Проблему формирования КГН у детей раннего возраста можно эффективно решать с помощью детского фольклора. Посредством детского фольклора дети лучше запоминают, устанавливают причинно-следственные связи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Для плодотворного общения воспитателя и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. И здесь на помощь придет детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, пестушки.
Фольклор - народное творчество, произведения,создаваемые народом и бытующие в нем. Фольклор оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела детей. Под потешки дети с удовольствием одеваются, умываются, обедают, засыпают, занимаются разными делами. У детей развиваются память, мышление, внимание и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержанию порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослым.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, т. к. центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием повторяются каждый день и многократно. Навыки мытья рук и личной гигиены включают:
- умение мыть руки и лицо
- закатывать рукава
- смочить руки
- взять мыло и намыливать
- смыть мыло
- сухо вытереть руки и повесить полотенце в свою ячейку. Навыки опрятной еды включают умения:
- правильно пользоваться ложкой, салфеткой
- не крошить хлеб
- пережевывать пищу с закрытым ртом
- благодарить.
Навык пользования расческой:
- знать свою расческу и место, где она лежит
- показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования
- переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой).
В раннем возрасте широко используются малые формы фольклора: потешки, пословицы и поговорки. Варианты использования устного народного творчества в режимных моментах:
Умывание
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Чистая водичка
Умоет Саше - личико,
Анечке - ладошки,
Пальчики - Антошке.
Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?» Дети покажут, охотнее будут умываться.
Во время еды
Каша из гречки варилась на печке,
Варилась и прела, чтобы детки ели.
Молодцы, детки, ешьте кашку
Сладеньку, вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.***
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка - за капусту,
Мышка - за корку,
А детки - за молоко.
Пейте, детки, молоко - будете здоровы.***
Расчесывание волос:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.
Перед сном:
Баю-баю-баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.***
Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Малым деткам спать велят.
После сна
Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:
Петушок, петушок -
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь!***
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Во время одевания:
Наденем малышке
Красивые штанишки.
Теплые носочки,
А на них цветочки.***
Застегнем застежки
На твоей одежке.
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
В процессе предварительной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы приобретение культурно-гигиенических навыков стало для них естественным. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять.
Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатить социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.