Пояснительная записка
Туризм и краеведение - это одно из важнейших современных направлений патриотического воспитания подрастающего поколения.
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может быть рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней» - эти слова Д.С.Лихачёва, считавшего, что именно краеведение и туризм являются «прекрасной школой воспитания гражданственности».
Данная методическая разработка составлена на основе общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности - «В поисках гармонии». Материал адресован тем, кто работает с детьми в условиях дополнительного образования: методистам, педагогам дополнительного образования и может быть использован при составлении программы, при аттестации - оценивании знаний обучающихся в области туризма и краеведения. Автор - составитель раскрывает секреты педагогического мастерства, делится собственным профессиональным опытом, накопленным в процессе работы.
Цель методической разработки: дать оценочную характеристику знаний обучающихся, полученных при выполнении программ туристско-краеведческой направленности.
В разработке представлены тестовые задания, не содержащие вариантов ответов, по таким разделам как: основы туристской подготовки, топография, узлы, костры, основы гигиены первая доврачебная помощь, элементы пешеходного туризма, краеведение. Программа «В поисках гармонии» рассчитана на три года обучения, поэтому тесты составлены для всех годов обучения - с первого по третий.
Инструкция для проверки тестового задания.
Время на выполнение тестовых заданий - 20 минут.
Каждый правильный ответ обучающегося оценивается в 1 балл, неправильный - в 0 баллов.
Максимальное количество баллов.
- 1 год обучения: 39 баллов
- 2 год обучения: 62 балла
- 3 год обучения: 79 баллов
Ключ к тестовому заданию 1 год обучения
Тема. Основы туристской подготовки |
|
1 |
Поход |
2 |
Пешеходным |
3 |
Личное |
4 |
Групповое |
5 |
Руководитель |
Тема. Топография и ориентирование |
|
1 |
Прибор, для определения азимута |
2 |
N |
3 |
Практическое выполнение |
4 |
Север |
5 |
100м |
Тема. Узлы |
|
1 |
Прямой |
2 |
Австрийский проводник(пчелка) |
3 |
Схватывающий |
4 |
Восьмерка |
5 |
Проводник |
Тема. Костры |
|
1 |
Звезда |
2 |
Шалаш |
3 |
Таежный |
4 |
Колодец |
5 |
Нодья |
Тема. Основы гигиены. Первая доврачебная помощь |
|
1 |
Санитар |
2 |
Вперед |
3 |
Жгут |
4 |
Выкручивать против часовой стрелки |
5 |
Активированный угол |
Тема. Элементы пешеходного туризма |
|
1 |
Дымом, фонариком, сигнальной ракетой |
2 |
Вода, дрова |
3 |
6-8 |
4 |
Привал |
5 |
3-5м |
Тема. Краеведение |
|
1 |
Иркутским, Шелеховским, республикой Бурятией. |
2 |
Хамар-Дабан |
3 |
1966 |
4 |
Сарма, Култук, Баргузин, Шелонник, Горный, Верховик |
5 |
Александр III |
По результатам выполнения тестовых заданий определяются уровни освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1 год обучения
- высокий уровень: 39-25 баллов;
- средний уровень: 24-15 баллов;
- низкий уровень: 14-1 баллов.
Ключ к тестовому заданию 2 год обучения
Тема. Основы туристской подготовки | |
1 |
Поход |
2 |
Пешеходным |
3 |
Личное |
4 |
Групповое |
5 |
Специальное |
6 |
Руководитель |
7 |
Командир, штурман, завхоз, краевед, хронометрист, реммастер, санитар, костровой, фотограф |
8 |
65кг |
Тема. Топография и ориентирование |
|
1 |
Прибор, для определения азимута |
2 |
N |
3 |
Практическое выполнение |
4 |
Север |
5 |
100м |
6 |
1:20000 |
7 |
Черный, синий, коричневый, зеленый |
8 |
Восток |
Тема. Узлы |
|
1 |
Прямой |
2 |
Австрийский проводник(пчелка) |
3 |
Схватывающий |
4 |
Восьмерка |
5 |
Проводник |
6 |
Булинь |
7 |
Штык |
8 |
Академический |
Тема. Костры |
|
1 |
Звезда |
2 |
Шалаш |
3 |
Таежный |
4 |
Колодец |
5 |
Нодья |
Тема. Основы гигиены. Первая доврачебная помощь |
|
1 |
Санитар |
2 |
Вперед |
3 |
Жгут |
4 |
Выкручивать против часовой стрелки |
5 |
Активированный угол |
6 |
Положить пострадавшего в тень, на лоб влажную тряпочку |
7 |
Ромашка, подорожник, иван-чай, мать и мачеха, черемуха, кровохлебка, брусника |
8 |
Шина |
Тема. Элементы пешеходного туризма |
|
1 |
Дымом, фонариком, сигнальной ракетой |
2 |
Препятствий, ночевок, расстоянием |
3 |
Вода, дрова |
4 |
7-9 |
5 |
Привал |
6 |
Равномерно, по весу и возрасту участников похода |
7 |
3-5м |
8 |
Сосна, береза |
Тема. Краеведение |
|
1 |
Иркутским, Шелеховским, республикой Бурятией. |
2 |
Хамар-Дабан |
3 |
1966 |
4 |
Сарма, Култук, Баргузин, Шелонник, Горный, Верховик |
5 |
Александру III |
6 |
20-25 млн. лет |
7 |
Селенга |
8 |
Байкальский осетр |
По результатам выполнения тестовых заданий определяются уровни освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2 год обучения
- высокий уровень: 62-45 баллов;
- средний уровень: 44-25 баллов;
- низкий уровень: 24-1 баллов.
