Скорость чтения - это самый важный фактор,
влияющий на успешность школьника.
В.А.Сухомлинский
Актуальность проблемы опыта
В государственных нормативных документах (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.2.2012 г. N 273 - ФЗ (последняя редакция); ФГОС НОО Утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286) главной целью литературного чтения определено формирование читательской компетентности учащихся, которая является базовой составляющей коммуникативной и познавательной компетентности, ознакомление с детской литературой как искусством слова; подготовка к систематическому изучению литературы в основной школе. Сегодня школьники должны быть готовы жить в условиях постоянных изменений, должны быть мобильными.
В условиях модернизации системы образования значительная роль придается литературному чтению. Одной из задач уроков чтения действующей программы для начальных классов, построенной в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования, является формирование у учащихся навыка чтения, являющегося средством изучения практически всех учебных предметов, а также способствует саморазвитию личности ребенка.
О важности быстрого чтения В.А.Сухомлинский писал «Чтение - это окошко в мир, важнейший инструмент обучения, оно должно быть свободным, быстрым - только тогда этот инструмент будет готов к действию».
Есть учителя, уделяющие недостаточно внимания на уроках литературного чтения развития этого качества, ориентируя учащихся только на усвоение знаний. Я считаю, что такой подход не может быть продуктивным. На мой взгляд, учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог достичь высоких результатов в скорости чтения, что поможет ребенку иметь высокие результаты в обучении.
Сейчас ситуация в школе носит несколько иной характер. В 1 класс дети приходят с разным уровнем подготовленности. Некоторые читают 30 слов в минуту, а некоторые совсем не знают букв и не хотят учиться. Поэтому моя цель как учителя - научить ребенка читать с такой скоростью, чтобы он не испытывал осложнений при выполнении домашних заданий, ему было интересно на уроках, имел возможность воспринимать большой объем новой информации и понимал прочитанное. Понимая это, передо мной встала непростая задача - что делать, чтобы скорость чтения имела оптимальный темп.
Поэтому работаю над проблемой - «Формирование навыков быстрого чтения».
Актуальность избранной темы обусловлена исследовательским характером современной педагогики, которая ищет пути усовершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.
Ведущая идея и сущность опыта
Ведущая идея опыта заключается в выработке определенной системы обучения на уроках чтения, способствующей развитию оптимальной скорости чтения.
Цель опыта: подобрать и систематизировать упражнения, направленные на формирование эффективного навыка быстрого чтения.
Основной подход в образовательном процессе - личностно-ориентированный подход.
По инновационному потенциалу опыт носит комбинированный характер, так как подразумевает интеграцию педагогических технологий и методик, направленных на развитие навыков быстрого чтения.
Теоретическое обоснование
Над этой проблемой работали многие ученые, методисты, учителя практики.
Значительное распространение и применение в практике приобрели системы упражнений при формировании навыка быстрочтения И.Т.Федоренко, В.М.Зайцева, комплекс упражнений при формировании правильного, методика формирования и углубления интеллектуальных способностей чтения В.Б.Эдигея.
Эти системы упражнений помогают не только овладеть высокой техникой чтения, но и направлены на воспитание человека, влюбленного в книгу, в родной язык, знатока литературного наследия своего народа.
Технология опыта
Изучая опыт известных ученых, психологов, педагогов, я увидела, что современный ребенок, даже «среднестатистический» школьник, может увеличить скорость своего чтения в 2-3-5 раз. Учитывая это, анализируя темп чтения своих учеников и сравнивая его с потребностями общества, я пришла к выводу о необходимости усовершенствования уроков чтения, что позволит повысить коэффициент понимания учебного материала. Полагаю, что каждый педагог должен найти свой путь в преодолении этой проблемы. Поэтому на протяжении последних лет ввожу в учебно-воспитательный процесс развивающе - игровую технологию обучения.
Основные составляющие технологии представлены на Схеме 1 (Приложение 1). Все составляющие в единстве обеспечивают лучший подбор и соотношение форм, способов и средств учебно-воспитательного процесса.
Этап подготовки
Развивать скорость чтения можно по-разному. Постоянно углубляя свои знания, прорабатываю дополнительную литературу.
В своей работе по развитию скорости чтения использую творческие упражнения, разработанные профессором И.Т.Федоренко, упражнения по совершенствованию техники чтения системы В.Н.Зайцева, слоговые таблицы, упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционную гимнастику.
