Использование потешек в режимных моментах с детьми раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: потешки


Дети часто капризничают во время умывания, одевания, во время приёма пищи - помогут в этом потешки. С потешками, песнями, да прибаутками любое дело идёт веселее! Эта истина нашла воплощение в устном народном творчестве. Она развивает и развлекает малыша. Слово в потешке неразрывно связано с жестом.

Потешка часто является первой игрой для детей младшего дошкольного возраста.

В игровой форме потешка помогает малышам настроиться на нужный лад и сделать необходимое. Она может помочь практически в любой ситуации.

Потешка играет особую роль в развитии детей младшего возраста. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться. Повторять слова и жесты, которые могут сопровождать потешку. Повторяющиеся слова с их напевностью создают эффект музыкальности. Это способствует развитию речевого слуха, произношению и запоминанию звуков!

Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка! Ценность детских потешек заключается в том, что с их помощью устанавливается эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Потешки оказывают благотворное влияние в разные режимные моменты, на общение с ребёнком. Помогают малышу быстрее адаптироваться на новом месте, ведь она всегда произносится с улыбкой! Помогают приучить ребёнка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Потешки помогут при умывании, При укладывании спать, Во время еды и в других режимных моментах.

Потешки важны не только для развития речи. Они всесторонне влияют на малыша. Воздействуют на интеллект, эмоции, физическое и сенсорное развитие. Способствуют тактильному контакту взрослого с ребёнком.

Связь текста с двигательной активностью развивает как мелкую, так и крупную моторику. Это способствует физическому развитию детей!

Так как потешки с простой рифмой и ритмом их зачастую напевают детям. Это значительно облегчает запоминание и повторение.

Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

Слова в потешках часто используют в уменьшительно-ласкательном варианте. Это вызывает у ребёнка нежность, любовь, доброе отношение к герою потешки. Потешки учат доброте, сопереживанию.

Через потешку ребёнок получает образец правильного поведения. Делиться с другими, дружить, никого не обижать. Регулярное использование потешек позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития.

Информационные источники

  1. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. С.Д.Томилова. - Москва: АСТ, 2013.
  2. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до шести лет». - Я.; «Академия развития», 2002.
  3. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей»// Дошкольное воспитание, 1995г. №9.
  4. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4.

Картотека
«Потешки в режимных моментах для детей раннего возраста»

Утренний приём

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!
В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.

Миша хлопает в ладоши,
Он ребятам очень рад
Улыбаются матрешки,
С добрым утром говорят

Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходи
Дружба - солнечный привет.

Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он, здравствуй,
На ногах его сапожки
На ушах висят сережки,
На головке - гребешок,
Вот какой он петушок

Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
Доброе утро, носик!
Ты проснулся?
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
Доброе утро, ротик!
Ты проснулся?
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
Доброе утро, животик!
Ты проснулся?
Доброе утро, детки!
Все проснулись?!
К солнышку потянулись!

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька (имя ребенка) хороший,
Коленька (имя ребенка) пригожий.

Утренняя гимнастика

.Рано утром на зарядку
Выходили по-порядку:
Пес-Барбос, утенок смелый
И котенок белый-белый.
Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Вот мы руки развели
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Потягуни - потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем, Растем!

Ручки-ручки - потягушки
И ладошки - похлопушки.
Ножки-ножки - топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки
И ножки,
Щёчки-цветочки -
Чмок!

Скок-поскок,
Раз - подскок!
Два - подскок!
Высоко
Потолок!
Я скачу!
Я - лечу!
Стать
Вы-со-ким
Хочу!

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали,
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали,
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.

Гигиенические процедуры

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.

Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.

Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке.

Полотенчико попросим
С нами в прятки поиграть.
Прячьте глазки! Прячьте носик!
Где ребятки? - Не видать.
Вот, нашла! А где же капли?
Может сдуло ветерком?
Полотенце из слизало,
Как котёнок язычком.

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Мы умоемся водичкой,
Чтоб сияло личико!

Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит!

Кто не моет руки с мылом
От среды и до среды.
На мохнатом полотенце
Отпечатаны следы.

Кто не моет руки с мылом
От среды и до среды.
На мохнатом полотенце
Отпечатаны следы.

Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым,
Вытрем ручки очень быстро.

Из колодца принесла
Курица водицы.
И цыплята всей гурьбой
Побежали мыться.

Потешки при кормлении

А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
Вот -тарелка
Вот-еда,
Не останется следа!

Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!

На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.

Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,
Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне... Вот и кончился обед.

Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил - так убери.

Повара нам супчик сварили
Самое вкусное туда положила.
Мясо, яички, картошку, укроп
Очень хотят попасть к …. в роток.
Давай-ка не станем их обижать
И все что в тарелке будем съедать

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.

Готовимся ко сну

Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять

Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши

.Спи-ка, Маша - солнышко,
Спи-ка, житно зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.

Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать,
Стали в дудку играть,
Начал Миша засыпать.

Ходит сон у колыбели,
Баю - бай,
Чьи тут глазки спать хотели?
Баю - бай,
Ты не три их кулачками,
Закрывай,
Сон качает колыбельку,
Засыпай.

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки -
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущицнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Марусиных ворот
Зайки водят хоровод
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алёше - на перинку.
Баю-баю, баю, бай.
Ты скорее засыпай.

Подготовка к прогулке, прогулка

Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет
Мы пойдем в сапожках.

Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять!

Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку одевай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам одевать.
Тушки-тутушки
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку одели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.

Руки спрячем в рукавички -
Разноцветные сестрички.
Сможем дольше мы опять
На морозе погулять!

Таня варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету, пальчика, пропал,
В свой домишка не попал,
Таня варежку сняла
Поглядите-ка, нашла.
Ищешь, ищешь и найдешь! Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.

Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Топ-топ по земле,
Ведь земля-то наша.
И для нас на ней растут
Пироги да каша!

Мы снимаем тапки,
надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки - готовы для прогулки.