Ролевая игра «Неповторимый мир животных»

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Профессия — педагог


Ролевая интеллектуальная игра - это прекрасное средство мотивации к исследовательской деятельности учащихся, повышение интереса к изучаемому предмету. Игра способна сплотить детский коллектив, развивать навыки учащихся, повышать творческую активность в урочной и внеурочной деятельности.

Цель: повышение познавательного интереса к окружающему миру, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Образовательные: обобщить знания учащихся по окружающему миру, выявить общий кругозор учащихся. Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление.
  • Развивающие: способствовать развитию интереса к предметам, вовлечь учащихся в творческую деятельность.
  • Воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у учащихся, прививать любовь к природе, углубить представление учащихся об использовании сведений из области естествознания в повседневной жизни, содействовать нравственному и эстетическому воспитанию; развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: презентация, фонограммы, декорации.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте. Я рада приветствовать всех на нашем празднике.

Я предлагаю всем отправиться в лес на поляну. Скажите, а кого мы можем встретить на лесной поляне?

Учащиеся. Отвечают. Перечисляя животных.

Учитель: Молодцы. Действительно очень удивителен и огромен неповторимый мир животных. Вы называли мне таких мелких животных как муравей, бабочка, кузнечик, жук, шмель, а кто может сказать в какую общую группу можно их объединить? И что у них общего?

Учащиеся. Насекомые. 6 лапок.

Учитель: Конечно. Насекомые - это очень многочисленный класс.

Представители одного отряда из класса Насекомые у нас в гостях давайте посмотрим кто это?

На сцену выходят 3-4 стрекозы и поют:

(Фонограмма Коробейники)

Ой, полным, полна природа матушка,
Есть в ней реки и леса.
Погуляем на воле девушки,
Коль погодка хороша!

Попрыгуньи, мы стрекозы,
Лето красное мы пели.
Оглянуться не успели,
Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Где под каждым нам кустом,
Был готов и стол и дом.

(Вылетают еще стрекозы)

А разве это про нас? Во времена Крылова стрекозами называли кузнечиков, а вас приветствует

Все: ОТРЯД СТРЕКОЗЫ.

Трудно представить водную гладь рек, озер, прудов без порхающих над ними изящных стрекоз.

Первые стрекозы появились на Земле примерно 350 млн. лет назад.

Отряд стрекоз делят на два подотряда.

  • Равнокрылые стрекозы, к которым относятся семейства: лютки, стрелки и красотки.
  • Разнокрылые стрекозы: коромысла, бабки, дедки, дозорщик-император.

Отдавая должное нашей красоте и изяществу нам давали соответствующие названия.

Стрекоза - я стрекоза, две горошинки глаза.

Семейство Лютки включает мелких равнокрылых стрекоз, но с длинным брюшком. Возле стоячих водоемов вы можете встретить Лютку - дриаду и меня Лютку - невесту, я более светлая. А среди зарослей вы можете встретить грациозных нимф люток. Их тонкое тело на конце имеет три хвостовых листка. Они легко отламывают и отбрасывают, а в ходе следующей линьки восстанавливают.

Пролетаю над поляной, озорная стрекоза.
Круто вверх иду спиралью, в сторону и вниз рывком,
Голубой горю эмалью, зависая над цветком.

К семейству стрелок относятся изящные стрекозки длинной до 40 мм, складывая в покое крылья вдоль тела. Обладаем мы слабым полетом и держимся в зарослях приводных растений. Чаще встречается стрелка-голубая, у которой имеются на затылке грушевидные голубые пятна.

Самые крупные стрекозы нашей страны Коромысла, длина тела до 70 мм, размах крыльев до 95мм, тона моего брюшка желтовато-зеленые. Мы способны преодолевать сотни километров. Личинки разнокрылых стрекоз имеют коренастое, широкое, толстое тело. Плавают, выталкивая воду из задней кишки как ракета.

Пролетаю над поляной, продолжая свой полет.
Крылья - радугой стеклянной, тело точно - вертолет.
Вот схватили что-то ноги, миг один и в рот к себе несу.
Средь козявок очень мелких, страшным хищником слыву.

Дозорщик-император у меня темно синее брюшко, я лучший летун и большой хищник.