Большое значение уделяю организации и планированию работы. Поурочное планирование считаю важнейшим инструментом учителя на уроке. Заранее подбираю задачи игрового характера, учитывая программные требования, методические аспекты, возрастные и индивидуальные особенности учащихся и материально-технические условия. Следует отметить, что задачи развития навыков быстрочтения присутствуют на всех этапах урока.
Этап проведения
Каждый урок чтения начинаю с подготовки речи ребенка к работе, что способствует развитию артикуляции и правильному дыханию. Задание подбираю к каждому уроку, предпочитая игровую форму. Сложность упражнений зависит от возраста и подготовки детей.
В 1 классе дети учатся читать с помощью комплекса интересных упражнений, которые развивают быстроту чтения непринужденно, свободно и с удовольствием. Виды этих упражнений представлены в Схеме 2 (Приложение 1).
В 2-4 классах каждый урок - будь то чтение, математика или изобразительное искусство начинаю с пятиминутки чтения, что позволяет увеличить время тренировки на 125 минут в неделю.
В начале урока чтения продолжаю работу по подготовке речевого аппарата. Эти упражнения помогают ребенку четко произносить слова, скорее читать, развивают активный словарь учащихся.
На уроках чтения использую методические приемы, представленные в Схеме 3 (Приложение 1).
Для заинтересованности и разнообразия работы на уроке использую элементы интерактивной технологии, которая помогает ребенку самоопределиться, взаимопонять с другими участниками учебного процесса, развить личные качества. Чаще всего использую следующие упражнения:
- "Мозговой штурм",
- "Микрофон",
- "Ажурная пилка",
- "Ассоциативный куст",
- "Незаконченное предложение".
Особенно эффективно внедрение на уроках чтения информационно-коммуникативных технологий. Использование мультимедийных презентаций вызывает живой интерес у учащихся, улучшает процесс усвоения учебного материала, наглядно познает.
Этап анализа
В конце последнего урока чтения недели провожу самозамер скорости чтения. Учащиеся в течение минуты читают текст вполголоса, считают количество слов и записывают результаты в дневниках. В конце каждого месяца я замеряю технику чтения. Результаты учащиеся записывают в карточки «Моя веточка роста», где отмечают количество прочитанных знаков в минуту. Рост темпа чтения отображается разными цветами.
С особым вниманием я отношусь к детям, имеющим психофизиологические пороки: заикание, плохое зрение, естественную медлительность. Во время опроса это не может служить основанием для снижения оценки. Стараюсь замечать каждый, пусть даже маленький успех своих учеников, своевременно похвалить ребенка, сравнить достигнутый им результат с предыдущим. Очень важно показать ребенку результат его труда. Это внушает в нее уверенность, увлеченность, заинтересованность, стремление читать больше и лучше.
Показатели результативности опыта
Благодаря использованным приемам детям стало гораздо легче учиться, без напряжения заниматься читательской деятельностью, полюбить книгу. Это позволит им в следующих классах лучше овладевать учебным материалом.
Проблемы и пути преодоления
Но в моей работе были и трудности:
- нежелание родителей уделять достаточное внимание приучению детей к чтению;
- отсутствие личного примера родителей в чтении книг;
- дети больше заинтересованы игрой на компьютере, чем чтением;
- чтение для детей является тяжелым, хлопотным трудом и потому требует помощи и поддержки со стороны взрослых.
Пути решения проблем:
- создание системы упражнений для работы на уроке чтения, учитывая программный материал, возрастные особенности и интересы учащихся;
- организация для родителей «Круг доверия», где они могут в любое время получить помощь;
- рекомендации для родителей по организации домашнего чтения;
- проведение развлекательной программы «Папа, мама, я - читательская семья»;
- проведение тематических родительских собраний.
Список использованных источников
Книжные издания
- Эдигей В.Б. Учись читать, малыш! Как повысить технику чтения и развить мышление ребенка - К.: Гранд, 1993. - 254 с.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. -М.: Просвещение, 1991.
- Мельник В.М. Искусство быстрого и интенсивного чтения. К, 1990.
- Скрипченко Н.Ф. Пути совершенствования классного и внеклассного чтения. Начальная школа. - 1990. - №5. С.36-40
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избранные произведения. В 5 т. - М.: Советская школа, 1997. -194 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.,1982. - с. 19-20; 168-169.
- Федоренко И.Т. Пути совершенствования техники чтения школьников. - Х, 1978. - с.34.