В последние годы общество, а вместе с ним и школа, претерпевают значительные изменения. В настоящее время идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Успешное решение задач, стоящих перед школой возможно через участие и взаимодействие в системе «родитель - ученик - учитель».
Проблеме взаимодействия семьи и школы уделяется много внимания в методической литературе, периодической печати. Именно семья и школа играют важную роль в раскрытии и развитии у ребенка индивидуальных способностей, лучших качеств личности, и от того, насколько успешно сложится содружество семьи и школы, будет зависеть успех в решении многих сложных вопросов обучения и воспитания. Поэтому, набирая новый класс, учитель ставит цель: установить такие взаимоотношения с семьей, чтобы родители были заинтересованы в активном сотрудничестве со школой.
Проработав много лет в начальной школе, я убедилась, что только хорошо продуманная, согласованная, совместная работа учителя и родителей создаст благоприятные условия для развития, обучения и воспитания ребенка. Эта работа будет эффективна и успешна при условии создания единой целостной системы взаимодействия учителя, ребенка и родителей, которая складывается из следующих звеньев: установление доверительных отношений и взаимопонимания, осознание необходимости сотрудничества, включение родителей в учебно- воспитательный процесс, активное сотрудничество и взаимодействие.
Ведущая роль в создании эффективной целостной системы отводится учителю. Именно, учитель должен помочь родителям осознать, что взаимодействие - это семья и школа; ребенок, родитель и учитель. Это - ежедневная, целенаправленная, совместная деятельность. Только тогда мы решим все проблемы, если будем вместе.
В основе этого сотрудничества - взаимное доверие и внимание, взаимоуважение, взаимопомощь, где родители выступают не как помощники учителя, а становятся союзниками и видят в учителе первого советчика в воспитании своего ребенка.
Дать единственно правильный совет о том, как взаимодействовать с семьей невозможно. В школу приходят дети из семей с разным социальным, образовательным и общекультурным уровнем, установившимся стилем семейных взаимоотношений. У каждой семьи свои проблемы и трудности.
Способы и средства взаимодействия, приемлемые в одном классе, бывают неэффективны в другом, и их выбор зависит от мастерства учителя, его компетентности и заинтересованности в достижении поставленной цели.
Важно начать работу с установления взаимопонимания с родителями и поддержания доброжелательных отношений. Благожелательная атмосфера в школе и классе, искренняя заинтересованность и уважение к учащимся и их родителям, внимание и интерес к каждой семье помогут учителю расположить к себе родителей и завоевать их доверие.
Организацию работы условно можно разделить на три взаимосвязанных этапа.
- Первый этап - организационно-подготовительный.
- Второй этап-организация совместной деятельности.
- Третий этап- подведение итогов.
На первом этапе учитель ставит цель: изучить образ жизни семьи, познакомиться с особенностями воспитания, взаимоотношениями в семье, выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу с новым коллективом, организовать взаимодействие с родителями с максимальной эффективностью, продумать направления коррекционной работы. Используя различные методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры), учитель имеет возможность получить характеристику микроклимата семей, создать банк данных о семьях учащихся, составить социальный паспорт семей.
Работу на этом этапе необходимо начинать задолго до того, как ребенок пошел в 1 класс, систематически пополнять и корректировать полученную информацию.
Целью второго этапа является налаживание позитивной связи: школа - ребенок - семья.
Организуя работу на этом этапе, каждый учитель должен придерживаться нескольких правил:
- Определенных результатов можно достичь только проводя систематическую, последовательно организуемую работу, используя разнообразные формы взаимодействия;
- При общении с родителями советоваться, прислушиваться и учитывать их мнение;
- Взаимоотношения с родителями строить, учитывая их запросы, уровень психолого-педагогической компетентности, степень активности;
- Взаимодействие с семьей - это не просто перечень мероприятий, а планомерная, комплексная работа, охватывающая все виды деятельности.
На первом родительском собрании необходимо выяснить мнение родителей о том, какие вопросы хотели бы обсудить на родительских собраниях, выслушать предложения и совместно определить направления по организации взаимодействия семьи и школы.
Такая беседа поможет создать атмосферу доверия, установить психологический контакт с родителями.
Взаимодействие с родителями учащихся осуществляется по следующим направлениям:
I. Психолого-педагогическое и правовое просвещение
Современные родители все больше нуждаются в знаниях о подходах к обучению и воспитанию, психолого- педагогической помощи по вопросам взаимодействия с ребенком, семейного воспитания.
Тематика занятий составляется с учетом выявленных проблем в семейном воспитании, уровня психолого-педагогической грамотности родителей, запросов родителей.
Основные формы организации педагогического просвещения: система родительских собраний, групповые и индивидуальные тематические консультации, конференции, школьный родительский клуб, дни открытых дверей.
II. Коррекционно-развивающая работа
Организуется взаимодействие классного руководителя, школьного психолога и родителей с целью создания благоприятных условий социально-психологического комфорта и защищенности ребенка.
Осуществляется психолого-педагогическая помощь родителям в организации семейного воспитания детей, в решении трудных проблем семейного воспитания, в преодолении конфликтных ситуаций, профилактике вредных привычек.
