Характеристика проекта
Вид проекта: смешанный (познавательный, творческий, художественный).
Характер контактов: внутри группы, в контакте с семьей.
Форма организации проекта: среди детей и родителей одной группы.
Количество участников: дети, родители, воспитатель.
Продолжительность проекта: 1 год.
Проблема: у детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.
Причины: незнание истории возникновения народной куклы. Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
Цель проекта: знакомство детей с русскими народными куклами и через игрушку - с историей и традициями на Руси. Развитие интереса к национальной культуре.
Задачи проекта: обогащать словарный запас детей. Знакомить с новыми словами и их значениями: кукла-закрутка, оберег, лоскут, фартук, кайма и т.д. Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
Формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность:
- дидактические игры «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;
- народные подвижные игры, хороводные игры
- сюжетно-ролевая игра «Семья».
Познавательное развитие:
- рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
- занятие «Путешествие в прошлое куклы»;
- обследование игрушек, составление описательных рассказов.
Конструирование, изобразительная деятельность:
- Рисование «Раскрась матрешку»;
- раскрашивание дымковской игрушки;
- изготовление куклы Кувадки;
Развитие речи:
- заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
- составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
- беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.
- Народная сказка «Василиса Прекрасная» и др. о куклах
Формы и методы работы с родителями:
- Беседы с родителями о важности данной проблемы.
- Оформление папки-передвижки «Тряпичная кукла».
Список средств обучения
- Технические средства обучения - мультимедийное оборудование
- Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.
- Оборудование - образцы народной тряпичной куклы, ножницы.
Предполагаемый результат:
- У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
- В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:
- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
- подборка иллюстраций и фотографий;
- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
- мини-музей тряпичной куклы «Куделька».
- Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
- Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.
- Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
- Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.
- Создание условий, необходимых для реализации проекта.
- Основной этап:
- Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
- Открытая итоговая интегрированная деятельность «Традиционная тряпичная кукла».
- Открытие в группе мини-музея «Куделька».
Цель: привлекать внимание к народной игрушке, развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.
Развивающие:
- Развивать интерес к культуре русского народа, через знакомство с народной игрушкой.
- Развивать желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координация речи с движением, согласованности действий, ловкость;
- Способствовать развитию речевой активности.
Образовательные:
- Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег).
- Продолжить знакомство детей с технологией изготовления тряпичной куклы «Пеленашка», показать разнообразие материалов при ее изготовлении.
- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Методы:
- практические: изготовление куклы; подвижная игра «У Меланьи, у старушки»;
- наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;
- словесные: народные пословицы и поговорки, вопросы, ответы.
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая, познавательно-исследовательская.
Оборудование: куклы - тряпичные куклы и современные, сундук, карточки со схемами изображения кукол, лоскутки ткани, нитки красные.
Ход деятельности
(Воспитатель в русском народном костюме, дети в костюмах входят в зал)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне в дом! Я рада видеть вас у себя. Давайте с вами поздороваемся по старинному русскому обычаю, прижав руку к сердцу. (воспитатель показывает как).
- В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.
- Ребята, хочу открыть вам один небольшой секрет. Меня называют рукодельницей, потому что я умею делать красивые вещи своими руками. В старину рукодельницы работали в горнице.
- А как вы думаете, что такое горница?
Дети: Это комната, она была самой светлой, теплой, красивой. (Она находилась в избе. Избы люди строили из бревен.)
Воспитатель: Вечером после трудового дня, любили люди собираться в горнице на посиделки.
- Что делали взрослые на посиделках?
Дети: На посиделках никто не сидел сложа руки: вышивали, вязали, вырезали деревянную посуду.
Воспитатель: Дети тоже не оставались без дела.
- Что делали дети, расскажите?
Дети: Играли, помогали взрослым, делали себе игрушки, их мастерили из разных материалов - лоскутов ткани, ниток, соломы.
Воспитатель: Русский народ умел не только хорошо трудится, но и отдыхали люди весело, с душой.
«Дело время, а потехи час» - говорит русская пословица.
- Труд человека, его мастерство русский народ прославлял в пословицах.
- Вставайте в круг, клубочек нам поможет вспомнить… (воспитатель бросает клубочек в руки, дети называют пословицу).
Игра «Скажи пословицу»
- «Дело мастера боится»
- «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
- «Труд человека кормит, а лень портит».
- «Глаза боятся, а руки делают».
- «Без труда, не вытащить и рыбки из пруда».
- «От лени - болезни, а от труда - здоровье».
- «От скуки бери дело в руки».
- «Кто в куклы не играет - тот счастья не знает».
- «Нетрудное дело, да не всякому дается».
Воспитатель: В каждом доме, в красивой горнице стоял сундук, который хранил в себе много тайн.
Наша горница большая,
Да красивая какая,
Там в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
Воспитатель: Посмотрим, что там в это сундучке. Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок приоткрой нам свой бочок».
