Методическая разработка. Практическое занятие по профориентации для студентов выпускных групп колледжа «Как пройти собеседование по трудоустройству»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 10, 11

Ключевые слова: профессии, собеседование


Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятия со студентами выпускных групп всех специальностей колледжа по теме «Как пройти собеседование при устройстве на работу». Мероприятие проводится в рамках работы службы содействия трудоустройству выпускников БПОУ ВО «Тотемский политехнический колледж».

Целью мероприятия является психологическая подготовка выпускников колледжа к этапу поиска работы.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

  • Ознакомить студентов с этапами подготовки к собеседованию, рассмотреть различные варианты поведения на собеседовании и методику общего интервью.
  • Повысить социально-психологическую компетенцию студентов: контактность, способность к ориентировке в сложных межличностных ситуациях.

Мероприятие проводится в виде классного часа, включающего в себя просмотр видеоматериалов, самостоятельную работу студентов и элементы социально-психологического тренинга.

Ход мероприятия

Вступительное слово

Вы ищете работу. Причем не любую, а поинтересней, с зарплатой повыше и к дому поближе. Но для этого недостаточно быть просто специалистом в своем деле. Не менее важно владеть умениями, выгодно представить себя и свою квалификацию на рынке труда. Необходимо преодолеть несколько препятствий. Среди них первое - собеседование с руководителем или кадровиком организации, в которой вы хотели бы работать. Именно по результатам собеседования работодатель говорит свое веское слово. А чтобы оно не стало последним, что вы услышали от него, к собеседованию нужно быть готовым.

Оценка человека происходит в первые минуты. При этом 87 % информации поступает в человеческий мозг через зрительные рецепторы, а только 9 % через слуховые и 4 % через другие органы чувств. У вас не будет второго случая произвести первое приятное впечатление.

Первое, на что обращают внимание - это внешний облик, а именно: лицо, телосложение (физический облик); одежда; манеры и поведение.

Внешность человека по отношению к его внутренней сущности выступает как форма по отношению к содержанию, они едины.

Не забывайте, что по многочисленной статистике первой причиной отказа от кандидатов называют «жалкий внешний вид». Главные правила в стиле одежды - деловой костюм, тщательно отглаженный, чистая обувь. Для женщин - уместный, аккуратный, деловой макияж.

Вспомните о правиле «3 по 20»:

  • 20 секунд - «встречают по одёжке»,
  • 20 секунд - умение слышать, слушать, разговаривать,
  • 20 секунд - умение строить коммуникацию (уметь общаться).

Как подготовиться к собеседованию?

Первое - начнем с организационных вопросов:

  • Сбор информации о компании
  • Как одеться и что взять с собой
  • За сколько минут прийти на собеседование

Второе - создать благоприятное впечатление в первые 20 секунд, как?

- невербальные сигналы вашего поведения

Третье - к каким вопросам следует подготовиться.

1. Сбор информации или знание - сила

Немцы говорят: «Тот, кто хорошо информирован, наполовину победил». Уже в первом телефонном разговоре не бойтесь узнать как можно больше о фирме, представители которой хотели бы с вами встретиться. Если в ваши задачи не входит заниматься сетевым маркетингом, спросите об этом сразу и не торопитесь записываться на собеседование. Полюбопытствуйте, есть ли в Интернете информация о предприятии. Если нет, не стесняйтесь выяснить, что представляет собой фирма, как долго она существует, чем занимается, чем вызвано появление новой вакансии, идёт ли речь об организации новой структуры, она динамично развивается или просто старый сотрудник по какой-либо причине покинул рабочее место.

Излишне напоминать, что разговор необходимо вести доброжелательно, а не в форме допроса или методичного выуживания информации. Ваша задача - с первых шагов проявить свою заинтересованность. Хорошо, если у фирмы есть свой сайт - на нем можно почерпнуть многие сведения. Представьте, что вы являетесь на собеседование в успешную фирму (она гордится своей известностью и последними достижениями, да и немало вложила средств, чтобы себя разрекламировать), не имея никакого представления о её существовании. Эффект, который вы произведёте своей некомпетентностью, очевиден.