Семейство Бабки включает стрекоз среднего размера, мы быстрые летуны. Обычная скорость полета 30м/ч, а максимальная 57м/ч. Мы средних размеров, а в окраске присутствует яркий металлический блеск.

Семейство Дедки.

Заключительная песня

(Фонограмма. Зажигай)

Мы спешили, мы летели к вам на праздник гурьбой.
Чтобы встретиться всем вместе, поделиться судьбой.
Про себя стрекоз поведать и узнать про мух шмелей,
Про личинок короедов, пчелок и мотелей.
Это ведь забава, это ведь игра
Мы имеем права рассказать пора, рассказать пора.
Рассказали, как в лугах порхали, рассказали, как мошек поедали,
Рассказали на крыльях как летали, рассказали, что глаза видали.

Учитель: В ходе выступления стрекоз прозвучали строчки из одного литературного произведения. Кто может назвать из какого? И кто автор этого произведения.

Учащиеся. Басня «Стрекоза и муравей» И.Крылов.

Учитель: А какие еще вы знаете произведения, в которых встречаются насекомые.

Учащиеся. Перечисляют.

Учитель: На нашей поляне присутствуют еще гости, давайте их послушаем.

Учащиеся. Выступают третьеклассники.

Инсценировка рассказа о насекомых.

Учитель: Ребята, вы, конечно же, знаете, что роль насекомых очень велика.

Учащиеся. Перечисляют значение насекомых.

Учитель: Давайте, послушаем какова же роль стрекоз.

ВЫСПУПЛЕНИЕ СТРЕКОЗ

Декорации пруда, болота. На сцене 2-3 стрекозы.

Изменения в природе происходят год от года.
С виду все нормально вроде, только присмотритесь лучше,
Гибнут травы, гибнет лес, а назвать как это можно?

Все: Идет технический процесс.

(Фонограмма Снегопад)

Такого браконьерства, такого браконьерства
Давно не помнят здешние места
Леса все вырубают, болота осушают,
Земля стала ужасна, ужасна и пуста.

Припев:

Вырубают, леса вырубают ни травинки, ни куста,
Осушают кругом, осушают, что же делать нам друзья.

А ведь стрекозы украшают Российские просторы, наличие множества стрекоз возле водоема свидетельствует о его экологической привлекательности, и наличии в нем многих водных обитателей. Стрекозы поддерживают видовое равновесие в экосистеме.

Облетела много стран, видела я стыд и срам
Даже реки загрязняют без разбора тут и там.
Если дальше так пойдет все живое перемрет.
Раньше были мошки, а теперь ни крошки.
Раньше были комарики, а теперь снятся кошмарики.

(Фонограмма Непогода)

Как и сотни, раз мошек ловим мы,
Комаров и мух, только для еды.
Не ругайте нас кровососы вы.
Защищаем мы всех людей страны.

Припев:

Ловим снова. Ловим мошек. Ловим мушек.
Ловим дружно Кровопийцев мы, ловим вместе,
Потому, что это нужно, для защиты милой детворы.

Стрекозы поедают вредных кровососущих насекомых, защищают, и снижают распространение заболеваний, переносчиками которых являются: мухи, комары, москиты.

Я летал по белу свету, я любовь свою искал.
Я ее стрекозку эту в сновиденьях видеть стал.
Все пруды я облетал, а стрекозку не видал.
Говорят, что для картины, лучше нету моей милой
Так ли это или нет? Дайте мне скорей ответ.

Стрекозы имеют особое значение в эстетическом направлении. Их используют в художественных композициях, картинах, вдохновляют поэтов и художников.

С особым почтением к стрекозам относятся в Японии, там это насекомое считают символом отваги.

(Фонограмма. Изучай меня по звездам)

Изучали нас по картам, изучали нас по звездам.
Изучали нас по птицам, изучали нас по лицам.
Мы все легкие такие, крылья изучить не просто,
Изучали нас по зимам, изучали нас по веснам.

Стрекозы помогли человеку в создании крыльев летательных аппаратов, личинки стрекоз помогли в освоении реактивного принципа движения.

Стрекозы взяты под охрану как сокращающиеся виды, например Дозорщик-император.

