Бинарный урок русского языка во 2-м классе с детьми с ЗПР на тему "Имя прилагательное как часть речи"

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Класс: 2

Ключевые слова: ЗПР, имя прилагательное как часть речи


Урок русского языка во 2 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи", проведённый учителем начальных классов и учителем-логопедом, представлял собой бинарную модель обучения. Бинарные уроки предполагают взаимодействие двух педагогов для интеграции учебных дисциплин. Взаимодействие на уроке учителя коррекционного класса и учителя-логопеда позволяет сформировать коррекционно-развивающее пространство для обучающихся с ЗПР.

Творческая группа: учитель Агафонова Т.С., учитель-логопед Журавлева И.В.

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • Деятельностная: формирование у учащихся умений распознавать имена прилагательные по их признакам.
  • Содержательная: расширение понятийной базы об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

  • Перечислить признаки имени прилагательного.
  • Объяснить связь имени прилагательного с именем существительным.
  • Использовать существительные и прилагательные для составления словосочетаний.
  • Выделить шаги алгоритма для распознавания имена прилагательные в речи.
  • Сделать вывод о значимой роли имени прилагательного в нашей речи.
  • Создать понятийный образ имени прилагательного.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие умения давать оценку своим действиям;
  • развитие навыков сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные:

  • познавательные - уметь осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме; осуществлять анализ, сравнение, обобщение;
  • регулятивные - учитывать правила в планировании и контроле способов решения;
  • коммуникативные - уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и право иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные:

  • уметь выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоить первоначальные знания об имени прилагательном;
  • уметь правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Материалы и оборудование:

Оборудование:

  • ПК
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация к уроку. (Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых; усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.)
  • Раздаточный материал с различными заданиями.

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Учитель. - Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Пусть сегодняшний урок принесет радость общения каждому из нас.

- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были внимательными, активными, аккуратными, любознательными.

Учитель-логопед. - Повернитесь друг к другу в паре, возьмитесь за руки, улыбнитесь, поприветствуйте друг друга.

(Дети произносят хором, приветствуя друг друга в паре)

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтоб ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

Учитель. - А для того, чтобы начать урок, давайте вспомним правила дружной работы на уроке:

  1. говорить по очереди и не перебивать друг друга;
  2. поднимать руку и не выкрикивать;
  3. внимательно слушать того, кто говорит;
  4. если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и обязательно понять.

- Правильно, молодцы, и я думаю, что вы в течение всего урока будете соблюдать все эти правила.

II. Этап актуализации и фиксирования затруднения в пробном действии

1. Минутка чистописания

Учитель. - Урок русского языка учит нас красивому письму. Спишите красиво число с доски в тетрадь, выделите орфограммы.

- Проведем минутку чистописания, а перед ней пальчиковую гимнастику.

Учитель-логопед.

Пальчиковая гимнастика

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

Учитель. - Посмотрите на данную запись. Попробуйте сформулировать задание.

    Большой - маленький
  • Сухой -?
  • Старый -?

К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по значению.

- Как называют слова противоположные по значению?

- Подберем слова.

    Большой - маленький
  • Сухой - мокрый
  • Старый - молодой.

- Что общего вы заметили в словах правого столбика?

- Охарактеризуйте звук м. Какой он? (согласный, звонкий, непарный)

- Запишите на следующей строке Мм до конца строки.

2. Орфографическая минутка

(На доске записаны слова: Москва, Маша, Мурзик.)

- Прочитайте слова, записанные на доске?

- К какой части речи относятся слова?

- Что общего у этих слов?

- К какой группе имен существительных они относятся?

- Найдите орфограммы в словах, подчеркните.

- Спишите красиво слова в тетрадь.

III. Этап постановки проблемы

- Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся в страну грамматики.

- Как вы думаете, кто живет в этой стране? (Части речи)

- Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, глагол)

Учитель-логопед. - Сейчас мы отправимся в гости к одной из частей речи, ну а к какой, вы узнаете, послушав внимательно небольшое стихотворение.

В этот мартовский тёплый день
Заниматься нам не лень.
Будем мы читать, писать, на вопросы отвечать
Имена прилагательные искать,
Их основные признаки называть,
От других частей речи отличать.

- Вы услышали в стихотворении, к какой части речи мы отправимся в гости?

- Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)

- Молодцы! Вы, верно, определили тему урока.

Поместить на доску карточку с надписью: "Имя прилагательное"

Учитель. - Сейчас мы определим уровень ваших знаний.

1. Прием "Палитра знаний"

- Давайте обратимся к палитре знаний, нашли первое окошко в палитре знаний.

Лист поделён на две части (1 часть - начало урока, 2 часть - конец урока)

- Наклейте звездочку соответствующим цветом. (Красная звёздочка обозначает ничего не знаем о прилагательном; жёлтая - знакомы, наслышаны; зеленая - знаем всё о прилагательном)

- Оказалось, что некоторые из вас все знают о прилагательном. Я предлагаю вам поработать на уроке и систематизировать свои знания, может быть, вы узнаете что-то новое.

- Те, кто что-то слышал, узнают в ходе работы, все, что нам нужно знать о прилагательном. Дополнят свои знания новой информацией.

- И, наконец, те, кто ничего не знал о прилагательном, на уроке узнают о нем.

- Какие цели мы поставим перед собой на занятии?

- Что именно мы должны знать к концу урока об этой части речи «имя прилагательное»?

    Что обозначает прилагательное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • И от какого слова зависит?
  • Какова роль прилагательных в речи?

Учитель-логопед. - Закройте глазки, по звуку, который услышите, определите, куда мы попали (Звук леса)

- Откройте глаза и посмотрите, какое яркое солнышко освещает лес.

- Да, попали мы в сказочный лес. А сказочный он потому, что там живет необычная фея, и происходят такие события, каких в нашей обычной жизни не бывает.

- Итак, мы отправляемся к фее.

- Посмотрите, на дороге сидит большая ворона.

- Она нас не пропускает дальше, пока мы не выполним задание.

- Отгадайте загадку:

Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. (Имя существительное)

Учитель. - Что вы знаете об имени существительном?

2. Игра "Светофор"

Предлагаю вам ответить на вопросы в форме игры "Светофор":

Вы, друзья, мне помогайте:
На вопросы отвечайте.
Если правильный ответ,
То горит зелёный свет.
Если вы со мною не согласны,
То тогда зажгите красный.

    Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет?
  1. Имя существительное отвечает на вопрос какой? какое? какая?
  2. Имена собственные пишутся с заглавной буквы?
  3. Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?
  4. Единственное число имен существительных употребляют для обозначения одного предмета?

Учитель-логопед.

3. Физминутка

- Пора подвигаться, размяться! Вы не против? Тогда встаньте, пожалуйста, и постарайтесь выполнить трудное задание: если услышите в начале слова

    звук У - губы вперёд и руки вперёд,
  • звук И - губы растягиваются в стороны и руки в стороны,
  • звук О - губы растягиваются вверх и вниз, а вы поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз.

- А теперь слушайте в предложении каждое слово, и реагируй на первый звук движением:

Оля Увидела Индюка и Улыбнулась. Ира Укрыла Игрушечного Ослика. Илюша Очень Увлечён Игрой. Иней Укутал Избушку. Иван Унёс Инструменты.- Молодцы! Отправляемся дальше!

IV. Этап открытия нового знания

Учитель. - Вот показалась полянка, а на ней нарядный разноцветный домик.

- На калитке висит разноцветная дощечка

- Прочитайте, что написано на дощечке: "Часть речи. Имя прилагательное"

- Посмотрите, а из-за дощечки выглядывает миловидная рыжеволосая женщина.

- Это фея Имя Прилагательное

(Запись голоса) - Добро пожаловать, милые, славные, симпатичные детки!

Меня зовут Имя Прилагательное. Я занимаюсь прекрасным, волшебным искусством-живописью. Хотите, покажу вам, ребята, как я умею рисовать?

Учитель. - Имя Прилагательное взяла кисть и принялась за работу. Всё к чему прикасалась её волшебная кисточка, удивительным образом преображалось. Каждый ПРЕДМЕТ становился КАКИМ-нибудь особым.

- Было, например, дерево. (Показать детям рисунок дерева без листьев)

- Прикоснулась к нему художница кисточкой. Смотрите, КАКОЕ стало дерево! (Показать детям рисунок дерева с листочками)

(ЗЕЛЁНОЕ, ВЫСОКОЕ, ВЕТВИСТОЕ)

(Поместить на доску вопрос: КАКОЕ?)