Идеальный вариант - возможность поговорить с людьми, которые работают в этой компании. Сотрудники фирмы точно знают, что любит и не любит руководство, о чем надо говорить, а о чем молчать. В некоторых случаях вы сможете получить дельные советы. Если такой возможности нет - просто внимательно понаблюдайте за работой. Вы сможете узнать, какой стиль общения между сотрудниками, как принято одеваться и держаться, а так же многое другое. Узнайте должность человека проводящего собеседование. Если это не первое лицо компании, то, вероятнее всего, это лишь предварительное собеседование, за которым, при благоприятном исходе, последует еще одно.

Цели предварительного и окончательного собеседования настолько различны, что вам нужно вести себя по-разному. Цель предварительного собеседования - выделиться из группы претендентов. Цель окончательного собеседования - убедить руководителя, что вы являетесь именно тем работником, который ему просто необходим.

Что надо знать об организации, в которую вы идете на интервью

  • Какую продукцию или услуги предлагает организация?
  • Где и кому реализуются продукция и услуги?
  • Сколько лет существует организация?
  • Насколько изменились задачи организации со времени ее существования?
  • Стабилен ли состав руководства, или оно часто меняется?
  • Каков юридический статус организации?
  • Регулярно ли выплачивается заработная плата?
  • Проводилось ли сокращение штатов за последние три года? Почему?
  • Входит ли организация в какое-либо более крупное объединение?
  • Каковы отзывы прессы об организации?
  • Каково отношение к служащим в данной организации?

2. Одежда делает человека

Эта немецкая пословица звучит куда категоричнее, чем наша «По одёжке встречают...». Продумайте заранее свой наряд, в котором вы намерены появиться на собеседовании. Стандартный Drеssсоdе не существует, однако вы должны хорошо представлять себе, в какое учреждение вы направляетесь. Тот стиль, который приемлем в банках, страховых компаниях и других официальных учреждениях, не всегда воспринимается в творческих организациях, на производстве и т.д. В любом случае одежда должна быть удобной. Любую новую вещь надо опробовать хотя бы один раз, чтобы понять, насколько вам в ней свободно и комфортно, не мнётся ли она. Предстать перед светлыми очами работодателя в изжёванном костюме - удовольствие не из приятных. Умерьте и своё стремление выглядеть шикарно. Все мы люди, и будущий шеф также не лишён человеческих слабостей. На фоне вашего роскошного платья от Армани он явно будет чувствовать себя не в своей тарелке. Но и чрезмерное желание казаться скромнее не даст желаемых результатов, это понижает ваши шансы. Вы должны произвести впечатление преуспевающего, ухоженного человека. Длинные волосы у мужчин, неаккуратные причёски у женщин, неоправданное отсутствие косметики или, напротив, чрезмерный макияж, вызывающие украшения или слишком назойливый запах духов - всё это будет истолковано на собеседовании не в вашу пользу.

Стилем одежды вы должны продемонстрировать не только уважение к компании, на работу в которой претендуете, но и важность этого события для вас. Ваш внешний вид должен соответствовать должности, на которую вы претендуете. Например, если вы хотите работать няней, то любимый топик и мини-юбку, которые вам так к лицу, лучше отложить для дискотеки, потому что родители малыша, беседуя с вами, в первую очередь, будут думать о том, какое влияние окажет эта «тетя» на их чадо.

Еще до того, как вы начнете говорить, работодатель должен понять, что вы - «свой человек». Как этого достичь? Не случайно соискателям всегда советуют узнать как можно больше о компании, в которой они будут проходить собеседование. Поэтому, собираясь на встречу с потенциальным работодателем, не забудьте узнать также и о стиле одежды, принятом в компании.

Если «разведка» все же не удалась, и трудовая деятельность будет проходить вне офиса, оденьтесь скромно и проследите, чтобы все детали одежды гармонировали между собой. Одежда может быть и недорогой, главное - чтобы она была чистой и опрятной. Если же вы претендуете на работу в офисе, лучше отдать предпочтение классическому стилю одежды.

Однако, в любом случае, независимо от должности, на которую вы претендуете, существуют общие рекомендации, следовать которым стоит всем:

  • Будьте естественны - одежда должна поддерживать ваш внутренний комфорт и усиливать уверенность в себе.
  • Будьте опрятны - одежда должна быть чистой, отутюженной и, по возможности, новой.
  • Не стоит брать с собой дешевых ручек и тетрадок в клеточку. Солидный ежедневник и красивая авторучка повысят мнение о вас.
  • Сумка или портфель должны дополнять стиль одежды и соответствовать характеру предполагаемой работы.
  • Не увлекайтесь парфюмерией - многие люди не переносят резких запахов.

