Слово гуру имеет несколько значений. В названии моего выступления оно означает учителя, который передает ученикам свои знания и создаёт условия для самореализации обучающихся.
(слайд 2) Презентация
Природа - это самая лучшая из книг,
написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать
Николай Гарин-Михайловский
Естественно-научная грамотность является важной составной частью функциональной грамотности. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах.
Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.
Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов обучения.
У меня нет цели рассказать о всех приёмах и методах формирования естественно-научной грамотности младших школьников.
Я остановлюсь подробнее на одном из них.
Одним из эффективных инструментов формирования естественно- научной грамотности являются проектные задачи.
Проектные задачи в начальном общем образовании являются прообразом проектной деятельности в основной школе. Ввиду возрастных особенностей в полном объеме и самостоятельно осуществить проектную работу младший школьник не в состоянии. Проектная деятельность как специфическая «пошаговая» деятельность от замысла до создания проектного продукта становится ведущей только в старшем подростковом возрасте (15-17 лет). Поэтому в начальной школе на уроках актуально применение проектной задачи.
Проектная задача должна содержать несколько заданий, которые обычно выполняются группой детей.
Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
(слайд 3)
В 3 классе запланировано 4 проектные задачи:
- Край трудовой славы
- Тайны лесного следствия
- Вятские писатели и художники
- Вятский Суздаль
(слайд 4)
Сегодня я расскажу об использовании данного ресурса в своей практике на примере проектной задачи «Тайны лесного следствия».
Цель: формирование бережного отношения учеников к природе.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.
Задачи:
- сформировать представление о роли лесов в жизни всех живых существ;
- познакомить с причинами и последствиями уничтожения лесов;
- способствовать развитию познавательной активности детей;
- воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Проводится подготовительная работа. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, изо, технологии, музыке акцентируется внимание учеников на материале, который может им понадобиться для решения проектной задачи.
Например, детям было предложено создать Кластер по теме «Лес».
Ученики выделили опорные слова, ассоциации, связанные с этим словом.
(Слайды 5-12)
Наиболее распространенные ответы: растения, животные, грибы, ягоды, лекарство, кислород.
На основе личного опыта ребята установили, что леса имеют огромное значение. В них произрастает множество видов растений, проживает большое количество животных. Кроме этого, леса выполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и очистка кислорода.
Но встретились и такие интересные ассоциации со словом лес: красота и интерес, отопление домов, бумага, строительные материалы.
В процессе подготовки проводилась работа с картой. (слайд 13)
Поскольку на уроках окружающего мира природные зоны ещё не изучались, нам надо было выяснить, какую часть территории нашей страны занимают леса.
Используя условные обозначения, дети пришли к выводу: зона лесов охватывает больше половины территории России. Также они отметили, что мы живём в зоне лесов.
Далее мы переходим непосредственно к проектной задаче. Выполнение заданий рассчитано на два урока. Начинаем это занятие с постановки проблемы.
(слайд 14)
Ребята, вчера вечером мне пришло письмо. К нам обратились за помощью лесные жители. Вчера они обнаружили, что их лес исчез. Некоторые звери и птицы в панике метались из стороны в сторону, кто-то пытался сохранить спокойствие. Однако ситуация складывалась просто ужасающая - животные остались без дома!
Мы должны выяснить, куда делся лес и как его вернуть.
Выслушиваются предположения детей о том, что могло произойти.
Работа проходит в трёх группах.
Задание № 1. Каждой группе выдаются иллюстрации и несплошные тексты для составления связного сообщения о причинах уничтожения леса и возможных последствиях.
(слайд 15-18)
Дети называют причины исчезновения лесов (слайд 19)
Дети называют причины исчезновения лесов (слайд 19)
- Предполагают, что произойдет с животными, если все деревья исчезнут?
- Что произойдет с людьми?
- Как остановить процесс уничтожения лесов?
После ответов детей каждой группы приходим к выводу: виновен в пропаже леса - человек.
- Все ли люди вредят лесу?
Дети высказывают мнение.
Подводим промежуточный итог: человек не только вредит, но и помогает: ведь людям одинаково нужны и леса, и продукция из древесины.
(слайд 20)
Задание № 2. У нас возникла непростая ситуация. Мы понимаем, что нельзя уничтожать леса, но в то же время мы нуждаемся в древесине. Как поступить?
Выслушиваются предположения детей.
Давайте разберемся в лесной экономике.
