Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, которая детерминируется разнонаправленной мотивацией. Широкие познавательные (интерес к знаниям) мотивы могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя.
Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается значительно более низкий уровень развития восприятия, что влечет за собой необходимость более длительного времени для переработки им сенсорной информации, получаемой из окружающего его мира. По мнению В.Н.Брайтфельд «ограниченные возможности здоровья ребѐнка могут выражаться в затруднении узнавания им предметов и изображений, слуховых восприятий, недостаточности планирования им процессов и выполнения им сложных двигательных процессов и программ. Таким ученикам может быть свойственна рассеянность внимания, недостаточность сформированности волевых усилий, концентрации внимания, а также трудности с переключением внимания. Кроме того, у ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья возможен недостаточный для его возраста уровень сформированности памяти, речи, знаний и его представлений» [4, 65].
При формировании мотивации учеников с ограниченными возможностями здоровья учителю необходимо помнить, что такая мотивация носит «особый характер» и что мотивация детей с ограниченными возможностями здоровья - это, прежде всего, зарождение и закрепление сотрудничества между учителем и учеником. Кроме того, нам всем важно помнить, что формированию устойчивой мотивации любого ребенка способствует любовь и терпение по отношению к нему.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенные, поэтому и подход к их обучению несколько отличается от обычного обучения. Самое важное время для обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в самом начале учебной деятельности, ведь именно тогда закладывается интерес к учебе, стимул и мотивация. Поэтому задача педагога и родителей не только научить, но и заинтересовать школьника в изучении и запоминании нового.
Всех детей с ограниченными возможностями здоровья принято делить на несколько категорий в зависимости от типа нарушения их здоровья:
- нарушение психического состояния;
- нарушения психологического состояния;
- физиологические отклонения;
- генетические заболевания;
- общая задержка развития [3, 42].
В большей степени программа обучения для них выбирается индивидуально, отталкиваясь от нескольких критериев - способности восприятия информации, мотивации и скорости обучения.
Общие принципы коррекционной работы не сильно зависят от заболевания, их основные задачи:
- мотивация к обучению;
- коррекционная компенсация;
- социализация;
- сенсорное развитие;
- максимальное развитие коммуникационных навыков [5, 15].
Преподаватель сталкивается с тем, что к таким ученикам требуется специальный подход, зачастую разрабатываемый индивидуально отталкиваясь, исходя из особенностей ученика.
Таблица 1.
Основные методы работы педагога по развитию мотивации к учебной деятельности в зависимости от категории детей с ограниченными возможностями здоровья [6, 87]
Вид отклонения |
Требуемые дополнительные методики |
Совместимость в группе с другими детьми |
Нарушение умственного развития, развития речи, умственная отсталость |
Мотивация к обучению, дополнительное разъяснение сопровождающееся иллюстрациями, дополнительными материалами, упрощение образовательной программы |
Группу лучше формировать из детей с одинаковой способностью к познанию и восприятию материала, школьник в обычной группе может испытывать дискомфорт |
Нарушения социального восприятия по типу РАС, Синдром Дауна и другие |
Упор на повышение коммуникативности, коммуникации, социализации. |
Ученик с достаточным уровнем умственного развития может находиться в группе с обычными детьми под вниманием преподавателя |
Физические и физиологические отклонения: слепота, глухота, немота, нарушение опорно-двигательных функций |
Коррекционная компенсация, сенсорное развитие |
Дети с легкими нарушениями могут находиться в коллективе из обычных школьников, лучше их не помещать в группу с детьми с нарушением умственного и речевого развития. Дети с тяжелыми нарушениями функции должны обучаться в специализированных группах. |
Любое отклонение поддается градации. В зависимости от тяжести его проявления, по его характеристикам и формируется учебная программа.
Несмотря на различность диагнозов и отклонений детей, получающих статус «с ограниченными возможностями здоровья», существуют общие методики их обучения. В случае с младшим школьником педагоги и родители обязаны использовать наиболее комфортную для ребенка методику, чтобы не усугубить его психологическое состояние.
Методы работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, отталкиваются от особенностей их развития и подбираются для каждой группы отдельно. Поэтому, в работе с детьми, педагог использует наиболее приемлемые методы в работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья:
- объяснительно-иллюстративный;
- поисковый;
- репродуктивный;
- информационно коммуникационный;
- метод контроля;
- метод самоконтроля и взаимоконтроля;
- коммуникационный [4, 57].
Зачастую преподаватель при подготовке к занятиям использует несколько методик, чтобы дети в максимальном объеме воспринимали информацию и были стимулированы к дальнейшему познанию.
Преподаватель тщательно готовится к каждому занятию, учитывая особенности учащихся.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, как и абсолютно здоровых, имеют право сами решать, в какой форме их ребенок будет получать образование. Следует только помнить о том, что школьник обязан получать образование, но делать он это может как дома, так и в школе. Существует две основные формы обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья - инклюзивное и дистанционное. Обе они имеют свои преимущества и минусы.
Инклюзивная форма обучения предполагает получение знаний в группе, с учетом особенностей ребенка. Для этого ученик ходит в обычную школу или специальное учебное заведение. В некоторых случаях проживает в специализированном профильном учреждении, которое таким же образом организует учебный процесс. То есть, программа разработана для группы, но с учетом особенностей каждого ее участника. В таком случае ребенок общается в классе, главные плюсы:
- профессиональное преподавание;
- получение коммуникативных и коммуникационных навыков;
- прививание социальных навыков;
- развитие дисциплины;
- хорошая стимуляция и мотивация;
- общение со сверстниками;
- правильное психологическое развитие [7, 23].