А теперь советы исключительно для женщин:

1. Будьте опрятной: чистые, уложенные волосы, аккуратный маникюр, легкий, позволяющий подчеркнуть ясность взгляда, макияж, чистая одежда и обувь будут вашими однозначными союзниками.

2. Будьте естественной: не одевайте излишне строгий костюм и туфли на шпильке, если для вас эта одежда слишком экзотична, помните, что необходимый деловой вид можно придать себе и более демократичной одеждой: блузка и юбка, строгий джемпер и прямые брюки, платье с минимумом деталей.

И еще, - вам должно быть удобно и комфортно в этой одежде. На собеседование не стоит надевать новые туфли на высоком каблуке, тем более, если в повседневной жизни вы носите только ботинки. Изменять своему стилю одежды ради новой работы вы, скорее всего, не станете. Так зачем жертвовать им в день собеседования? К тому же у работодателя может сложиться неверное представление о вас. Стиль одежды может многое рассказать о человеке. Вы ведь не хотите, чтобы вас приняли за кого-то другого?

3. Помните о соответствии: строгий деловой вид уместен при устройстве в солидные серьезные заведения, банковские структуры, юридические фирмы и прочие организации, где специфика работы подразумевает сохранение значительной дистанции между работниками и клиентами, сотрудниками и руководством. В остальных случаях можно позволить себе выглядеть более демократично, особенно, если ваша будущая работа подразумевает тесный контакт с коллегами или клиентами. Излишняя строгость и деловитость в некоторых случаях способна вызвать в работодателе мысли о том, что ваши запросы будут непомерны, или о том, что вы холодная расчетливая карьеристка, с которой коллеги не смогут установить тесный контакт, такой необходимый в организациях, где основой для успешной работы является сплоченность коллектива.

Впрочем, не всегда можно угадать, как лучше одеться при устройстве на работу в то или иное учреждение. Может быть, ваш будущий начальник терпеть не может дам в брюках, а ваша будущая руководительница считает, что золотые украшения - это признак мещанского вкуса? Если узнать такие предпочтения не представляется возможным, следуйте правилу "нейтрального минимализма" - минимум косметики, минимум украшений, минимум крикливых (при данных обстоятельствах) аксессуаров, нейтральные цвета одежды: пастельные или деловой гаммы (оттенки серого, оттенки коричневого, оттенки темно-синего или темно-зеленого), минимум нестандартности. Помните, что ваш внешний вид не должен привлекать излишнего внимания ваших собеседников (это не значит, что вы должны выглядеть как невзрачная особа, но и провоцировать вашего будущего руководителя на мысли вроде: "Шикарный костюм, интересно, сколько она за него заплатила?" или "По-моему, эти брючки слишком обтягивающие, а блузка чересчур прозрачна" тоже не стоит) и быть максимально комфортным для вас (трудно представить, что вы сможете выложиться на все сто, если застежка юбки впилась в кожу, новые туфли безумно натерли ноги, а спина под пиджаком беспрерывно обливается потом).

Однако может случиться и так, что, несмотря на тщательную подготовку, придя на собеседование вы обнаружите, что ваш стиль одежды совершенно не соответствует стилю одежды окружающих. Главное - не отчаивайтесь и не впадайте в панику. Помните, что «провожают» все же «по уму»! Поэтому соберитесь и постарайтесь презентовать себя так, чтобы человек, проводящий собеседование, решил, что такого профессионала просто нельзя упустить.

3. Точность - вежливость королей

Пунктуальность при появлении на собеседовании - одна из высших заповедей. Тому, кто опоздает, с большим трудом придётся преодолевать возникшее предубеждение. В России иногда относятся к этому с пониманием, но за границей это самый серьёзный промах. Там считается хорошим тоном появляться на собеседовании за десять минут до назначенного времени, и никакие ссылки на пробки в дорожном движении не искупают вины. Время у всех ограничено, и опоздавший претендент наказывает прежде всего себя.