(слайд 21)
Используя информацию на слайде, дети высказывают свои предположения и с помощью учителя обобщают информацию о переработке древесного мусора как об одном из рациональных способов сохранения леса.
Древесный мусор в больших количествах образуется на предприятиях, занимающихся деревообработкой, шпалопилением, лесопилением, производством фанеры, мебели и т.д. Такие отходы могут быть представлены в виде опилок, стружки, щепы, сучьев, зелени деревьев, их корней и пней. По мнению специалистов, получение древесного угля - самый эффективный способ утилизации. Для получения древесного угля используется процесс, получивший название «пиролиз» - разложение сырья в устройстве без доступа кислорода.
Чтобы сформулировать другие рациональные способы сохранения леса, детям предлагается решить открытые исследовательские задачи.
(слайд 22-24)
Задание № 3.
1 группа
При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?
Ответ: выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых- вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.
2 группа
Почему в северных районах хозяйственную рубку леса нужно проводить только зимой и вывозить древесину по глубокому снегу?
Ответ: так как значительно меньше нарушается почвенный покров; не уничтожается подстилка и травянистый ярус растений, не формируются рытвины, колеи, изменяющие гидрорежим и способствующие эрозии почвы; значительно меньше уничтожается подрост и подлесок.
3 группа
В последнее время возросло количество пожаров в лесах, причины их возникновения различны: от засухи и жары до человеческого фактора. Какие меры необходимо принять, чтобы снизить их количество.
Ответ: необходимо очищать лес от сухостоя, не разжигать костров, не бросать окурки, опахивать лес или лесополосу от дорог и степной зоны, т.к. сухая трава быстро загорается и огонь со степи может легко перебросится на лес.
Решая данные задачи, ученики назвали рациональные способы сохранения леса
Т.о., мы подошли к созданию творческого продукта проектной задачи - создание плаката на тему «Сохраним лес» (слайд 25-29)
4. Создание плаката «Поможем сохранить лес!». Презентация работ классу
Подведение итогов
Решение проектных задач способствует формированию естественнонаучной грамотности.
В процессе работы учащийся проходит три составляющие естественнонаучных компетенций.
Научно объясняют явления, применяют методы естественнонаучного исследования, анализируют полученные данные, работая с различными источниками информации, оценивая результаты.
Кроме участия в решении проектных задач ребята ежегодно выступают на научно-практических конференциях разного уровня. Примерно 45% участников НПК выбирают экологические темы. Во время презентации результатов своей исследовательской деятельности на конференции уже не учитель, а ученик играет роль гуру.
(слайд 30)
Коротко остановлюсь на проекте ученика 3а класса (Демакова Фёдора)
Тема его проекта - «Восковые салфетки - маленький шаг для экологии всего мира»
(слайды 31, 32)
Данная тема заинтересовала ученика, когда он посмотрел документальный фильм про «пластиковый остров» в мировом океане. В котором рассказывали о том, что потребление пластика приняло угрожающие объёмы и с этим необходимо что-то делать.
(слайд 33)
Единственным выходом было показано снижение употребление пластика во всем мире. Пластик во многих странах используется одноразово, затем происходит его захоронение на мусорных свалках.
Далее было проведено анкетирование одноклассников и сделан вывод о том, что 99% родителей одноклассников используют пакеты каждый день в магазинах, хранят в одноразовых пакетах продукты.
(слайд 34)
Для успешного выполнения исследовательской работы учеником использовались различные источники литературы: научные статьи, энциклопедии, интернет-ресурсы, и найден альтернативный способ для хранения продуктов - восковая салфетка. (слайд 35)
Затем восковая салфетка была изготовлена в домашних условиях (слайд 36) и проведено наблюдение за процессом разложения салфеток и пакета в земле. (слайд 37)
(слайд 38)
В ходе исследования ученик обнаружили, что:
- восковая салфетка, действительно натуральный продукт;
- восковую салфетку можно сделать своими руками в нужных размерах;
- восковая салфетка - отличная альтернатива для хранения продуктов;
- восковая салфетка уже за 2 месяца показала признаки разложения в земле;
- пластиковый пакет разлагается в земле долго и наносит ущерб.
(слайд 39)
Таким образом, роль гуру в начальной может играть как учитель, так и ученик. Разница в том, что учитель направляет деятельность детей, а ребёнок сначала под руководством учителя исследует проблему, а потом делится своими достижениями с другими учениками.
Подведение итогов. Вопросы
Спасибо за внимание! (слайд 40)
Желаю творческих успехов.