(Дети повторяют)
Воспитатель: Посмотрите, как много кукол хранит сундучок. Вы знает, что куклы бывают разные (показать кукол).
- Из чего они сделаны? Из какого материала?
Дети: Из пластмассы, у них есть глаза, рот, они твердые - это современные куклы, а другие куклы сделаны из ткани они мягкие, у них нет глаз и рта - их называют тряпичными.
Воспитатель: Расскажите, почему у тряпичных кукол нет глаз?
Дети: (размышления детей) Считалось, что если кукла будет с лицом, то в нее вселится злой дух.
Воспитатель: С эти куклами можно не только играть, но и дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.
Воспитатель: А вы можете рассказать про кукол?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю сыграть в игру «Раз, два поверни, и про куклу расскажи!»
(Встанем вокруг стола, вокруг барабана разложены картинки кукол оберегов - он вращается, куда покажет стрелка, про ту куклу и расскажи). Дети крутят, рассказывают.
Кукла - «Кувадка» - Эту куклу вешают над колыбелью младенца после крещения, чтоб она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку.
Кувадка
Что за странная игрушка?
Чем-то схожа с погремушкой.
Это куколки - Кувадки.
Разместились над кроваткой
Но кувадки не гремят,
Молча деткам спать велят.
Перед сном их покачаю:
Спи, младенец, баю баю…
Кукла «Зайчик - на пальчик» - Это не просто игрушка, а оберег. Ее делали из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик и зайка всегда был с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное - не зря же такие ушки длинные.
Зайчик на пальчик
Озорные, шустрые маленькие пальчики
Сделали веселого тряпичного зайчика.
Ситцевую полосу - пополам, а ушки
Ниточкой связали прямо на макушке
Вот головка мягкая с травкой в середине
Трубочкой лапки- зайка как с картинки.
Лапочки закрепят нитка - поясок.
Вот петелька, что бы не удрал в лесок.
Будет с нами зайка в доме проживать
Будет наших деток в играх забавлять.
Кукла «Колокольчик» - считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
Колокольчик
Круглый лоскуточек - раз, два, три
А внутри комочек - посмотри.
Ниточкой головку затяни
И рубашку сверху натяни.
Рукава с полоской яркой.
Ручки к солнцу тянутся жаркому.
А теперь платочек через грудь.
Сзади узелочек - не забудь.
Можно с этой куклой поиграть.
А к руке бубенчик привязать.
Кукла - колокольчик в дом войдет
И вестей хороших принесет.
Кукла «Неразлучники» - символизировала жениха и невесту. Их делали из новой ткани, олицетворявшей новую жизнь. Основа куклы - длинная палочка - ручка.
Неразлучники
Жениху и невесте на свадьбу кукол чудесных вручают.
Как жених и невеста в новое их одевают.
Свадебные одежды и украшенья на них:
счастья, любовь и надежда, а ручка - одна на двоих.
Чтоб неразлучными были всегда.
Чтобы любовь не ушла никогда.
Кукла «Веснянка» -дарили с пожеланиями молодости и красоты, т.к. считалось, что именно она оберегает эти качества.
Веснянка
Будем мы сейчас играть, будем куклу создавать
Ткани белой мы возьмем, жгутик ровненький свернем.
Сложим жгутик пополам, подравняем по краям.
Выделим теперь головку - ниточкой затянем ловко.
Ткань другую мы возьмем, снова жгутиком свернем,
Ручки под головку вставим, ниткой пояс обмотаем.
Вот еще один кусочек - выйдет юбочка в цветочек.
Сделаем на юбке складки чтобы был наряд в порядке.
Поясок цветной завяжем, даже фартучек привяжем
Этой кукле - невеличке не хватает лишь косички.
Для косы, конечно, тут нитки яркие пойдут.
Мы в петельку их протянем и плести косичку станем.
Бантик на косе завяжем и веснянку всем покажем.
Кукла «Десятиручка» - помогает справится с большим объемом любой работы. На каждую ручку хозяйка загадывала особое желание: в каждом деле кукла могла ей помочь.
Кукла «Северная берегиня» - оберег для дома и всегда ставится в северный угол избы. Она охраняла дом и его жилице, приносила здоровье, удачу и благополучие.
Кукла «Травница»- Жильцы верили, что она запахом целебных или священных трав изгонит из дома злобных духов, виновников всех заболеваний. В Травницу заворачивали подсыхающие лекарственные растения, а потом аккуратно шевелили куклу. И по дому разносился чарующий аромат лета и здоровья.
Кукла «Утешница» - С маленьким детьми во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, ее юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали с куколкой поиграть.
Утешница
Время быстро мчится, подрастают ножки.
Вот уже шагают. Скачут по дорожке
Подвернулась кочка, шлеп и слезы градом.
Главное, что б мама оказалась рядом.
