Задача. Структура задачи. 1-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Тип урока: открытия новых знаний.

Цели урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.

Задачи:

  • Создавать условия для самостоятельного открытия учащимися понятия «задача», формирования навыков работы с задачами в ходе творческой деятельности; формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сравнивать предметы по разным признакам; развивать вычислительные навыки в пределах 10; оперировать пространственными объектами
  • Развитие памяти, внимания;
  • Развитие умения думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, обобщать;
  • Развитие логики, мышления, творческого воображения; усиление эффективности учебного процесса, организованного в парах: большая коллегиальность и аргументированность за счет большего числа возникающих идей, большая контактность и лабильность в мини-группах, организация работы учебных групп как в поиске общего решения проблемы внутри группы, так и во взаимном общении групп;
  • Осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях.
  • Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сравнивать предметы по разным признакам; развивать вычислительные навыки в пределах 10;
  • Воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать коммуникативные качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике, уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

Планируемые результаты (предметные):

  • Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Предметные: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
  • Метапредметные:
    • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
    • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
    • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: презентация, тетрадь, счетный материал, проектор, учебник, наглядный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

- Дорогие ребята, вы находитесь на борту лайнера. Наш лайнер отправляется в сказочное путешествие.

Проверьте, все ли готово у вас к уроку.

- Прежде чем отправиться в путешествие, создадим себе и друг другу хорошее настроение и выполним пальчиковую гимнастику.

Дождик кап, дождик кап
То сильней, то тише
Не стучи, не стучи
Не стучи по крыше
Непослушный какой!
Погоди не лейся
Заходи к ученикам.
И в тепле погрейся!

2. Объявление темы урока

- Ребята, а как вы понимаете пословицу «Повторенье - мать ученья»?

Почему повторенье - МАТЬ ученье. (Повторение - мать учения» - пословица о том, что в учебе важно повторять пройденный материал, это лучший способ усвоить информацию. Корни высказывания уходят в далекое прошлое, когда мать повторяла детям наказы отца. Ваш словарный запас обогатился новым понятием (метапредметная связь)

Ученье да уменье всегда найдет применение.

- А что мы делаем на уроке математики? (решаем задачи, решаем примеры, сравниваем числа, самостоятельно решаем.

- Скажите мне пожалуйста, какое время года за окном? (осень)

- А какая осень? (поздняя)

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Какой осенний месяц идет по счету третьим? (ноябрь)

Осень - очень красивое время года!

- Ребята, а кто же нас должен встретить? Угадайте, кто они?

Мишка, Лось, Пингвин, Сова,
Заяц, Ворон, Ёжик,
Баран и Свинка тоже.
Круглые, как шарики
Веселые … .
(Смешарики)

3. Повторение числового ряда

- Ребята, в пути до посадки нас догнала телеграмма Совуньи.

Дорогие ребята, ваши друзья Смешарики пришли в гости в сказочный лес раньше вас и разбежались.

- Вы должны помочь мне их найти. Мне одной не справиться. Для этого вы должны выполнить математические задания.

- Наш лайнер идет на посадку, чтобы отыскать Смешариков. Сели ровненько, пристегнули ремни.

- Одним из главных признаков осени является листопад.

(Игра называется «Цифры рассыпались». Нужно расставить цифры в нужном порядке)

- На каждом из этих листочков записано число. Эти листочки нам надо расположить по порядку, т.е. построить числовой ряд.

(у доски работает один, остальные показывают с места карточки с ответами)

- Назовите самое маленькое однозначное число. (1)

- Самое большое однозначное число. (9)

- Число, которое стоит в числовом ряду перед числом 5. (4)

- Число, которое следует за числом 7. (8)

- Число, которое стоит перед числом 3. (2)

- Число, которое стоит между числами 4 и 6. (5)

- Ребята, молодцы! Посмотрите это кто у нас в листики спрятался? (Крош)

4. Устный счет

- От радости Крош решил песенку спеть, а совунья ему говорит:

«С песней, милый не спеши,
нужно остальных друзей найти
Вот, неравенства реши!»

- А что такое неравенство? ('это когда одна сторона выражения не равна другой)

- Давайте поработаем в группа хфяч34КУ, чтобы помочь Крошу. А, как работать должны в группах? (дружно, совместно) Работа в группах, решают неравенства.

- Молодцы! Посмотрите, а кто за пенек спрятался? ( Нюша )

5. Постановка темы и цели урока

Шахматная доска. (слайд 3)

- Ребята, посмотрите на доску. Бараш и Ежик играли в шахматы. И после очередного хода Бараш сказал: «Ежик ты меня озадачил».

- Что значит «озадачить?» (поставить в трудное положение, заставить задуматься, задать вопрос)

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о задаче).

Обращаемся к плану работы.

- Что мы сегодня узнаем? (что такое задача)

- Научимся решать… (задачу)

- Сделаем вывод… (по задаче).

- Кто и что может нам помочь в достижении этих целей? (учитель, учебник, знания).

- Вы большие молодцы!

6. Открытие новых знаний

- Ребята, посмотрите на слайд. Нам дано два текста.

- Сейчас я вам прочитаю, а вы сравните.

1. Мишутка нашёл 6 шишек, а белочка 1шишку. Сколько всего шишек набрали звери?

2. Мишутка нашёл 6 шишек, а белочка 1шишку. Мишутка и белочка - звери, потому что их тело покрыто шерстью.

- Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Почему?

- Кто скажет, как называется первый текст на языке математики? (Задача)

- Сейчас мы узнаем, из каких частей состоит задача, а также научимся решать её.

6.1. Знакомство со структурой задачи

- Для того чтобы, четко понять, что такое задача, мы проведем исследование, как настоящие ученые.

- Откройте тетради.

В тетрадях у вас записано 21 ноября.

Мы начинаем работать от точки.

- Прочитаем ещё раз задачу. (1 текст)

- Что нам известно по задачи? (У медвежонка было 6 ш. и у Белочки 1 ш.)

- На языке математики это называется условие задачи - то, что мы знаем. (УСЛОВИЕ картинка)

- Как мы можем показать схематично количество шишек у Медвежонка и у Белочки? (кружками)

- Возьмите синий карандаш. Им мы изобразим количество шишек, которое есть у Медвежонка. Сколько синих кружков мы нарисуем в тетради? (6)

- А сколько у белочки шишек? (1). Значит, сколько кружков красного цвета мы нарисуем? (1). Возьмите красный карандаш, и нарисуйте 1 кружок.

- Что надо узнать в задаче? (Дочитайте текст) (Сколько всего шишек набрали звери?)

- Как вы думаете, а это что? (Вопрос задачи)

(ВОПРОС)

- Да, это вопрос задачи - то, что МЫ не знаем.

- Ребята, как мы покажем на рисунке, сколько ВСЕГО шишек? (дугой)

- Ребята, берём в руки простой карандаш. Рисуем дугу.

- Ответьте на вопрос задачи. Как вы узнали? (6+1=7 (ш.))

- Это решение задачи. (РЕШЕНИЕ)

- Отступите 1 клетку вниз, запишите решение задачи.

- Ребята посмотрите на доску, в скобках мы сокращенно пишем, название того, что искали в задаче. (ш.)

- Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (Набрали 7шишек)

- Это ОТВЕТ ЗАДАЧИ. (ОТВЕТ)

- Отступите одну клетку вниз от начала дуги. Запишите ответ задачи.

- Молодцы ребята, мы решили всю задачу!

- Давайте посмотрим на схему и сделаем вывод: как построена задача.

(ХОРОМ: в задаче есть условие, вопрос, решение, ответ)

- Имя, повтори, из чего состоит задача.

- Возвращаемся к плану работы. Ребята, что мы с вами узнали про задачу? (что она состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

7. Геометрическое задание

- Ребята, я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила работы в парах.

- Как мы показываем, что работу в парах выполнили?

- Наши герои очень любят складывать фигуры из геометрических фигур

- У вас на столах лежат геометрические фигуры. Назовите их. Каких фигур больше всего? Меньше? Каких фигур столько же?

- Итак, необходимо составить из фигур человечка.

(готовность команда показывает зеленые сигналы)

8. Применение опорных знаний

- Откройте учебники на стр.88 найдите задание под номером 3.

- Рассмотрите текст задания. Читает (Имя).

Слава сделал 5 корабликов. Он отдал товарищу 2 кораблика. Сколько корабликов осталось у Славы?

- Докажите, что это задача. Что в ней есть? (есть условие, вопрос)

- Что известно из условия задачи? (Слава сделал 5 корабликов)

- Посмотрите на доску, какая из двух схем, будет подходить к условию нашей задачи? (вторая)

- Почему? (потому что, в ней дано 5 кружков и 2 кружка перечёркнуты)

- Ребята, а почему 2 кружка зачёркнуты? (потому что, Слава отдал 2 кораблика).

- Найдите и прочитайте вопрос задачи. Читает (Имя).

- Пододвиньте к себе тетради. Отступите одну клетку вниз, от последней записи, поставьте точку.

- Ответьте на вопрос задачи. Назовите её решение (5-2=3 (к.))

- (Имя) выйди, запиши решение задачи. А ребята, записывают в тетрадь. Садись.

- Чего не хватает в нашей задаче? (ответа)

- Назовите ответ задачи. (3 кораблика).

- (Пишу на доске) Ребята, отступите одну клетку вниз, запишите ответ задачи, так же как у меня на доске.

- Ребята, мы решили всю задачу? Все этапы были соблюдены?

Вы большие молодцы!

9. Подведение итогов

- Ребята, посмотрите на доску. Части задачи перемешались. Давайте распределим их в правильном порядке. Из чего состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ).

Верно, молодцы!

Возвращаемся к плану.

- Чему вы научились на уроке? (решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

Сделаем вывод: задача состоит из….

- Сегодня, я бы хотела похвалить за активную работу на уроке.

Все большие молодцы!

Наш лайнер взлетает!

В полете мы подведем наши итоги урока.

- Ребята, а что мы сегодня делали на уроке.

- Ребята, мы выполнили полностью план работы на урок? (Да)

10. Рефлексия

Я вам предлагаю оценить свою работу на уроке.

Давайте родителям отправим с борта лайнера сообщение, ватсап, с ваших планшетов, оцените себя. (детям выдаются заготовленные из картона «планшеты»)

Молодцы, ребята, помогли нашим гостям собраться вместе.

11. Домашнее задание

В награду наши дружные гости оставили вам свои портреты, но необычные с примерами. Раскрасить вы сможете их дома. А также звездочки за активную работу на уроке.

- Спасибо за урок.