Дети часто капризничают во время умывания, одевания, во время приёма пищи - помогут в этом потешки. С потешками, песнями, да прибаутками любое дело идёт веселее! Эта истина нашла воплощение в устном народном творчестве. Она развивает и развлекает малыша. Слово в потешке неразрывно связано с жестом.
Потешка часто является первой игрой для детей младшего дошкольного возраста.
В игровой форме потешка помогает малышам настроиться на нужный лад и сделать необходимое. Она может помочь практически в любой ситуации.
Потешка играет особую роль в развитии детей младшего возраста. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться. Повторять слова и жесты, которые могут сопровождать потешку. Повторяющиеся слова с их напевностью создают эффект музыкальности. Это способствует развитию речевого слуха, произношению и запоминанию звуков!
Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка! Ценность детских потешек заключается в том, что с их помощью устанавливается эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Потешки оказывают благотворное влияние в разные режимные моменты, на общение с ребёнком. Помогают малышу быстрее адаптироваться на новом месте, ведь она всегда произносится с улыбкой! Помогают приучить ребёнка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Потешки помогут при умывании, При укладывании спать, Во время еды и в других режимных моментах.
Потешки важны не только для развития речи. Они всесторонне влияют на малыша. Воздействуют на интеллект, эмоции, физическое и сенсорное развитие. Способствуют тактильному контакту взрослого с ребёнком.
Связь текста с двигательной активностью развивает как мелкую, так и крупную моторику. Это способствует физическому развитию детей!
Так как потешки с простой рифмой и ритмом их зачастую напевают детям. Это значительно облегчает запоминание и повторение.
Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.
Слова в потешках часто используют в уменьшительно-ласкательном варианте. Это вызывает у ребёнка нежность, любовь, доброе отношение к герою потешки. Потешки учат доброте, сопереживанию.
Через потешку ребёнок получает образец правильного поведения. Делиться с другими, дружить, никого не обижать. Регулярное использование потешек позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития.
Информационные источники
- Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. С.Д.Томилова. - Москва: АСТ, 2013.
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до шести лет». - Я.; «Академия развития», 2002.
- Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей»// Дошкольное воспитание, 1995г. №9.
- «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4.
Картотека
«Потешки в режимных моментах для детей раннего возраста»
Утренний приём
|
|
Наша деточка в саду,
|
Миша хлопает в ладоши,
|
Ходит солнышко по кругу
|
Петушок у нас горластый,
|
Доброе утро, глазки!
|
Кто у нас хороший?
|
Утренняя гимнастика |
|
.Рано утром на зарядку
|
Ножки, ножки, где вы были?
|
Вот мы руки развели
|
Потягуни - потягушечки,
|
Ручки-ручки - потягушки
|
Скок-поскок,
|
Медвежата в чаще жили,
|
|
Гигиенические процедуры |
|
Водичка, водичка,
|
Ай, лады, лады, лады
|
Руки надо с мылом мыть,
|
Чистая водичка
|
Полотенчико попросим
|
Кран, откройся!
|
Ах, водичка хороша!
|
Руки надо чисто мыть,
|
Кто не моет руки с мылом
|
Кто не моет руки с мылом
|
Ах, вода, вода, вода!
|
Из колодца принесла
|
Потешки при кормлении |
|
А у нас есть ложка
|
Кушай кашку, девочка,
|
На моей тарелочке
|
Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,
|
Вот и полдник подошел,
|
Повара нам супчик сварили
|
Бери ложку, бери хлеб,
|
Час обеда подошел,
|
Готовимся ко сну |
|
Баю, баю, байки,
|
Тишина у пруда,
|
.Спи-ка, Маша - солнышко,
|
Байки-побайки,
|
Ходит сон у колыбели,
|
Вот лежат в кроватке
|
Баю-баю, за рекой
|
|
Подготовка к прогулке, прогулка |
|
Вот они, сапожки:
|
Раз, два, три, четыре, пять,
|
Если хочешь прогуляться,
|
Руки спрячем в рукавички -
|
Таня варежку надела,
|
Завяжи потуже шарф,
|
Большие ноги шли по дороге:
|
Мы снимаем тапки,
|