Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
- закрепить знания учащихся о регулировании дорожного движения;
- познакомить с историей возникновения правил дорожного движения;
- развивать умение детей распознавать дорожные знаки;
- развивать мышление, память, внимание;
- воспитывать общую культуру поведения на улице.
Оборудование:
- плакаты по ПДД и дорожные знаки;
- разрезные дорожные знаки «Кирпич», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место стоянки», Подземный переход», «Место остановки автобуса, трамвая», «Дорожные работы», «Обгон запрещен», «Скользкая дорога», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пункт первой медицинской помощи», «Больница», «Автозаправочная станция»;
- листы для ответов викторины;
- жезл;
- светофор;
- карточки с заданиями
- грамоты для награждения победителей.
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель: Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода?
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет?
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой?
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите?
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход?
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора?
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек?
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»?
2. Постановка целей урока
Учитель: - В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы. Трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.
Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. У многих сбылись мечты. Машин становятся всё больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами - он может стать причиной несчастий.
Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.
А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.
Правила движения - законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов - всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания в целях профилактики детского дорожного травматизма, именно в начале учебного года.
Учитель: - Для чего нам надо знать правила дорожного движения?
Учитель: - Предлагаю разгадать кроссворд, ключевое слово в нем подскажет, для чего нужны ПДД?
Вопросы кроссворда:
- Как иначе называют пешеходный переход? (зебра)
- Одно из средств регулирования дорожного движения. (светофор)
- На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (зеленый)
- Человек, который регулирует движение на перекрестке и дороге. (регулировщик)
- Как одним словом назвать автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус? (транспорт)
- Чем освещают дороги автомобили? (фары)
- Место пересечения дорог и улиц. (перекресток)
- Расстояние между машинами, едущими друг за другом. (дистанция)
- Как называется любая используемая для движения улица, проспект, включающая тротуары, обочины? (дорога)
- Как называется водитель, который ездит на двухколесном транспортном средстве повышенной опасности. (велосипедист).
- Место ожидания автобуса, троллейбуса, трамвая. (остановка)
- Человек, управляющий каким- либо транспортом. (водитель)
Учитель: - Так для чего необходимо знать правила дорожного движения? (для безопасности водителей и пешеходов)
3. Актуализация знаний
Учитель: - Кто знает, когда и где появились первые правила дорожного движения?
История ПДД началась очень давно, еще задолго до появления первых транспортных средств, практически с появлением первых дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур - половецкую бабу - можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское». После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Самые первые дорожные знаки появились на римских дорогах. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи.
А кто-то знает, когда и где появились первые правила дорожного движения?
Первые правила движения для автомобилей были введены во Франции 14 августа 1893 г. В 1908 году было придумано выдавать полиции белые трости, которыми полицейские регулировали движение, показывали направление для водителей и пешеходов. В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)». В этих правилах уже досконально регламентировались многие важные вопросы. Упоминались и водительские права, которые должен был иметь водитель. Был введен скоростной режим движения, превышать который было нельзя. Современные правила дорожного движения были введены в нашей стране в январе 1961 года.
4. Повторение изученного
Учитель: - Какие средства регулирования дорожного движения вы знаете? (светофор, дорожные знаки)
5. Игра-соревнование
Учитель: - Я буду загадывать загадки о дорожных знаках, а вы после обсуждения в команде должны будете поднять нужный знак.
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
(знак «Въезд запрещен»)Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
(знак «Пешеходный переход»)В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
(знак «Движение пешеходов запрещено»)Коль водитель вышел здесь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб не нужная ему,
Не мешала никому.
(знак «Место стоянки»)Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
(«Подземный переход»)В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
(«Место остановки автобуса, трамвая»)
6. Физминутка
Учитель: - Поиграем вместе с нашим регулировщиком! Ребята, а вы знаете, кто такой регулировщик и что он делает? Регулировщик - это сотрудник полиции, одетый в форму. Он регулирует дорожное движение с помощью сигналов. Для лучшей видимости сигналов регулировщик применяет жезл.
Про сигналы регулировщика мы сейчас и поговорим.
Если руки регулировщика вытянуты в стороны, то с левого и правого бока разрешено движение и транспортных средств, и пешеходов. Со стороны груди и спины движение транспорта и пешеходов запрещено.
Если правая рука регулировщика вытянута вперед, то с левого бока можно двигаться во всех направлениях: прямо, налево, направо и даже развернуться. Со стороны груди разрешено движение только направо. Со стороны правого бока и спины движение запрещено.
Если рука поднята вверх - движение транспортных средств и пешеходов запрещено.
Рекомендации к проведению игры: Начинать с вытянутых в сторону рук поочередно во всех направлениях. Затем подключить сигнал - поднятая рука вверх. После закрепления этих правил попробовать использовать сложное правило - правая рука регулировщика вытянута вперед.
Для игры разделить ребят на 4 группы - каждая группа располагается на разных сторонах перекрестка. После сигнала регулировщика двигается только 1 транспортное средство из каждой группы. Затем анализируется правильность выполнения, повторяются по необходимости правила движения. Затем регулировщик меняет свой знак.
(Внимательно следите за жестами регулировщика.)
7. Конкурс «Ребусы»
Учитель: по 1 баллу за каждый отгаданный ребус.
8. Конкурс «Дорожные ситуации»
Учитель: - Каждая команда получает конкретную ситуацию, которая может возникнуть на дороге. Члены команд обсуждают и представляют нам план действий, который поможет справиться с возникшей проблемой.
(учащиеся в командах обсуждают ситуацию и рассказывают о своих действиях)
Проблема № 1
Вы ехали на заднем сидении легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам надо выйти. Как вы поступите? (выйти со стороны тротуара)
Проблема № 2
Вы стоите на остановке и ждете автобуса. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке увеличивается. И вот автобус подъехал. Что вы будете делать? (дождаться следующего автобуса)
Проблема № 3
При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримите? (сообщить водителю, чтобы он остановил автобус, открыл двери или воспользоваться аварийным выходом, выбить окно)
Проблема № 4
Вы переходите дорогу на зеленый сигнал светофора. И вдруг зеленый огонек быстро-быстро заморгал и переключился на желтый. Что вам делать: идти вперед на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару? (вернуться назад к тротуару)
10. Подведение итогов урока
Учитель: - Давайте подведем предварительные итоги.
- Вам понравилась наша игра? Что вам понравилось?