Приходите на собеседование вовремя или чуть раньше. Если вы чувствуете, что не успеваете, обязательно позвоните, предупредите об этом или попросите перенести собеседование.

4. Создаем благоприятное впечатление

Сначала - реальная история, случившаяся несколько месяцев назад с девушкой Олей. Она пришла устраиваться на работу в крупную компанию. Об этой должности Оля мечтала давно, можно сказать, с детства. Поэтому подготовка к собеседованию проходила основательно. Оля постаралась учесть все возможные варианты, долго репетировала перед зеркалом, даже сделала новую прическу.

Собеседование продолжалось около получаса. Оля была уже уверена, - ее возьмут. Но в судьбу вмешалась... муха. Она периодически садилась на Олин локоть, и раза три девушке приходилось отгонять назойливое насекомое. Как она это делала? Просто дергала рукой, чтобы муха улетела. А в конце собеседования работодатель ласково сказал Оле: «Вы нам очень подходите, но мы не можем вас сейчас принять на работу». И добавил: «В первую очередь вам нужно заняться здоровьем». Оля тогда ничего не поняла и обиделась на странного начальника. Это потом она узнала от одного из сотрудников этой компании, что ее не взяли, потому что шеф подумал, что у Оли нервный тик. Он не видел муху...

Конечно, такие истории случаются редко. Но работодателю действительно может не понравиться какая-нибудь невинная привычка. Например, я не могу долго сидеть на одном месте. Мне обязательно нужно двигаться, или хотя бы вертеть в руках ручку. Кто-то теребит волосы, а кто-то привык сидеть на краешке стула. Эти, на первый взгляд ничего не значащие детали, могут испортить представление о вас.

Поэтому перед тем, как пойти на собеседование, потренируйтесь дома. Вспомните, за какие вредные привычки вас чаще всего ругала мама, делали замечания друзья... И постарайтесь держать себя в руках, даже если очень хочется почесать затылок или потрогать кончик носа.

Постарайтесь с самого начала отнестись к предстоящей беседе предельно серьезно и: предельно спокойно. Верьте в свои возможности! Накануне собеседования постарайтесь привести себя в максимально комфортное для вас физическое и душевное состояние: посвятите хотя бы полчаса легкой релаксации (в зависимости от ваших предпочтений вы можете принять успокаивающую ванну, выпить мятного чая, побродить по парку или просто провести несколько минут в тишине), после чего попробуйте не спеша вспомнить те моменты жизни, когда ваши способности, интеллект и профессионализм помогли вам проявить себя в самом лучшем свете. Постарайтесь воспроизвести чувства, которые вы испытывали в эти минуты: уверенность в своих силах, четкое осознание, как нужно действовать, полная убежденность в успехе, спокойствие и легкость в принятии решений.

Учёные уже давно выяснили, что первые десять секунд встречи являются решающими для того, чтобы определить, симпатичен вам человек или нет. Итак, исходите из того, что у вас практически есть только 10 секунд, чтобы понравиться и побудить работодателя сделать выбор в вашу пользу. Вы должны произвести самое хорошее первое впечатление. Исправлять что-то впоследствии будет очень сложно. Держитесь дружелюбно, раскованно, но не развязно, открыто смотрите своему собеседнику в глаза (разумеется, не застывшим взглядом), подождите, пока вам протянут руку, крепко пожмите её, но не пытайтесь её сдавливать (речь идёт о мужчинах). Сохраняйте с первых минут дистанцию, держитесь на почтительном расстоянии. Даже теснота в помещении не может служить оправданием. В противном случае вы просто разбудите агрессию у собеседника.

Скажите себе, что вы лучше всех (хотя бы чуть-чуть :)) и снова слегка расслабьтесь. Повторяйте это несложное упражнение время от времени, пока не почувствуете, что без особых усилий можете вызвать в себе нужный настрой, добавьте боевого задора и не давайте себе забыть, что удача - это только 10% случая, 90% - это ваша уверенность в себе!