Суть инклюзивного обучение не выделять ребенка с ограниченными возможностями здоровья из социума. Он ходит в школу, общается со сверстниками, учится дисциплине и другим понятиям, которые непостижимы при индивидуальном образовании. Его основной минус заключается в том, что не ко всем детям он применим и требует особого контроля. Так как в нем участвует не только пара ребенок-учитель, а и множество окружающих людей, а они не всегда лояльно будут относиться к особенному человеку. Но большая часть школ приветствует такую форму образования, так как она развивает правильное социальное мышление у всех учеников, учит пониманию и толерантности.
В основе дистанционного обучения лежит не только освоение учебного материала дома, как считают некоторые родители. Дистанционное обучение включает в себя разработку индивидуального плана обучения с отрывом от школьного коллектива. Не обязательно его должны проводить родители.
Главный плюс такой формы обучения в том, что она позволяет создать наиболее удобную программу с учетом особенностей определенного ребенка. Учебную программу он может осваивать в относительно свободной форме, но ему придется обращаться в учебное заведение, чтобы проходить контроль и получать новую программу. Обычно это происходит один раз в полгода.
При этом родители могут:
- заниматься со школьником самостоятельно;
- нанимать репетиторов;
- направлять его в индивидуальные группы обучения.
Важно только то, чтобы ученик в конце отведенного времени сдавал контрольные работы.
Минус такой формы обучения в том, что она не всем по силам. Она требует разработки четкой и строгой рабочейпрограммыдисциплины, больших вложений сил со стороны родителей и обучающего персонала. Данная рабачая программа разрабатывается в целях осовоения учебной дисциплины, детей сограниченнымивозможностямиздоровья. А вот плюс в том, что ее можно идеально сочетать с планом реабилитации определенного ребенка.
Психология младшего школьника такова, что методики обучения, как при дистанционном, так и инклюзивном обучении практически одинаковы. В дальнейшем они корректируются под определенного ученика. Эти программы в большей степени не для ребенка, а для преподавателя.
Наиболее распространенные методики повышения мотивации включают в себя достаточно простые подходы:
- объяснение материала в игровой форме;
- поэтапное разъяснение заданий - учитывая особенности восприятия, задача раскладывается на логические блоки, посильные ребенку;
- обучение последовательному выполнению заданий, от блока к блоку;
- повторение уже рассмотренного материала.
При этом преподаватель обязан не только предоставить материал, он подготавливает визуальные и аудиоматериалы, помогает максимально подробно запомнить предложенную информацию. Помня о том, что ребенок в лучшем случае в состоянии запомнить не более 70% изложенного материала.
В случае если ученики из определенной группы плохо запоминают материал, им придется больше уделить времени, упростить задачи и попробовать освоить наиболее важные элементы задачи.
Методики обучения учащихся младших классов, направлены на обеспечение комфортного преподнесения информации в нужном объеме. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Это большой труд учителя, который должен сохранять максимальную близость с учащимися, поддерживать их отношения в коллективе и желание учиться.
Пакет информации, требуемый для запоминания и оперирования с 1 по 4 классы, минимален, в это время дети должны научиться другим навыкам:
- дисциплине;
- терпению;
- умению видеть задание и планировать ее решение;
- социальности;
- коммуникативности;
- самоорганизации [8, 83].
Главное, чего должен добиться учитель - желания учиться, находиться в коллективе. Ребенок должен быть открыт и счастлив, если он чувствует дискомфорт в коллективе, он не сможет адекватно воспринимать предложенную информацию.
На это следует обратить внимание и родителям, каждое учебное заведение имеет свои особенности преподавания, если ребенку в нем некомфортно, надо узнавать, почему это происходит и помогать справиться с дискомфортом. В некоторых случаях, особенно у детей с особенностями психики, можно временно переходить на дистанционное обучение, давая школьнику отдохнуть от давящей на него обстановки. Ни одна методика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не поможет, если тот, кого обучают, не будет получать от этого удовольствие.
Таким обраом, на основании вышеизложенно выявлено, что,применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
- Об образовании в Российской Федерации:Федер. закон от29.12.2012№273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21дек. 2012г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26дек. 2012г.// Рос. газ.-2012. -31 дек.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: «Академия», 2016. - 160 с.
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. - 4-е изд., расширенное. - М.: АСТ, 2019. - 811 с.
- Брайтфельд В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков. / В.Н.Брайтфельд. - М.: Дефектология, 2017. - 132 с.
- Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. - М.: Педагогика, 2011. - 15 с.
- Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Ципиной. - М., 2014. - 216 с.
- Ивко Н.Н. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н.Ивко // В сборнике: Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы.2016. - 39 с.
- Карпова Г.П., Артемьева Т. П. Дети с задержкой психического развития. - Екатеринбург: Изд - УрГПУ, 2014. - 112 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
- Современный словарь по педагогике / сост. Е.С.Рацапевич. - Минск: Современное слово, 2018. - 928 с.
- Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Академия, 2017. - 400 с.
- Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2015. - 320 с.