(Фонограмма Замечательный сосед)

Рассказать мы вам хотели, как природу охранять,
Что на каждом нам уроке надо знанья получать.
Физика, ботаника и естествознание.
Очень нам необходимы, для мировознания.

Учитель: Вот как много важного для человека и других животных оказывают представители только одного отряда. Но в природе все живые организмы живут в тесной зависимости друг от друга. Посмотрите у меня в руках маленькие медвежата, скажите, с кем из представителей насекомых они не очень дружны?

Учащиеся. С пчелами.

Учитель: Правильно. Я предлагаю вам поиграть в игру представьте себе, что ваш каждый ряд это улей, и в ваш улей попал мишка, каждая из пчелок защищая улей, хочет ужалить мишку. Вы должны по моей команде начать передавать мишку строго в руки своему соседу и далее по цепочке каждому ученику на своем ряду, а последняя пчелка передает обратно, чей улей будет самым организованным, те выгонят мишку первыми.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

Учитель: Пока мы с вами играли, на нашу поляну прилетели эстрадные артисты. Встречайте.

«ЛЕСНАЯ ЭСТРАДА» ВЫСТУПЛЕНИЕ СТРЕКОЗ.

1.

Как-то утром спозаранку получили телеграммку,
Собрались скорее вместе. Поиграть и спеть всем песни.
На лесной большой эстраде, выступаем при параде.

(Фонограмма Бродячие артисты)

Мы бродячие артисты, мы в дороге день за днем.
Ручеек с водою чистой это наш привычный дом.
Мы великие таланты, мы летаем и жуем.
Мы певцы и музыканты, о природе мы поем.

(Фонограмма Мужичок с гармошкой)

Во пруду прудочке, на траве, на кочке,
Вы хотите, верьте, а хотите, нет.
Но в меня влюбился этот коромысло,
Он вокруг летает уже целый день.

Припев:

Парень коромысло потанцуй со смыслом,
Спой-ка для души, меня ты рассмеши.

(Фонограмма Розовый вечер)

Закат окончил теплый, летний вечер,
Остановился на краю земли.
Скорей спешат домой в свой улей пчелы,
Иначе будут горько слезы лить.
В семье у вас порядки очень строги,
А если что не так накажут в раз.
Нет лучше уж летать, как мы стрекозы,
И мошек лучше есть чем ваш нектар.

Припев:

Пусть в ваши ульи смотрит красивый розовый вечер.
Пусть вас встречает солнечным взглядом ранний рассвет,
Пусть все порядки терпите вы, оберегая ульи свои,
А мы улетаем, свободные мы.

(Фонограмма. Два брильянта)

Майский жук не ест, не спит,
Про меня все говорит.
Говорит, что нет прекрасней и ладнее девушки, что я магнит.
Посмотрела на него, не магнитит ни чего,
Про себя сказала Я…..

Припев:

У меня глаза два шара по сто фасеток,
Крылышки мои цвета изумруда сеток,
Брюшко у меня словно ленточка, какая,
И вообще то я, вся такая растакая.

(Фонограмма Гадалка)

Ежедневно рождаются мошки, и покуда болото стоит,
У стрекозок изящные брюшки не уменьшат наш аппетит.
В ожиданье обеда, возможно, затаимся мы где-нибудь вдруг,
Захватить мы успеем побольше, этих мошек и маленьких мух.

Припев:

Ну что сказать, ну что сказать?
Нам благодарны люди,
Ах, если б знать, ах, если б знать,
Что нас они всех любят.

(Фонограмма. Попроси о том)

Мы хотим в лесах, чтобы песни пели,
Травы и цветы, чтобы зеленели.
Чтобы каждый день речка серебрилась
Бабочка и жук, чтоб веселились.

Учитель: Мы с вами сегодня побывали на удивительной поляне, мы вместе вспомнили многих лесных жителей и должны хорошо запомнить, что мы с вами в ответе за каждого брата нашего младшего, который живет на лесной поляне, в глухой чаще, в озере, реке, болоте, т.е. на нашей большой планете.

За то, что сегодня вы были и удивительными следопытами, и внимательными слушателями, и артистами сказочная лесная поляна всем вручает сладкий приз.

Я всем очень благодарна, до новых встреч.

(Стрекозы раздают всем участникам призы)