Формы коррекционно-развивающей работы: консультации по проблемам воспитания и развития детей; информирование по итогам проведения психологических диагностик; организация индивидуальных и групповых консультаций по запросам родителей с учителями-предметниками, специалистами (логопедом, дефектологом, психиатром и др.).
III. Работа с социально неблагополучными семьями
Формы работы:
- обследование жилищных условий семьи;
- выявление причин и характера неблагополучия;
- планирование и проведение мероприятий, направленных на устранение неблагополучия (индивидуально для каждой семьи);
- привлечение к активному участию в жизни школы;
- систематический контроль ;
- применение мер воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно влияющих на них.
- составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ по решению проблем.
IV. Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Деятельность направлена на оказание поддержки семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
Формы работы:
- своевременное выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
- консультативная, информационно-просветительская работа, поиск способов решения проблемы
- психологическая помощь и своевременная поддержка родителей и детей.
- организация социальной защиты.
- адресная материальная помощь малообеспеченным семьям
- предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
V. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
Родители должны быть в курсе школьной жизни своего ребенка, знать о его достижениях и трудностях, о событиях, происходящих в классе и школе, участии в них детей и родителей.
Информированность родителей способствует формированию положительного отношения к школе, помогает лучше узнать ребенка с разных позиций, предупредить назревающие конфликты и негативные поступки, выработать единые согласованные требования семьи и школы, а так же является своеобразным стимулом для участия в различных делах.
Учителю важно своевременно отметить и выразить одобрение по поводу каждого успеха и достижения ребенка, найти способы поощрения (не обязательно материального)за успешное воспитание и обучение детей, за проявленную инициативу, участие при проведении совместных дел.
VI. Вовлечение родителей в совместную деятельность
Сотрудничество предполагает включение семей в воспитательный процесс, в учебно-познавательную, общественно-значимую деятельность, организацию разнообразной и интересной жизни через систему совместных мероприятий, создание единого коллектива.
Взаимодействие осуществляется через:
- Познавательную деятельность (смотры знаний, мастер - классы и открытые уроки, праздники знаний и творчества, предметные олимпиады, выполнение творческих работ и семейных проектов, семейные конкурсы знатоков по учебным предметам, совместные познавательные мероприятия детей и родителей );
- Трудовую деятельность (участие в ремонте, оформлении, озеленении кабинета, совместное участие в субботниках, выставках творческих работ);
- Организацию полезного досуга (общешкольные коллективные творческие дела (КТД), праздники и концерты, игровые семейные конкурсы, экскурсионные поездки)
- Спортивную деятельность (Дни здоровья, спортивные семейные праздники, походы, мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни).
Совместно организуемое дело дает возможность родителям не только ближе узнать своих детей, раскрыть их способности, выявить интересы, привязанности, но также раскрыть творческий потенциал семьи, сблизить семью и школу, осознать важность и ценность такого взаимодействия. А какую гордость, радость, счастье испытывает ребенок, участвуя в таких делах совместно со своими родителями.
Любое совместное творческое дело организуется и строится по алгоритму: замысел - определение цели -совместное обсуждение программы деятельности с просьбой активного индивидуального участия - распределение совместно с детьми роли, места, объема участия каждого (детей, родителей, учителя) - подготовка и проведение - анализ и оценка результатов - прогнозирование нового творческого дела.
Учитель, организуя общее дело, должен уделить внимание каждому члену коллектива, стремиться привлечь к участию всех детей и родителей класса, не забыть выразить благодарность за отклик и участие.
Родители будут принимать активное участие, если запланированное дело актуально, интересно по содержанию, тщательно подготовлено, используются нестандартные формы совместной деятельности.
Сейчас все шире используются новые, активные формы работы с родителями, которые позволяют вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. В печатных изданиях, в сети Интернет очень много методических разработок, сценариев, помогающих учителю подобрать материал для проведения родительских собраний, коррекционной работы, досуговых мероприятий. Отбирать материал необходимо с учетом индивидуальных особенностей своего класса.
Конечно, не сразу и не все родители готовы и стремятся к сотрудничеству. Только терпение, такт, педагогическое чутье помогут учителю решать эту проблему. Всегда есть родители, проявляющие интерес, желающие участвовать в жизни класса. Опираясь на активность и поддержку таких родителей, возможно вовлечь остальных родителей в совместную деятельность.
На третьем этапе подводятся итоги за определенный период. Учитель анализирует результаты проведенной работы за год по всем направлениям. То положительное, что достигнуто в результате сотрудничества, станет очередной ступенькой системы работы по взаимодействию семьи и школы. С переходом в следующий класс, учитель усложняет задачи, постепенно углубляя требования, изменяя формы работы.
Эффективными результаты будут, если к окончанию начальной школы в совместной деятельности сформируется коллектив со сложившимися традициями, сформированным положительным отношением к школе. Коллектив, который, выработал общие цели, действует согласованно и сообща, заинтересован в достижении цели.
Таким образом, происходит объединение детей, родителей и учителя: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, лучше узнают ребенка, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения, главное же, дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя увереннее, спокойнее, комфортнее.