Тип урока: открытия новых знаний.
Цели урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.
Задачи:
- Создавать условия для самостоятельного открытия учащимися понятия «задача», формирования навыков работы с задачами в ходе творческой деятельности; формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сравнивать предметы по разным признакам; развивать вычислительные навыки в пределах 10; оперировать пространственными объектами
- Развитие памяти, внимания;
- Развитие умения думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, обобщать;
- Развитие логики, мышления, творческого воображения; усиление эффективности учебного процесса, организованного в парах: большая коллегиальность и аргументированность за счет большего числа возникающих идей, большая контактность и лабильность в мини-группах, организация работы учебных групп как в поиске общего решения проблемы внутри группы, так и во взаимном общении групп;
- Осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях.
- Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сравнивать предметы по разным признакам; развивать вычислительные навыки в пределах 10;
- Воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать коммуникативные качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике, уважительное отношение друг к другу при работе в группах.
Планируемые результаты (предметные):
- Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Предметные: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
-
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: презентация, тетрадь, счетный материал, проектор, учебник, наглядный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
- Дорогие ребята, вы находитесь на борту лайнера. Наш лайнер отправляется в сказочное путешествие.
Проверьте, все ли готово у вас к уроку.
- Прежде чем отправиться в путешествие, создадим себе и друг другу хорошее настроение и выполним пальчиковую гимнастику.
Дождик кап, дождик кап
То сильней, то тише
Не стучи, не стучи
Не стучи по крыше
Непослушный какой!
Погоди не лейся
Заходи к ученикам.
И в тепле погрейся!
2. Объявление темы урока
- Ребята, а как вы понимаете пословицу «Повторенье - мать ученья»?
Почему повторенье - МАТЬ ученье. (Повторение - мать учения» - пословица о том, что в учебе важно повторять пройденный материал, это лучший способ усвоить информацию. Корни высказывания уходят в далекое прошлое, когда мать повторяла детям наказы отца. Ваш словарный запас обогатился новым понятием (метапредметная связь)
Ученье да уменье всегда найдет применение.
- А что мы делаем на уроке математики? (решаем задачи, решаем примеры, сравниваем числа, самостоятельно решаем.
- Скажите мне пожалуйста, какое время года за окном? (осень)
- А какая осень? (поздняя)
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Какой осенний месяц идет по счету третьим? (ноябрь)
Осень - очень красивое время года!
- Ребята, а кто же нас должен встретить? Угадайте, кто они?
Мишка, Лось, Пингвин, Сова,
Заяц, Ворон, Ёжик,
Баран и Свинка тоже.
Круглые, как шарики
Веселые … .
(Смешарики)
3. Повторение числового ряда
- Ребята, в пути до посадки нас догнала телеграмма Совуньи.
Дорогие ребята, ваши друзья Смешарики пришли в гости в сказочный лес раньше вас и разбежались.
- Вы должны помочь мне их найти. Мне одной не справиться. Для этого вы должны выполнить математические задания.
- Наш лайнер идет на посадку, чтобы отыскать Смешариков. Сели ровненько, пристегнули ремни.
- Одним из главных признаков осени является листопад.
(Игра называется «Цифры рассыпались». Нужно расставить цифры в нужном порядке)
- На каждом из этих листочков записано число. Эти листочки нам надо расположить по порядку, т.е. построить числовой ряд.
(у доски работает один, остальные показывают с места карточки с ответами)
- Назовите самое маленькое однозначное число. (1)
- Самое большое однозначное число. (9)
- Число, которое стоит в числовом ряду перед числом 5. (4)
- Число, которое следует за числом 7. (8)
- Число, которое стоит перед числом 3. (2)
- Число, которое стоит между числами 4 и 6. (5)
- Ребята, молодцы! Посмотрите это кто у нас в листики спрятался? (Крош)
4. Устный счет
- От радости Крош решил песенку спеть, а совунья ему говорит:
«С песней, милый не спеши,
нужно остальных друзей найти
Вот, неравенства реши!»
- А что такое неравенство? ('это когда одна сторона выражения не равна другой)
- Давайте поработаем в группа хфяч34КУ, чтобы помочь Крошу. А, как работать должны в группах? (дружно, совместно) Работа в группах, решают неравенства.
- Молодцы! Посмотрите, а кто за пенек спрятался? ( Нюша )
5. Постановка темы и цели урока
Шахматная доска. (слайд 3)
- Ребята, посмотрите на доску. Бараш и Ежик играли в шахматы. И после очередного хода Бараш сказал: «Ежик ты меня озадачил».
- Что значит «озадачить?» (поставить в трудное положение, заставить задуматься, задать вопрос)
- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о задаче).
Обращаемся к плану работы.
- Что мы сегодня узнаем? (что такое задача)
- Научимся решать… (задачу)
- Сделаем вывод… (по задаче).
- Кто и что может нам помочь в достижении этих целей? (учитель, учебник, знания).
- Вы большие молодцы!
6. Открытие новых знаний
- Ребята, посмотрите на слайд. Нам дано два текста.
- Сейчас я вам прочитаю, а вы сравните.
1. Мишутка нашёл 6 шишек, а белочка 1шишку. Сколько всего шишек набрали звери?
2. Мишутка нашёл 6 шишек, а белочка 1шишку. Мишутка и белочка - звери, потому что их тело покрыто шерстью.
- Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Почему?
- Кто скажет, как называется первый текст на языке математики? (Задача)
- Сейчас мы узнаем, из каких частей состоит задача, а также научимся решать её.
6.1. Знакомство со структурой задачи
- Для того чтобы, четко понять, что такое задача, мы проведем исследование, как настоящие ученые.
- Откройте тетради.
В тетрадях у вас записано 21 ноября.
Мы начинаем работать от точки.
- Прочитаем ещё раз задачу. (1 текст)
- Что нам известно по задачи? (У медвежонка было 6 ш. и у Белочки 1 ш.)
- На языке математики это называется условие задачи - то, что мы знаем. (УСЛОВИЕ картинка)
- Как мы можем показать схематично количество шишек у Медвежонка и у Белочки? (кружками)
- Возьмите синий карандаш. Им мы изобразим количество шишек, которое есть у Медвежонка. Сколько синих кружков мы нарисуем в тетради? (6)
- А сколько у белочки шишек? (1). Значит, сколько кружков красного цвета мы нарисуем? (1). Возьмите красный карандаш, и нарисуйте 1 кружок.
- Что надо узнать в задаче? (Дочитайте текст) (Сколько всего шишек набрали звери?)
- Как вы думаете, а это что? (Вопрос задачи)
(ВОПРОС)
- Да, это вопрос задачи - то, что МЫ не знаем.
- Ребята, как мы покажем на рисунке, сколько ВСЕГО шишек? (дугой)
- Ребята, берём в руки простой карандаш. Рисуем дугу.
- Ответьте на вопрос задачи. Как вы узнали? (6+1=7 (ш.))
- Это решение задачи. (РЕШЕНИЕ)
- Отступите 1 клетку вниз, запишите решение задачи.
- Ребята посмотрите на доску, в скобках мы сокращенно пишем, название того, что искали в задаче. (ш.)
- Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (Набрали 7шишек)
- Это ОТВЕТ ЗАДАЧИ. (ОТВЕТ)
- Отступите одну клетку вниз от начала дуги. Запишите ответ задачи.
- Молодцы ребята, мы решили всю задачу!
- Давайте посмотрим на схему и сделаем вывод: как построена задача.
(ХОРОМ: в задаче есть условие, вопрос, решение, ответ)
- Имя, повтори, из чего состоит задача.
- Возвращаемся к плану работы. Ребята, что мы с вами узнали про задачу? (что она состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
7. Геометрическое задание
- Ребята, я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила работы в парах.
- Как мы показываем, что работу в парах выполнили?
- Наши герои очень любят складывать фигуры из геометрических фигур
- У вас на столах лежат геометрические фигуры. Назовите их. Каких фигур больше всего? Меньше? Каких фигур столько же?
- Итак, необходимо составить из фигур человечка.
(готовность команда показывает зеленые сигналы)
8. Применение опорных знаний
- Откройте учебники на стр.88 найдите задание под номером 3.
- Рассмотрите текст задания. Читает (Имя).
Слава сделал 5 корабликов. Он отдал товарищу 2 кораблика. Сколько корабликов осталось у Славы?
- Докажите, что это задача. Что в ней есть? (есть условие, вопрос)
- Что известно из условия задачи? (Слава сделал 5 корабликов)
- Посмотрите на доску, какая из двух схем, будет подходить к условию нашей задачи? (вторая)
- Почему? (потому что, в ней дано 5 кружков и 2 кружка перечёркнуты)
- Ребята, а почему 2 кружка зачёркнуты? (потому что, Слава отдал 2 кораблика).
- Найдите и прочитайте вопрос задачи. Читает (Имя).
- Пододвиньте к себе тетради. Отступите одну клетку вниз, от последней записи, поставьте точку.
- Ответьте на вопрос задачи. Назовите её решение (5-2=3 (к.))
- (Имя) выйди, запиши решение задачи. А ребята, записывают в тетрадь. Садись.
- Чего не хватает в нашей задаче? (ответа)
- Назовите ответ задачи. (3 кораблика).
- (Пишу на доске) Ребята, отступите одну клетку вниз, запишите ответ задачи, так же как у меня на доске.
- Ребята, мы решили всю задачу? Все этапы были соблюдены?
Вы большие молодцы!
9. Подведение итогов
- Ребята, посмотрите на доску. Части задачи перемешались. Давайте распределим их в правильном порядке. Из чего состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ).
Верно, молодцы!
Возвращаемся к плану.
- Чему вы научились на уроке? (решать задачи, записывать решение задачи и ответ)
Сделаем вывод: задача состоит из….
- Сегодня, я бы хотела похвалить за активную работу на уроке.
Все большие молодцы!
Наш лайнер взлетает!
В полете мы подведем наши итоги урока.
- Ребята, а что мы сегодня делали на уроке.
- Ребята, мы выполнили полностью план работы на урок? (Да)
10. Рефлексия
Я вам предлагаю оценить свою работу на уроке.
Давайте родителям отправим с борта лайнера сообщение, ватсап, с ваших планшетов, оцените себя. (детям выдаются заготовленные из картона «планшеты»)
Молодцы, ребята, помогли нашим гостям собраться вместе.
11. Домашнее задание
В награду наши дружные гости оставили вам свои портреты, но необычные с примерами. Раскрасить вы сможете их дома. А также звездочки за активную работу на уроке.
- Спасибо за урок.