Учитель-логопед. - Была просто кошка. (Показать детям черно-белый рисунок кошки) Ничего особенного: кошка как кошка. Фея разрисовала и её.

- Ух, какая красивая кошка! (Показать детям цветной рисунок кошки) (КРАСИВАЯ, ПУШИСТАЯ, УСАТАЯ, ПОЛОСАТАЯ)

(Поместить на доску вопрос: КАКАЯ?)

- А если бы Имя Прилагательное встретила несколько кошек и разрисовала их, то какой вопрос можно задать к слову кошки?

(Поместить на доску вопрос: КАКИЕ?)

Учитель. - А это что? (Гриб). Какой это гриб? ( Не знаем) (Показать детям черно-белый рисунок гриба)

- И тут художница Прилагательное принялось раскрашивать гриб.

- КАКОЙ стал гриб? (Показать детям цветной рисунок гриба) (ЯРКИЙ, НАРЯДНЫЙ, КРАСНЫЙ)

- Запомните, ребята, красный да яркий - это ПРИЗНАКИ этого гриба.

- Как это - ПРИЗНАКИ? А это те приметы или черты, по которым мы всегда признаем мухомор. Этот гриб (какой?) красный, (какой?) заметный, но (какой?) ядовитый, несъедобный. Всё это признаки мухомора.

(Поместить на доску вопрос: КАКОЙ?)

- Все признали его потому, что художница Прилагательное наш грибок раскрасила.

- У всех предметов, которые раскрасила фея, появились ПРИЗНАКИ.

Поместить на доску карточку с надписью:

- Может кто-нибудь из вас может сказать, что такое имя прилагательное?

(Дети смотрят на доску, где прикреплены карточки:

    с надписью "имя прилагательное",
  • признаки предмета,
  • с вопросом КАКАЯ?,
  • с вопросом КАКИЕ?,
  • с вопросом КАКОЙ?,
  • с вопросом КАКОЕ?, и делают вывод, что такое имя прилагательное).

- Итак, имя прилагательное - это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

1. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным

Учитель. - У феи Имя Прилагательное есть папа. Посмотрите на рисунок (нарисован старичок-сказочник, и рисунок подписан"Имя Существительное"), и скажите кто он?

- Ведь прилагательное всегда связано с существительным. Нигде прилагательное без существительного появиться не может. Если не будет рядом предмета, художнице нечего будет раскрашивать!

- Послушайте, что говорит фея?

(запись голоса) - Меня зовут ПРИ-ЛА-ГА-ТЕЛЬ-НОЕ, потому что я ПРИ-ЛА-ГА-ЮСЬ к СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ. Я объясняю, КАКОЕ это существительное, КАКОЙ предмет!

- Фея предлагает нам поиграть в игру "Назови признаки имени существительного"

- Посмотрите на доску, что вы видите? (Лимон).

- Подберите признаки предмета, какой лимон? (выжатый, целый, кислый, желтый, свежий, большой)

- Давайте запишем словосочетание, где прилагательное обозначает вкус лимона. (Кислый лимон). Прилагательные подчеркиваем волнистой линией.

- Мы уже знаем, как подчеркиваются и обозначаются имена существительные и глагол, а имя прилагательное мы будем подчеркивать волнистой линией и сокращённо подписывать над словами прил.

- Посмотрите на доску, что вы видите? (Мяч).

- Подберите признаки предмета, какой мяч? (баскетбольный, футбольный, теннисный, резиновый, надувной, пляжный, разноцветный, новенький, упругий, детский).

- Давайте запишем словосочетание, где прилагательное обозначает форму мяча. (Круглый мяч). Прилагательные подчеркиваем волнистой линией.

- Посмотрите на доску, что вы видите? (Лису).

- Подберите признаки предмета, какая лиса? (хитрая, рыжая, пушистая, коварная, ловкая, осторожная.)

- Давайте запишем словосочетание, где прилагательное обозначает внутреннее качество лисы. Как лису описывают в сказках? (Хитрая лиса).

Прилагательные подчеркиваем волнистой линией.

