Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций и совершенствования педагогических технологий.
Исследованию педагогических технологий посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревской, М.В.Кларина, М.М.Левиной, В.М.Монахова, С.Я.Савельева, В.В.Серикова, Н.Ф.Талызиной, П.И.Третьякова и других.
Сегодня любая дошкольная образовательная организация в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.
С учетом введения ФГОС ДО, подходы к образованию дошкольников изменились. Сегодня, в соответствии с ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО пункт 1.2)
С позиции ФГОС ДО, пункта 1.5, в котором говорится об обеспечении государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, а также обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (ФГОС ДО пункт 1.6), одной из центральных задач современного образования является формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Очевидно, что дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательной активности, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.
Технология |
Это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. |
Педагогическая технология |
Это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. |
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровье сберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т.е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игре присущи черты:
- Все, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
- Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.
В последние годы исследователи с тревогой говорят об исчезновении игры из жизни ребенка. И это приводит к неотвратимым потерям в развитии психики ребенка, (так как ребенок-дошкольник не удовлетворяет уровень своих потребностей в игре). О.В.Солнцева сюжетную игру рассматривает как деятельность, основанную на воображении, фантазии, импровизации. Поэтому автор избегает готовых конспектов игр, которые противоречат природе данной деятельности, и показывает педагогу вариативные пути развития игровых сюжетов. Проблема освоения ребенком сюжетной творческой игры до недавнего времени была практически не исследована. Впервые о ней заговорила Солнцева О.В. Главная идея технологии - сохранение природы игры как деятельности увлекательной, радостной и веселой, исключающей принуждение и обязательность.
Важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.
Единственный язык, который легко даётся детям - это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Актуальность выбранной технологии
С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно, вечно спешащие взрослые - мамы и папы на работе, бабушки и дедушки живут далеко, а воспитатели в садике усиленно готовят детей к школе. Вот и получается, что места игре в детской жизни ребенка нет.
Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, с недостаточным уровнем представлений об окружающем мире, в социальных отношениях в семье, или во взаимоотношениях со сверстниками. Особенностью современных детей является то, что они уже с ранних лет приучаются жить в виртуальном мире, где отсутствует какое-либо живое общение и взаимодействие.
Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ.
Применяемыми играми и игровыми упражнениями обеспечиваю заинтересованность малышей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи. Мне нравится, что игра всегда требует умственной и физической активности детей. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их вовремя ООД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития дошкольников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи» в этой технике, заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И.Васильченко, А.С.Макаренко, Т.С.Комарова и многие другие.
Теоретико-методическая база педагогической технологии
В концепциях игровой деятельности конца 20 в. (Л.А Венгер, Е.М.Гаспарова, Н.А.Короткова, Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко и др.) убедительно доказано, что развитие игры в дошкольном детстве процесс сложный и неоднозначный. Развитие этой деятельности начинается с сюжетно-отобрази тельной и индивидуальной режиссёрской игры, которые затем образуют две самостоятельные линии становления игры. Сюжетно-отобразительная игра перерастает в сюжетно-ролевую, а индивидуальная режиссёрская игра продолжает развиваться и к старшему дошкольному возрасту достигает своих вершин. Работая с детьми дошкольного возраста, для меня основной задачей является формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Для ее решения я использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В дальнейшем я добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей, так как игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
У детей младшего возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей. Помогает использование игровой технологии для развития внимания. К примеру, игровая ситуация на внимание: «Найди такой же предмет», в ходе, которой я предлагаю ребенку выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек «такой же», как у него. Или игра «Что неправильно?», где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве зеленые листья), а ребенок должен ее заметить.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры «Магазин», «Запомни картинку» и «Нарисуй, как было раньше» и конечно же мнемотехника. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие коммуникативные игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Развивая творческое мышление и воображение детей, использую игровые приемы и методы в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой совместный пересказ художественных произведений превращаю в сочинение новых сказок и историй.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.
Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у ребенка элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Я считаю, что составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем, чтобы, используя эту систему, мы педагоги могли быть уверенными в том, что в результате получим гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
В своей работе использую развивающие игры Б.Никитина «Сложи узор», игры Воскобовича «Квадрат», «Чудо крестик», использую Палочки Кюизенера с различными игровыми заданиями «Выкладываем по образцу», «Улица разноцветных палочек», Блоки Дьенеша «Найди и разложи по форме», «Геометрические фигуры».
Новизна и практическая значимость педагогической технологии
Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей, а также для конкурентоспособности дошкольных образовательных организаций.