Ключ к тестовому заданию 3 год обучения
Тема. Основы туристской подготовки |
|
1 |
Поход |
2 |
Пешеходным |
3 |
Личное |
4 |
Групповое |
5 |
Специальное |
6 |
Руководитель |
7 |
Командир, штурман, завхоз, краевед, хронометрист, реммастер, санитар, костровой, фотограф |
8 |
Горный, велосипедный, автомобильный, водный… |
9 |
Штурман или руководитель, хорошая физ.подготовка |
10 |
Организаторскими, авторитетный, с чувством юмора |
Тема. Топография и ориентирование |
|
1 |
Угол между севером и заданным направлением или градусами |
2 |
N |
3 |
Практическое выполнение |
4 |
Север |
5 |
100м |
6 |
1:20000 |
7 |
Черный, синий, коричневый, зеленый |
8 |
Практическое выполнение |
9 |
Контрольный пункт |
10 |
Лес |
Тема. Узлы |
|
1 |
Прямой |
2 |
австрийский проводник(пчелка) |
3 |
Схватывающий |
4 |
Восьмерка |
5 |
Проводник |
6 |
Булинь |
7 |
Штык |
8 |
Академический |
9 |
Брамшкотовый |
10 |
грейпван (ткацкий) |
Тема. Костры |
|
1 |
Звезда |
2 |
Шалаш |
3 |
Таежный |
4 |
Колодец |
5 |
Нодья |
Тема. Основы гигиены. Первая доврачебная помощь |
|
1 |
Санитар |
2 |
Вперед |
3 |
Жгут |
4 |
Выкручивать против часовой стрелки |
5 |
Активированный угол |
6 |
Положить пострадавшего в тень, на лоб влажную тряпочку |
7 |
Ромашка, подорожник, иван-чай, мать и мачеха, черемуха, кровохлебка, брусника |
8 |
Шина |
9 |
Наложить холод |
10 |
Жаропонижающий: аспирин, |
Тема. Элементы пешеходного туризма |
|
1 |
Дымом, фонариком, сигнальной ракетой |
2 |
Препятствий, ночевок, расстоянием |
3 |
Вода, дрова |
4 |
7-9 |
5 |
Привал |
6 |
Равномерно, по весу и возрасту участников похода |
7 |
3-5м |
8 |
Сосна, береза |
9 |
75кг |
10 |
Ближе к спине |
Тема. Краеведение |
|
1 |
Иркутским, Шелеховским, республикой Бурятией. |
2 |
Хамар-Дабан |
3 |
1966 |
4 |
Сарма, Култук, Баргузин, Шелонник, Горный, Верховик |
5 |
Александр III |
6 |
20-25 млн. лет |
7 |
Селенга |
8 |
Байкальский осетр |
9 |
Нерпа, омуль, эпишура, голомянка.. |
10 |
Святой нос |
По результатам выполнения тестовых заданий определяются уровни освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
3 год обучения:
- высокий уровень: 79-50 баллов;
- средний уровень: 49-20 баллов;
- низкий уровень: 19-1 баллов.
Тесты промежуточной аттестации 1-3 годов обучения
Литература
- Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987.
- https://30liman-sch1.edusite.ru/p192aa1.html (стр.4)
- https://www.baikal-olkhon.ru/mesta-na-baikale/baikalsk/80-skalynyy-ostanec-chertov-palec-v-doline-reki-solzan/ (стр.5)
- https://zen.yandex.ru/media/zapovednayadoroga/samyi-dorogoi-i-opasnyi-jeleznodorojnyi-proekt-carskoi-rossii-krugobaikalskaia-jeleznaia-doroga-5d749cf20a451800aee10de4 (стр.6)
- https://travelest.ru/rossiya/olkhinskoe-plato-skalnik-vityaz-irkutsk-kak-dobratsya (стр7)
- Грошева Е.И.,. Павлов Б.К, Дидоренко С.И.. 40 лет на Байкале: Иллюстрированный аналитический очерк о Байкалском ЦБК и состоянии байкальских экосистем. - Байкальск, 2006
Интернет-ресурсы