  • Улыбайтесь. Это создаст впечатление, что вы человек открытый и не лишенный юмора.
  • Если вы сильно волнуетесь, что мешает вам вести диалог, - не бойтесь, скажите об этом. Так вы справитесь с волнением, а работодателю станет понятным ваше состояние.
  • Не отзывайтесь отрицательно о своей предыдущей работе.
  • Не торопитесь, пусть ваша речь будет спокойной. Делайте паузы перед ответом на вопрос. Это не только даст время, чтобы собраться с мыслями, но и покажет вас искренним, вдумчивым человеком.
  • Не придумывайте того, чего не было в вашем опыте - работодатель, наверняка, заметит вашу неуверенность.
  • Ни к чему подробно перечислять даты и события, которые уже имеются в вашем резюме.

Обращайте внимание на невербальные сигналы, исходящие от собеседников, чтобы оценить их реакцию и скорректировать свои ответы соответствующим образом.

5. Возможные вопросы - возможные ответы

Перед собеседованием ещё раз внимательно перечитайте резюме, посмотрите характеристики и дипломы, которые вы намерены взять с собой. Разберитесь, какие пункты в них могут вызвать вопросы у человека, который, возможно, впервые знакомится с вашими документами. Не зацикливайтесь только на плохих оценках в аттестатах, дипломах, сертификатах или на перерывах в трудовой деятельности. В России пока не придают этому фактору такого большого значения в силу некоторых специфических особенностей нашей страны. Всем хорошо известно, чего порой стоит красный диплом. А вот в Германии, например, работодатели не без основания считают, что хорошие учебные показатели свидетельствуют о трудолюбии, здоровом честолюбии и прекрасной мотивации соискателя. Там отличникам отдают явное предпочтение.

Подумайте, как объяснить перерывы в работе или частую смену трудовой деятельности, что вы можете рассказать о своём предыдущем опыте, хобби и даже как вы ответите на вопрос о ваших пристрастиях в литературе и кино (он тоже возможен).

Вопросы на собеседовании, к ответам на которые, следует готовиться.

«Кто себе цены не знает, тот всегда продешевит». Вы уже проделали важную предварительную работу, осталось только уверено войти в дверь, за которой вас ждет представитель фирмы, произвести должное впечатление и выйти победителем.

Прошли времена, когда на интервью задавались простые анкетные вопросы.

Конечно, вы понимаете, что в любой сфере деятельности существуют свои специфические требования к личности, характеру, профессиональным навыкам и умениям работника, но тем не менее общим остается одно: преимуществом при устройстве на работу пользуются люди, умеющие мыслить позитивно, не зацикливающиеся на трудностях, способные проявлять инициативу в разумных пределах, нацеленные на успех и живущие с установкой "у меня все получиться!" (слайд 6).

Итак, запомните, что вопросы, которые потенциальный работодатель может задать вам в ходе собеседования в большинстве своем стандартны и ответы на них можно продумать заранее. Как правило, беседа начинается с фразы подобной этой: "Мы ознакомились с вашим резюме, оно произвело на нас впечатление, расскажите немного о себе". Подготовьте рассказ заранее: не излагайте сухо факты своей биографии, не повторяйте заученно куски своего резюме, подойдите к делу более творчески. Для начала - пара слов о себе, месте жительства, образовании, интересах. Постарайтесь говорить кратко, ясно, четко и по существу, демонстрируйте свою уверенность в себе. Увяжите свои интересы с той работой, которую вы хотите получить в этой фирме. Затронув вопрос об обсуждаемой должности, постарайтесь привести и другие факты, которые говорят в пользу того, чтобы именно вы заняли данную вакансию. Необходимо, чтобы работодатель увидел, что вы не просто хотите работать в его организации на обсуждаемой должности, но и имеете для этого все (или почти все) основания: от желания до профессиональной пригодности.

Кроме просьбы рассказать о себе собеседник (или собеседники) могут задать вам еще несколько общих вопросов, например: "Как вы относитесь к жизни, сложно ли вам живется?", "Какие перспективы, вы считаете, уготованы вам как профессионалу?", "Чем любите заниматься в свободное время?" и так далее. На все подобные вопросы, относящиеся к категории общих, стоит отвечать, исходя из того, что вы позитивно мыслящий человек, трезво осознающий трудности нашего существования, но умело их преодолевающий, ясно представляющий свои жизненные цели и твердым шагом (пусть не всегда напрямик) следующий к ним: не жалуйтесь на жизнь, не расписывайте подробно и красочно ваши несчастья и провалы, дайте понять, что вы себя достаточно цените и намереваетесь не просто отбывать на работе положенные 6-8 часов, а воспринимать свои обязанности как увлекательное и ответственное занятие, покажите, что и вне работы вы весьма энергичный человек, посвящающий хотя бы часть свободного времени росту своей личности и самообразованию. (слайд 7). Главное - не лукавьте. Если соблюсти рекомендацию не жаловаться на жизнь не так уж и трудно, то притворяться, что вы с увлечением приметесь работать, если на самом деле будущая работа кажется вам скучным и малоперспективным занятием, по меньшей мере глупо и чревато неприятными последствиям как для вас, так и для организации, на благо которой вы собираетесь трудиться.

