Требования современных ФГОС переориентируют обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Метод проектов создает условия для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм исследовательской деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проект.
Метод проектной работы строится на следующих подходах:
- Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению литературы и информатики.
- Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с учителем формирует знания и умения и создает объекты.
- Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему.
- Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим.
- Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности.
- Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося.
Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками. Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет:
- индивидуализировать обучение;
- актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников; позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе;
- помогает выполнять работу в собственном ритме;
- использовать полученные знания в практическом применении;
- четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
- видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
- корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.
То есть, метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе исследовательский метод, проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, поисковые и прочие методы и средства обучения.
Практические примеры использования проектной деятельности можно представить в качестве эффективных подходов в реализации ФГОС? В рамках изучения раздела «Многообразие живых организмов» в 5 классе выполняется практико-ориентированный проект «Многообразие живых организмов в природной среде». Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке обсуждается тема, и затем дети разбиваются на группы по интересам, выбирают для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащихся консультируются с учителем, обращаются в библиотеку школы, а также выходят в интернет. Они ставят цель - создать конкретный продукт, и результат будет наглядным, он или есть или нет. Продукты проекта: картотека съедобных и несъедобных грибов и растений, фотоброшюра «Лесные ягоды», аптечка природных лекарственных средств. Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики защищают свой проект с презентацией не только материалов, но и способов работы над проектом.
На уроках биологии в 8 классе проводится мониторинг здоровья, где учащиеся оценивают сферы жизнедеятельности и по результатам диагностики делают вывод: для гармоничного существования человека необходимо гармоничное функционирование всех сфер жизни, а для этого важно здоровье человека. Проект по теме «Влияние физических нагрузок на работу сердечно - сосудистой системы», позволяет выделить причины ухудшения здоровья. Исследования учащихся помогают учащимся разрабатывать стратегию и тактику универсальных действий и индивидуальных способов поведения, безопасного для здоровья.
Работа по проекту «Влияние растений на содержание кислорода в школьном кабинете», проходит через исследовательскую деятельность, с применением специального оборудования из биологической лаборатории. Учащиеся делают замеры содержания кислорода в школьных кабинетах, там, где много комнатных растений и где их нет. Сопоставляя данные, приходят к выводу, что комнатные растения улучшают газовый состав.
В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, развить навыки исследовательской деятельности, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.