Семинар-практикум для педагогов "Гиперактивный ребёнок – приговор или образ жизни?"

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: гиперактивный ребёнок


Цель: повышение компетентности педагогов в работе с детьми с гиперактивностью.

Задачи:

  • Актуализировать теоретические знания педагогов об особенностях гиперактивных детей
  • Способствовать расширению и уточнению представлений о методах и приёмах работы с гиперактивными детьми
  • Совместно разработать рекомендации по работе с гиперактивными детьми.

Оборудование: флипчат.

Материалы: распечатанные для задания признаки гиперактивности, фломастеры, листы бумаги.

Время проведения: 40 минут.

Ведущий: Все дети разные, каждый ребенок индивидуален. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, у них всё легко и быстро, получается (достать из корзинки сердечко). Бывают дети, которые похожи на кактус у них много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь - стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик). А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно усидеть на одном месте (достать шарик).

Задание «Портрет гиперактивного ребёнка»

Цель: Создание условий для выявления представления участников семинара о гиперактивности.

  • Каждый участник работает индивидуально. В течение 2 минут воспитатели отвечают на вопросы: «Какой он?», «Что делает?», оформляя текст в виде эссе на индивидуальных листках бумаги.
  • Презентация эссе каждым педагогом.
  • В это время ведущий фиксирует важные мысли на флипчате.

Ведущий: Гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват.

Следует помнить: гиперактивность - это медицинский и психологический диагноз, его ставит только врач, а педагоги могут говорить только об активности ребёнка.

Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Как выявить гиперактивного ребенка в группе. Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка, которые можно использовать в практической работе. Основные признаки гиперактивности -дефицит внимания, повышенная двигательная активность и импульсивность.

Задание «Признаки гиперактивности»

Цель: Создание условий для повышения уровня компетентности педагогов в вопросах выявления гиперактивного ребенка

  1. Педагоги делятся на 3 группы (выбирают карточки с определением внимания, двигательной активности и импульсивности) (Приложение 1):
  2. Каждой подгруппе предлагается из предложенных признаков выбирать только те, которые характерны для определенного блока (Приложение 2):
    • для первой группы - задача выбрать признакидля определения дефицита внимания,
    • для второй - двигательной активности (гиперактивности),
    • для третей - импульсивности.
  3. Все отобранные признаки прикрепляются в таблицу на флипчате.

Ведущий: Если в возрасте до семи лет в течение 6 месяцев проявляются, хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.

И главная задача взрослых не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?».

В оказании помощи детям с гиперактивностью хорошо зарекомендовали себя терапевтические сказки, истории с «косвенным воздействием».

Они бывают двух видов:

  1. Это сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения.
  2. Сказки и истории, содержащие в себе «тайное» послание. Направленность косвенного воздействия не осознается ребенком полностью и позволяет ему слушать сообщения, не ощущая необходимости защищаться в ответ. Как правило, истории с косвенным воздействием рассказываются ребенку будто бы случайно, но всегда с привязкой к какому-либо обстоятельству.

Задание «Расскажи сказку»

Цель: Создание условий для расширения представления о сказкотерапии как средства коррекции гиперактивного поведения ребенка и применения его на практике - написание сказки.

  1. Группы участников получают описание «встроенного сообщения» и сочиняют сказку (Приложение 3):
    • 1 группа - для ребёнка, у которого преобладают признаки дефицита внимания,
    • 2 группа - для ребёнка, у которого преобладают признаки повышенной физической активности,
    • 3 группа - преобладание признаков импульсивности.
  2. Презентация сказки каждой группы

Ведущий: Коме сказкотерапии хорошо показали в работе с гиперактивными детьми: релаксационные и медитационные упражнения; занятия хатха-йогой; песочная; музыкальная терапия и др.

Сейчас предлагаю разработать рекомендации для педагогов, воспитателей по работе с гиперактивными детьми

Задание «Шпаргалки или правила работы с гиперактивными детьми»

Цель: Создание условий для разработки рекомендаций по работе с гиперактивными детьми

  1. Педагоги в формате мозгового штурма предлагают свои рекомендации.
  2. Ведущий записывает их на флипчате.

Ведущий: Поскольку «гиперактивность» - медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним - вполне посильная задача.