У каждого из нас очень часто встаёт вопрос: Как научить читать наших учеников с умом и вдохновением? А в современном мире найти правильные ответы на этот вопрос становятся всё актуальней и актуальней. Каждому учителю хочется чтобы учащиеся умели пользоваться полученными знаниями. Восприятие и понимание прочитанного играет немаловажную роль.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Понимание текста - это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. В современном мире от переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, и художественные тексты - лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения - словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность - это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности. В своей практической деятельности я использую разные приёмы, направленные на формирование читательской грамотности:
- Систематически использую в своей работе приём «Словарик» для формирования читательской деятельности при первичном прочтении (подчеркивание слов, значение которых неизвестно).
- Синквейн, который обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также это хороший способ контроля и самоконтроля.
- Прием «Толстых и тонких вопросов» (Тонкие вопросы: Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали? Толстые вопросы: Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?)
- На этапе обобщения по литературному чтению хорошо идёт приём Кубик Блума, на лепестке слово, с которого я или учащиеся начинаем свой вопрос по прочитанному тексту, разделу:
- Предложи
- Поделись
- Придумай
- Назови
- Почему
- Объясни
- Оцени
- Примени
- Сравни
- Проанализируй
В своей работе я использую тетради «Комплексные работы», которые дают возможность определить на сколько учащиеся понимают прочитанный текст и могут использовать полученную информацию.
Информация представлена по-разному: текст, несплошной текст, иллюстрация (работа с таблицами, графиками, диаграммами, картами).
На родительских собраниях каждый из вас старается убедить родителей в том, что чтение это часть любого предмета, а чтение с пониманием это ещё и хороший результат. Конечно, в нашем современном мире родителю некогда уделять время на контроль техники чтения. Поэтому предлагается онлайн-проверка техники чтения. (Онлайн тест скорости чтения. Проверка техника чтения ребенка (foxgard.ru))
Откуда брать вдохновение? Это безусловно творческие работы:
- В процессе подготовки концертной программы для одноклассников и родителей дети увлекаются, самостоятельно подбирают материал, пишут сценарий, репетируют, многократно прочитывая один и тот же текст, (в 4 классе особенно нравится проведение девочками праздника 23 февраля для мальчиков, а мальчикам праздника 8 Марта)
- Ежегодно в классе проводится конкурс чтецов. Победители участвуют в конкурсах разного уровня.
- Подготовка к выступлению на научно-практических конференциях мотивирует учащихся читать дополнительную литературу, анализировать и систематизировать прочитанный материал. Во время презентации работы каждый ученик выступает в роли докладчика, стремясь понятно, интересно изложить свою тему. Эта работа тоже способствует формированию читательской грамотности.
- Участие в конкурсах по робототехнике - это увлекательная работа по созданию моделей, где немаловажную роль играет умение читать схемы, моделировать техническое устройство согласно алгоритму.
- На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира учащиеся создают собственные произведения разной тематики.
Поле для вдохновения и творчества - это работа в кружке «Мультстудия». Перед съёмкой дети пишут сценарий, а только потом начинается кропотливая работа по претворению сценария в фильм. В процессе съёмки сценарий многократно прочитывается, редактируется, совершенствуется. Не потому, что так сказал учитель, а потому, что дети выступают в роли творцов. Их этот процесс увлекает. Он им нравится. А как вы понимаете, нет предела совершенсту.
Рекомендации:
- Не переставайте читать.
- Если не можете читать много, читайте хотя бы вдумчиво.
- Соединяйте чтение с самостоятельными размышлениями. Проявлять интеллектуальное внимание к необработанному материалу жизни - вот что значит размышлять самостоятельно. Не превращайте чтение в замену самостоятельным размышлениям.
- Задание не просто пересказать материал, а проанализировать, оценить, дать на тот или иной ход событий свою точку зрения, представить как вы повели себя в данной ситуации.
- Когда вы читаете, мыслите критично. Вы не обязаны соглашаться с любимыми писателями.
- Читайте, чтобы обрести собеседника и воодушевление в собственных размышлениях.
- Когда мы видим в писателях единомышленников, то они вполне могут стать для нас собеседниками. Однако даже писатели, чьи взгляды противоположны нашим, могут помочь нам обрести храбрость найти свой собственный голос.
- Позвольте красивому слогу побудить вас к самостоятельному мышлению. Дайте авторам вдохновить вас на новый взгляд на мир.
- Дайте знать о своих мыслях. Пишите, о чем вы думаете. Пусть письмо станет способом мышления. Пишите, о чем читаете. Если вы не хотите выражать свои мысли письменно, то непременно сделайте это каким-либо иным способом.