слайд 12 - карта «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой (5-6 декабря 1941 г. – апрель 1942 г.)»;
- слайд 13 – диаграмма «Людские потери Германии в некоторых операциях в время II Второй Мировой войны».
Учитель: Победа под Москвой имела исторической значение. Она оказала огромное влияние на дальнейший ход войны. После пяти месяцев отступления и изнурительных оборонительных боев Красная Армия перешла в наступление, и под ее ударами бежали «непобедимые» гитлеровские войска.
5. Этап подведения итогов и закрепления знаний
Учитель: Теперь ответим с вами на вопрос, поставленный в начале урока.
Ученики отвечают на вопросы проблемного задания.
Ученики делают записи в тетрадях: Значение Московской битвы:
- развеян миф о «непобедимости» германской армии;
- похоронен фашистский план молниеносной войны против СССР;
- подорван моральный дух немцев;
- росла вера и уверенность советского народа в победу над врагом;
- победа под Москвой была первым крупным поражением германской армии во Второй мировой войне;
- победа русских войск под Москвой положила начало коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны;
- укрепился международный авторитет СССР;
- Ускорила складывание антигитлеровской коалиции.
6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Д/З. Написать сообщение об одном из участников битвы за Москву.
Литература
- Данилов А.А. История России, ХХ – начало XXI века. 9 класс: учеб для общеобразоват. Организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. – М.: Просвещение, 2013. – 383 с.
- Есаков В.Д. История СССР: Учеб. Для 10 кл. сред. шк. / В.Д.Есаков, Ю.С.Кукушкин, А.П.Ненароков; Под ред. Ю.С.Кукушкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 271 с.
- 1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной / Сост. Е.Н.Цветаев, В.С.Яровиков. – М.: Политиздат, 1990. – 687 с.
Интернет-ресурсы