Целевые ориентиры ФГОС к социальным и психологическим характеристикам личности ребёнка предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок владеет разными формами и видами игры;
- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,
- умеет различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения, деятельностью реализации творчества, первыми шагами социализации ребенка в обществе. Практическая значимость игровой технологии состоит в том, что дидактическая цель ставится перед ребенком в форме игровой задачи. Включение в практические занятия игр и игровых моментов, которые активизируют деятельность дошкольников (имитационные, ролевые, коммуникативные, экспериментирования, игры, импровизация), делают процесс общения и решения проблемных задач интересным и занимательным, создают у детей ситуацию успеха, настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении материала.
Цель игровой технологии: cоздание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста перед зачислением в школу, полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности детей и сохранение природы игры как увлекательной деятельности.
Главное - не менять ребенка и не переделывать его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре волнующие ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса, и это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Игровая технология строится как целостное образование, охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области (умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
(«Отгадай-ка!» Игровая мотивация: спасатели должны уметь точно описывать приметы пострадавших или потерявшихся детей, так чтобы их по описанию могли узнать родственники)
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку («Испорченный телефон» )
Каждый возрастной этап имеет свои приоритетные задачи. Поэтому педагог в зависимости от возраста детей ставит их перед собой. Для средней группы - основная задача педагога состоит в формировании эмоционально-коммуникативной связи ребенка с воспитателем и друг с другом, игры с правилом, сюжет игры, организация обучения в игровой форме. Для старшей группы - усложнение сюжета игры, речевое развитие. В подготовительной - овладение новым, более сложным способом построения игры, игра-придумывание, мотивация на деятельность.
Поэтому при планировании я учитывала эти приоритеты, и в среднем дошкольном возрасте уделила внимание играм, на развитие коммуникативных качеств, в старшем дошкольном возрасте - игры сюжетно-ролевые; дидактические, речевые (мнемотаблицы), а в подготовительной группе - все те же игры, а также игры - экспериментирования. Задачи я конкретизировала, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся.
Задачи:
- Достигнуть высокой осознанной потребности детей в усвоении знаний и умений за счет собственной активности;
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность.
Механизм реализации технологии
Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
1. |
По виду деятельности |
Двигательные, интеллектуальные, психологические и т.д. |
2. |
По характеру педагогического процесса |
Обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические. |
3. |
По характеру игровой методики |
Игры с правилами,
|
4. |
По содержанию |
Музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д. |
5. |
По игровому оборудованию |
Настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д. |
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Значение технологии
Активирует воспитанников |
Повышает познавательный интерес |
Вызывает эмоциональный подъем |
Способствует развитию творчества |
Максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры |
Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала |
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
О.В.Солнцева в игровой технологии выделяет «игровую оболочку образовательного процесса» (в рамках комплексно-тематического подхода) Что же такое игровая оболочка?
- игровая оболочка делает привлекательным образовательное содержание.
- наполнением игры служат различные и задания познавательного, творческого характера.
Собственно, в них главное - назначение игры, а сюжет служит своеобразной «приправой» или огранкой образовательного процесса;
сюжет включаются традиционные сказочные ситуации: трудность, необходимость оказания помощи, препятствие и его преодоление, радостный финал;
такие игры допускают остановку по ходу, анализ и разбор возникшей ситуации из позиции «вне игры».
Плюсы и минусы
«плюс»
|
«минус» |
|
|
В практической деятельности я использую:
- игровые ситуации (во время ООД и в режимные моменты);
- сюрпризные моменты (во время ООД и в режимные моменты);
- знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);
- элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и вовремя непосредственно образовательной деятельности.
Я убедилась, что игровые технологии хорошо сочетаются с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), использую в работе отдельные элементы ТРИЗ:
- решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме).
Это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивации для творчества (пока совместно с воспитателем), развивает мыслительную деятельность, помогает малышам овладевать образной речью, учит правильному построению предложений. В подготовительной группе применяю элементы ТРИЗ достаточно часто (в конкурсах, на прогулке, во время ООД и др.)
Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми в дошкольной организации для меня, основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки».
В своей деятельности я ежедневно применяю игровые моменты в ООД, в свободной деятельности детей, на прогулках, во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной игровой форме, и артикуляционная гимнастика, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игры малой подвижности, речевые игры и задания хорошо развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в школе.
Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Например: использую игровую ситуацию - «Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?» вовлекая детей в веселую игру-соревнование: «Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг».
Дети делают выводы, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: «Шарик катится, а кубик - нет». Затем это закрепляем в рисовании: и квадрата, и круга. Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.