Адольф Дистервег, немецкий педагог 19 в., говоря об образовании сказал, что «Не в количестве знаний заключается образование, не в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Это очень созвучно с тем, что сейчас является необходимым в образовании и в жизни.
В нашем быстро меняющемся мире всё больше внимания уделяется умению работать с информацией, которая может быть представлена в разном виде: таблицы, диаграммы, билеты, афиши, плакаты, ценники и т.д. И каждый из этих предметов несет в себе как явную, так и скрытую информацию. Явная - та, которую мы видим сразу на «поверхности», скрытая - требующая внимательного чтения. Умение найти информацию и применить ее в повседневной жизни, оценить полученный результат и называется функциональной грамотностью.
Функциональная грамотность включает в себя: читательскую грамотность, математическую грамотность, естественнонаучную грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.
Основной, базовый навык, функциональной грамотности-это читательская грамотность. Значит, умение читать - один из важнейших факторов успешности. Но необходимо не просто хорошо читать, а уметь анализировать информацию, обобщать ее, делать выводы, исходя из прочитанного. Т.е.читать осознанно - является базой в любой предметной области, основой для развития ключевых компетенций.
Приведу пример из своей практики по работе с информацией.
Кто не любит конфеты? Таких людей совсем немного. Среди детей - минимум. Приходя в магазин, мы сразу находим нужные нам конфеты, ориентируясь на картинку, изображенную на фантике. Именно работу с фантиком я и предложила своим детям, ученикам 1 класса.
Перед каждым учеником на парте лежал конверт с неизвестным им содержимым.
- Дети, вы любите конфеты?
Все ответили утвердительно.
- Назовите ваши любимые конфеты.
Прозвучали известные всем «Аленка», «Белочка», «Батончики» и т.д. Спросила у детей, как и где они находят конфеты в магазине. Дети ответили, что в кондитерском отделе по фантику или ценнику на коробке. Прошу достать из конверта предмет, в нём находящийся. На мой вопрос: « Что это?», сразу отвечают, что это фантик.
- Зачем нужен фантик? Прозвучал интересный ответ, что это как бы одежда конфеты, в которую её обернули.
- Совершенно верно, - говорю я. Раньше конфетная обёртка так и называлась - обёртка. Фантиком она стала лет 100 тому назад, когда и к нам пришла игра Фанты. В качестве фишек использовались самые доступные вещи, в том числе и сложенные в несколько раз обёртки конфет.
- Рассмотрите внимательно фантик и ответьте на следующие вопросы (вопросы пишем на доске или на листах и кладём их на каждую парту).
- Что изображено на обёртке и как называется конфета? (корова с цветами)
- С какого года выпускается эта конфета? (с 1948 г.)
- Как называется кондитерская фабрика, на которой впервые стали выпускать эти конфеты? (Рот Фронт)
- Кому эти конфеты есть не рекомендуется? (людям с индивидуальной непереносимостью белка молока)
- Сколько процентов % сгущённого сахара содержится в этой конфете (не менее 35%)
- Что означают буквы R и K, указанные на обёртке? (изготовитель)
Необходимо дать время на изучение,чтобы дети могли найти ответы. На 1 вопрос ответ был найден быстро. 2 вопрос заставил их внимательнее изучить фантик, т.к.здесь информация явно не видна. Название кондитерской фабрики было найдено не сразу,но быстрее, чем ответ на 2 вопрос. Вопросы номер 4 и 6 заставили начать читать мелкий текст, который обычно игнорируется даже взрослыми, что уж говорить о детях. Но, вчитавшись в текст, нашли и эти ответы.
5 вопрос поставил в тупик. Фантик крутили со всех сторон. Ответ являлся одним из элементов оформления и поэтому не сразу обратил на себя внимание.
В общем и целом, на нахождение всей информации ушло всё внеурочное занятие. Но реакция детей очень порадовала. Им понравилось искать то, что «не видно». Сравнили себя с разведчиками, а фантик был спецзаданием.
Мне самой понравилась эта работа. Та же работа с текстом, но формат другой и вызывает больший интерес, т.к. тесно связан с жизнью. Вывод из этого можно сделать следующий: смена формата работы даёт лучший результат, чем стандартный формат. Но это не означает, что от него надо отказаться. Надо искать какие-то новые подходы, но, при этом, не забывать хорошо известное старое.