Слезки вытрет с щечек, крепко поцелует,
На больное место нежно так подует.
Улыбнется ласково и бранить не станет
Куколку-утешницу дитятке протянет.
Сделана Утешница из тряпицы пестрой.
Голова в платочке - загляденье просто.
Уголки сложили тряпочки кусочек.
Внутрь положили трав сухих комочек.
Ниточку цветную туго завязали.
Пестренький платочек сверху повязали.
Куколка не простая, деток утешает.
Сарафаном мягким слезки вытирает.
Если неприятность с малышом случится,
Куколка - утешница очень пригодится.
Кукла «Мировое дерево» - ее называют Мировым древом. Его корни уходили глубоко под землю. Ствол представлял мир живых людей, а его крона символизировала небеса. Рождение молодой семьи, представлялось как рождение нового древа. И молодой семье предстояло стать его мощными ветвями.
Кукла «Масленица» Ее сжигали в последний день Масленицы, чтобы проводить зиму и встретить весну.
Масленица
Пора с зимой прощаться, весну - красну встречать,
На праздник собираться, блинами угощать.
Масленицу - куклу из лыка да ткани,
Нитей и ленточек сделаем сами.
Яркий зажжем костер, и шумное будет гулянье,
Тихонько скажи заговор- исполнится вдруг пожеланье:
«Семь потов с меня беги, голод - голод, прочь уйди.
Огонь, подымайся, весна, зачинайся!
Что горит, тому не быть, а мне в золоте ходить»!
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называется эта кукла? (показываю)
Дети: Пеленашка.
Воспитатель: Почему она так называется?
Дети: Она завернута в пеленку, очень маленькая, похожа на маленького малыша.
Воспитатель: Это самая первая кукла, при рождение ребенка ее делала мама. Делали из кусков старой одежды, пропитанной энергетикой родителей ребенка, что б их тепло и любовь всегда были с ним, могли уберечь малыша от неприятностей. Пеленашку клали в колыбель к ребенку и не убирали, пока он не начинал ходить. Она уберегала малыша от плохих снов.
Воспитатель: А вы хотели бы научится делать куклу своими руками?
Дети: Да.
Воспитатель: Прежде чем приступить к изготовлению куклы м ы немного разомнем наши ручки и ножки.
Игра «У Меланьи, у старушки»
Воспитатель: Я буду Меланья, вы все мои ребятишки, поиграем?
- У Меланьи, у старушка (хлопки в ладоши)
- Жили в маленькой избушки (присесть сложить руки домиком)
- Семь сыновей (Семь пальцев)
- Все без бровей (очертить брови пальцем)
- Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
- Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)
- Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
- Вот с такой головой (очертить большую голову)
- Ничего не ели (поднести ко рту одну руку - чашку, другую - ложку)
- На нее глядели (держа руки возле глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
- И все делали вот так… (любое движение)
Воспитатель: Я вас приглашаю в мою мастерскую, но сначала:
Соберемся все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Воспитатель: И вот сейчас мы будем творить чудеса, в хорошем, добром настроении. (Дети садятся).
- Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. В работе совершенно не используется игла - только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной красной ниткой. Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому - то народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь». Значит для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да.
Воспитатель: Куклу смастерить хотите? Что ж внимательно смотрите! Все, что нужно для дела вам, все разложено по столам.
- За работу поскорей, начинайте подружней!
Изготовление куклы - последовательность
(Воспитатель вместе с детьми выполняют)
- Взять прямоугольный кусочек светлой ткани размером не больше ладони, свернуть «столбиком».
- Взять кусочек цветной ткани размером немного больше скрученного столбика. Положить столбик в середину цветной «пеленки» накрыть головку краем «пеленки».
- Завернуть «пеленку» по бокам, спереди и сзади столбика.
- «Пеленку» закрутить ниточкой в области шеи и ног.
- Наша куколка готова.
Воспитатель: Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему братику или сестричке.
- Я знаю, что одна девочка знает интересное стихотворение про куклу.
Свернута из старенькой рубашки,
Ниткой перетянута льняной,
Маленькая куколка - пеленашка
Охраняет малыша покой.
Не боится кукла непогоды,
Ни болезни, ни дурных людей
Обойдут младенца все невзгоды
Если спит он в колыбельке с ней.
Пеленащка день и ночь в работе -
Оберегом ведь недаром прослыла.
В ней частичка ласки и заботы,
И родителей любовь хранит она.
Воспитатель: Люди добрые! Наш русский народ! Веки вечные водили хоровод. Заведи хоровод, как в старину, куклу новую покажи свою!
Как маленькие солнышки
Куколки стоят
И глазками невинными
На вас сейчас глядят
Вы кукол не бросайте
Вы их не обижайте
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить!
Воспитатель: А ну - ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях? А что вам больше всего понравилось? Что нового узнали?
Воспитатель: Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встречи я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол, чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание.