Мастер-класс. Тема: «Совершенствование навыков говорения на уроках английского языка через приемы смыслового чтения»

Разделы: Иностранные языки, Мастер-класс

Ключевые слова: английский язык, смысловое чтение


Цель мастер-класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по освоению методов и приёмов стратегии смыслового чтения.

Задачи:

  • дать понятие о стратегии смыслового чтения;
  • через практическую работу показать применение различных методов и приёмов;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
  • повысить мотивацию педагогов к овладению активных методов обучения.

Ожидаемые результаты:

  • участники мастер-класса научатся применять предложенные приёмы и методы работы в учебном процессе:
  • обсудят возможности их применения в процессе обучения;
  • педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Презентация

Раздаточные материалы

Технологическая карта мастер-класса

Этапы работы
мастер-класса

Содержание этапа, деятельность ведущего

Деятельность участников

1. Подготовительно-организационный:
включение аудитории в работу, в тему мастер-класса
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Семенова Надежда Анатольевна. Я учитель английского языка школы 63. Коллеги, а с чего начинается каждая встреча, вечеринка, собрание? (ответы участников семинара). Конечно, со знакомства. Давайте и мы с вами познакомимся. Представьтесь и расскажите о своем настроении. Можно на иностранном языке - Hello! I' m Nadezhda and I feel wonderful today. Здравствуйте! Меня зовут Надежда. И у меня сегодня замечательное настроение.
Отлично, коллеги. Спасибо! Good job!
Работают в группах
2. Актуализация знаний участников мастер-класса Слайд 2. Свой мастер-класс я хочу начать с вопроса: Вы умеете читать? (ответы участников семинара). Такой же вопрос мы задаём детям и они бойко и радостно отвечают "Да, конечно". Но что чаще всего дети понимают под чтением? (ответы участников) Верно, складывание слогов в слова и воспроизведение прочитанного. А нам же надо, чтобы они могли осознавать идейный замысел автора и умели перерабатывать информацию. А это работа уже более высокого творческого и интеллектуального порядка. Работают фронтально, встраиваются в диалог, проявляют активную позицию

Слайд 3. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (советская реклама чтения). Что вы видите? (ответы участников) Это старые советские плакаты. Реклама чтения. Считается, что в рекламе нуждаются те товары, которые не являются жизненно необходимыми. Вы видели когда-нибудь рекламу картошки, соли? А чипсы, шоколадные батончики? (ответы участников) Чтение, литература не является жизненно необходимой потребностью. Это духовная потребность. В советское время была пропаганда чтения. И вот сейчас мы как раз подходим к моменту "замотивировать", чтобы наши дети не только хотели и любили читать, но умело могли анализировать и использовать информацию из текста.

Слайд 4. Свой мастер-класс я назвала «Совершенствование навыков говорения на уроках английского языка через приемы смыслового чтения». Ведь чтение служит основой для развития смежных языковых и речевых навыков и умений, таких как говорение и письмо, а соответственно способствует развитию коммуникативной компетенции, поскольку ученики обсуждают содержание текста с одноклассниками, выражают собственное мнение о прочитанном и др.

Участники высказывают идеи, обсуждают, работают фронтально

Слайд 5, 6. А начать нашу работу я хочу со слов российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева, который большое внимание уделял проблемам развития смыслового чтения.
Прием «Восстановите высказывание». Посмотрите на экран и попробуйте собрать, восстановить высказывание Алексея Леонтьева, оформить слова в логическое высказывание. (Ведущий выслушивает ответы групп)
Очень часто бывает, что ребёнок прочитает 1-2 страницы и не помнит, что читал. Как же сделать так, чтобы чтение приносило и удовольствие и пользу? Стало эффективным. Вот об этом сегодня мы с вами и поговорим.

Слайд 7. Что же такое смысловое чтение? Как мы можем его охарактеризовать? (ответы участников)
Для начала предлагаю вам выполнить несколько заданий, которые возможно покажутся вам нестандартными. Так сказать, немного разогреть наш мозг. Ведь все, что наш мозг рассматривает, как нестандартное, формирует устойчивые нейронные связи.

Работают в группах, высказывают идеи
3. Практическая часть. Этап активных действий

Слайд 8.

1. "Моторчик", чтение с мотором. Читаем английские лимерики - шутливые пятистишия с чисто британским юмором, которые высмеивали абсурдность жизни, рассказывали о забавных событиях или же подкалывали кого-то из общих знакомых. А Эдвард Лир считался одним из чуть ли не главных авторов английской "поэзии нонсенса". Складываем ладони в замок, и начинаем крутить большими пальцами. Чем быстрее крутим, тем больше скорость чтения. И наоборот. Пробуем в парах.
2. Переворачивание книг. Читаем справа налево. И здесь мы тренируем не только скорость чтения, но и говорим мозгу, что вещи могут быть нестандартными.

Любой кейс, любое задание включает в себя ситуацию, ее контекст, комментарии к ней, задания и вопросы для работы с кейсом. Таким образом, работая с приемами смыслового чтения мы формируем определенные читательские умения у детей.

Работают в парах или индивидуально
Слайд 9, 10. Посмотрите на экран. Расположите читательские умения по мере их усложнения/ углубления. (ответы участников)
Если учитывать все эти читательские умения и идти последовательно через извлечение информации, интерпретацию и тд, особенно при работе с новым текстом, то к концу работы дети уже сами смогут сказать, что с этой информацией можно делать.
Участники работают в группах, обсуждают
Как вы думаете, коллеги, успешный читатель-он какой? (ответы участников). Всегда знает, о чем он читает. Он анализирует свое понимание прочитанного и в случае, если это понимание не достигнуто, то он подсознательно выбирает другую стратегию чтения, которая помогает понять текст. И здесь нам важно еще и научить детей ориентироваться в тексте. Работают фронтально
Слайд 11. Я хочу предложить вам один из приемов, который очень нравится детям - Прием - игра «Бросай-Зевай». Цель: развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Перед участниками газетная статья с новостями и по команде «бросай» они читают 1- 2 минуты. По команде «зевай» останавливаются. По команде «бросай» сосредотачиваются и находят в тексте последнее прочитанное слово, продолжают чтение с этого слова. Затем участники делятся новостями. Участники работают в парах

Слайд 12. Коллеги, какая основная и главная цель в обучении иностранному языку? (ответы участников) Верно, это цель практическая - обучение коммуникации. А эффективные методы и приемы обучения смысловому чтению могут помочь современным школьникам научиться быстро и качественно воспринимать и обрабатывать большие объемы информации на иностранном языке, что позволит им использовать эту информацию для
коммуникации и чувствовать себя более уверенно в постоянно изменяющемся мире. А теперь давайте и мы с вами попробуем поработать с текстом, побудем на месте наших учеников. Перед вами текст про чай. Задание: для решения какой практической задачи можно использовать данную информацию? Читаем 1 мин, обсуждаем 2 минуты. Один ответ от группы.

(Рефлексия данного задания) А теперь давайте вернемся к предыдущему слайду № 8. Какое читательское умение мы с вами здесь тренировали? (ответы участников)

Выполняют самостоятельную работу, перекрестное
обсуждение, высказывание общего мнения группы

Слайды 13-18. Отлично. коллеги. Ну, а раз мы с вами теперь уже разобрались в читательских умениях, коллеги, давайте сыграем в игру, которая называется «Кейс читательских действий». Для начала каждая группа выбирает цифру от 1 до 4. Далее группа работает с номером задания, которое выбрала. Задание: соберите кейс читательских действий, соответствующих выделенным группам читательских умений. (1 гр-1,2.6,8. 2 гр-3,4.5.10,12,15,16,22, 3 гр-13,14,17,19,20.21, 4 гр-7,9,11,18.
(Рефлексия данного задания) Коллеги, как вы думаете, зачем нам все это надо? (ответы участников). Нам это необходимо, чтобы мы как можно точнее формулировали свои задания на уроках. То есть, когда мы составляем задания, мы опираемся на то умение, которое хотим сформировать у детей: интерпретировать, отыскивать и тд.

Любой урок я обычно стараюсь заканчивать заданием, которое подводит итог всей работы, то есть является продуктом, результатом и показывает и мне и детям, чему они научились, что уже умеют. Предлагаю выполнить задание, которое мы делаем с ребятами также работая над смысловым чтением.

Работа в группах, выступление представителей групп
Слайды 19-21. Прием-игра «Я продюсер» - «I'm a producer». Задача группы составить текст к рекламному ролику, используя рекламное объявление с несплошным текстом. Участникам семинара раздаются примеры объявлений на русском и на английском языках. Они пробуют извлечь из них как можно больше информации и составить сплошной текст. Участники работают в группах, далее заслушиваются выступления коллег

4. Рефлексия. Подведение итогов

Слайд 22. Коллеги, мы с вами сегодня отлично поработали. Попробовали, а может кто-то только познакомился с приемами смыслового чтения. И сейчас мне хочется вернуться к словам А.А.Леонтьева. Слайд 6 «Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом». Мир, который полон чудес и красоты. И наша с вами задача научить наших детей увидеть этот прекрасный мир. А книги послужат проводником в этот мир.

Слайд 23. В качестве рефлексии предлагаю выполнить задание «Бассейн». Посмотрите на экран и выберете фразу, которая подходит именно Вам. Тем самым, оцените свою работу и прокомментируйте Ваш выбор. (ответы участников семинара).

Слайд 24. И еще один момент, в начале семинара мы с вами говорили о своем настроении. Коллеги, посмотрите, пожалуйста, на экран и расскажите, что вы чувствуете сейчас, после проделанной работы. Оцените свой индекс настроения, как обычно мы делаем это с детьми на уроке. (ответы участников семинара).

Слайд 25, 26. Спасибо за работу и обратную связь!

Рефлексия - активизация самооценки и самоанализа. Участники работают индивидуально, затем высказываются

Источники информации

  1. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии. - 2004. - №2.- С. 7.
  2. Курятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Все для учителя. - 2012. - № 6.
  3. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс] https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (Дата обращения: 22.01.2021 г.).
  4. Столбу нова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык. газ. Издает. дома «Первое сентября». - 2005. - №3. - с. 27-29.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Самолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-priemy-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-na-angliyskom-yazyke-na-posletekstovom-etape