- Посмотрите на записи в тетради, к какой части речи всегда относится имя прилагательное? (Имя прилагательное относится к имени существительному)

V. Этап первичного закрепления

1 .Игра "Прятки"

- А теперь Имя Прилагательное предлагает нам поиграть с ней в "Прятки"

- Фея Имя Прилагательное превратится в слова-признаки, а вы, ребята, найдите её в толпе других слов.

- Откройте учебник на странице 89, выполним упражнение 153.

- Прочитайте загадки. Отгадайте их. (Чтение загадок учениками)

- Какие слова помогли вам отгадать загадки.

- Выпишите из загадок имена прилагательные только к выделенным именам существительным.

- Подберем к первому имени существительному реснички имя прилагательное. Для того чтобы подобрать прилагательное задайте вопрос (какие?) белые.

- Прочитайте слова признаки, которые подобрали к именам существительным.

- Что эти слова показывают? На что указывают?

- Цвет предметов - это признак предмета.

2. Игра "Подумай-объясни"

Учитель-логопед. - Я сейчас прочитаю вам небольшой рассказ о весне, а вы внимательно послушайте и постарайтесь его запомнить.

"Весна"

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат весёлые ручейки. Светит ласковое солнце. Летят с юга перелётные птицы.

(На слайде появляется рассказ без имен прилагательных)

- И, вдруг прилагательные исчезли. Прочитайте теперь данный текст. (Читают дети)

"Весна"

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручейки. Светит солнце. Летят с юга птицы.

- Итак, разберём первое, второе и т.д. предложение (Наступила весна). Кто вспомнит, какая была весна?

- Какой текст интереснее, красивее, ярче, выразительнее? С прилагательными или без них?

- Какой можно сделать вывод? Какую роль прилагательные играют в нашей речи? (Прилагательные уточняют, дополняют речь, делают ее более красивой, "раскрашивают" ее. Прилагательные нужны для образности, яркости нашей речи)

- Давайте запишем четвёртое предложение (Светит ласковое солнце). И подпишем части речи.

VI. Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель-логопед.

1. Прием "Найди лишнее" (Работа в группах)

Имя Прилагательное приготовила вам приз, потому что вы очень хорошо работали на уроке. Это большой торт. Сейчас мы его раскрасим словами-признаками.

(Картинка на доске)

- Вы работаете в паре. Я вам раздам карточки, на которых напечатаны три слова - признака.

- Какие-то из них относятся к торту, а какие-то нет? Смотрите не ошибитесь, а то торт станет не съедобным.

- Возьмите карточки и выберите прилагательные, которые описывают наш десерт, а затем прикрепите их на доску вокруг торта.

Торт, КАКОЙ?

    Сладкий, сахарный, кислый.
  • Резиновый, красивый, вкусный
  • Глупый, большой, праздничный
  • Ягодный, мягкий, деревянный
  • Круглый, шоколадный, пыльный

(Слова признаки ученики крепят на доске вокруг торта)

- Давайте прочитаем слова-признаки, которые мы подобрали к нашему торту.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель.

Прием "Палитра знаний"

- Наш урок подходит к концу. Давайте снова обратимся к палитре знаний, только теперь нашли второе окошко "Конец урока"

- Прикрепите звездочку соответствующего цвета. У кого цвет звездочки изменился? У кого нет?

- Удалось ли нам всем вместе достичь целей, которые мы поставили в начале урока?

- Давайте ответим на вопросы:

    Что обозначает прилагательное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какова роль прилагательных в речи?
  • И от какого слова зависит?

2. Прием "Настроение"

- Теперь посмотрим на ваше настроение. На партах есть карточки с пушистиками. Посмотрите на них внимательно. Обведите того пушистика, у которого такое же настроение, как у тебя.

- Подарим пушистиков феи Имя Прилагательное. Пусть они помогают ёй делать нашу речь интересной и яркой!

VII. Домашнее задание. Оценивание

- Фея передала вам конвертики, откройте и посмотрите, что там. (Домашнее задание)

- Откроем дневники, запишем домашнее задание с.87, упр.151.

- Спишите сочетания слов, подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Устно для каждого имени прилагательного подберите синоним из слов для справок.

- Сегодня на уроке хотелось бы отметить работу………….

- Нам с вами было очень приятно работать.

Литература

    Т.Г.Рик "Доброе утро, Имя Прилагательное!"