Мы рассмотрим ряд вопросов с краткими комментариями, многие из которых наверняка в той или иной форме будут вам заданы едва не на каждом собеседовании.

Здесь каждый студент получает бланк со списком вопросов и пробует ответить на них в течение 10 минут.

1. Расскажите немного о себе?

Самый распространенный вопрос. Можно коротко рассказать об образовании и опыте работы, старались ненавязчиво подчеркнуть, что вы являетесь подходящим кандидатом на рассматриваемую должность.

2. Почему вы считаете, что способны справиться с подобной работой?

Иногда этот вопрос ставят несколько иначе: "Почему, собственно мы должны взять вас на работу?" Вас как бы подталкивают к перечислению тех ваших личных достоинств, которые соответствуют требованиям к данной должности. Не забудьте, по возможности, подкреплять вашу самооценку конкретными доказательными примерами. Впрочем, будьте все-таки кратки, не утомляйте интервьюера.
Вашему будущему работодателю приятно услышать, что вам хотелось бы занять место в его фирме, но банальные комплименты не заставят его в это поверить. Вам придётся объяснить, почему работу именно на этом предприятии вы находите интересной и перспективной для себя. И не забудьте - цели организации должны совпадать с вашими устремлениями.

3. Кем вы видите себя через 3-5 лет?

Еще одна попытка убедиться, что вы действительно заинтересованы в запрашиваемой работе и готовы посвятить себя ей надолго. От вас хотят услышать, что вы честолюбивы и стремитесь сделать карьеру.

«Кем вы себя видите через пять лет?» Этот каверзный вопрос относится к разряду излюбленных в репертуаре руководителей отдела персонала. Задавая его, они хотят понять, чем обернётся для фирмы появление нового сотрудника. Входит ли в его задачи лишь удовлетворение собственных амбиций, когда он рассматривает новое служебное место как трамплин в своей карьере, или его пребывание будет соответствовать потребностям предприятия не только на сегодняшний день. Способен ли новый член коллектива проявить настойчивость, упорство и трудолюбие, чтобы поработать более длительный срок.

4. На какую заработную плату рассчитываете?

Собираясь на собеседование, надо обязательно выяснить, сколько стоит та или иная профессия и позиция на рынке труда.

Лучше попытаться уклониться от ответа, сказав, что вы не считаете, что заработную плату следует обсуждать в первую очередь. Если интервьюер настаивает, попробуйте все же выяснить, сколько фирма планирует предложить. Если вы все же вынуждены назвать цифру, называйте чуть ниже средней или нижнюю границы ожидаемой суммы (от-до).

5. Получали ли другие предложения о работе?

Если получали, то прямо скажите об этом, что повысит ваши шансы. Разумеется, следует добавить, что данная работа вас интересует больше.

Говорите правду! Просто подайте ее в том виде, в каком она может быть полезной больше всего, или хотя бы так, чтобы от нее не было особого вреда. Сглаживайте свои неудачи, но заостряйте внимание собеседников на том, что вам блестяще удалось, например: "Я действительно не прошла собеседование в фирме N, но я горжусь тем, что мне удалось оказаться в числе четырех реальных претендентов на вакантную должность при том, что общее число кандидатов составляло около 20 человек". В крайнем случае, о некоторых неудачах можно просто промолчать.

6. Каковы ваши самые крупные достижения?

Составьте заранее список ваших достижениях и успехов за последние несколько лет.

К сожалению, часть соискателей вопрос о достижениях очень смущает. Студенты, например, или недавние выпускники пока не могут похвастаться успехами на трудовом поприще. Если человек еще не имеет опыта работы, скажем выпускник вуза, допустимы примеры из личной жизни и/или учебы. Можно рассказать о студенческих конференциях, об успешных учебных проектах, научных публикациях и/или полученных наградах. Стоит упомянуть и о самостоятельных проектах, работа над которыми была не связана с учебой.

7. Каковы ваши интересы вне работы?

Часто это вопрос о том, есть ли у вас, чем заняться по вечерам, кроме того, чтобы выпить.

Успехи в самых разных и весьма далеких от работы областях могут сказать о вас много интересного. Если вы не единожды побывали на вершине Эвереста - рекрутер узнает о вашей смелости, бескомпромиссности и целеустремленности. Если у вас четверо детей - о том, что вы не ищете легких путей, но и, увы, работа для вас будет, скорее всего, лишь на втором месте после семьи. Если вы создали в своем доме автомобильный клуб - о ваших лидерских и организационных качествах. Поэтому очень важно понять, какие качества отражают ваши личные достижения и как они могут повлиять на вашу успешность в той или иной должности. Приводить примеры из личной жизни можно, если вы четко понимаете, что проявленные навыки в описываемой ситуации будут востребованы и применимы на новой работе. На этом и стоит делать акцент.

8. Есть ли у вас вопросы?

А самое главное - будьте уверенным в себе. В конце концов, собеседование - это испытание не только для вас, но и для компании. Вдруг вы не захотите у них работать? Поэтому не бойтесь спрашивать о зарплате, перспективах роста и графике работы. Есть шефы, которые сами никогда не начнут об этом говорить, пока вы не сделаете первый шаг. Ваша заинтересованность покажет работодателю, что вы - инициативный человек, стремящийся к определенности.

Никогда не говорите, что у вас нет вопросов. Постарайтесь задать такой вопрос, который говорил в вашу пользу. Например: уточнить что-то важное, недостаточно освещенное в процессе собеседования.

Не рекомендуется сразу же осведомляться по поводу оплаты предстоящего отпуска или возможности скользящего графика. Спросите лучше, с кем вы должны сотрудничать. Хорошо воспринимается и интерес к стратегии и структуре предприятия, перспективам его развития. Все эти вопросы лучше продумать дома, в спокойной обстановке, даже записать их. Но уж ни в коем случае не являться с этой шпаргалкой на собеседование - это производит плохое впечатление.

Собеседование - процесс двусторонний. Ведь здесь не только работодатель решает, взять ли вас на работу - прежде всего вы сами выбираете работу, подходящую для вас.

Поэтому вы тоже имеете право задать интересующие вас вопросы.

О чем спрашивать?

1. Как быстро принимается решение о приеме на работу?

Это многофункциональный вопрос: назвав срок, работодатель подробно объяснит вам, каким образом будет осуществляться процесс, что при этом требуется и от сотрудников компании, и от вас.

2. Фиксируются ли в договоре сумма оклада и схема оплаты, каковы условия прохождения испытательного срока?

Обязанность работодателя - указывать в трудовом договоре размер и порядок выплаты заработной платы сотрудникам, либо делать ссылку на то, что размер заработной платы устанавливается согласно штатному расписанию.

3. Можно ли ознакомиться с трудовым договором на первом собеседовании?

Данный момент не менее серьезен: согласитесь, если работодатель по каким-либо причинам не желает показать кандидату трудовой договор, значит, ему есть что скрывать!

4. Выплачивается ли в период обучения заработная плата?

Основным показателем серьезности намерений работодателя в отношении потенциального сотрудника является обучение его за счет компании с выплатой заработной платы на период обучения.

5. Что входит в соцпакет?

Ответ на этот вопрос позволяет претенденту, во-первых, оценить уровень конкурентоспособности компании на рынке, а во-вторых, удостовериться в том, что она способна обеспечить сотрудников необходимыми гарантиями благодаря «весомому» соцпакету.

На самом деле, не существует универсального набора вопросов, которые необходимо задать. Главный критерий - ваш интерес к предстоящей работе. Во многих компаниях существуют строгие требования к внешнему виду, графику работы, оплате телефонных разговоров, предоставляемому отпуску. Часто эти условия противоречат трудовому кодексу, но тут уж вы сами должны решить для себя, соглашаться с ними или нет. Можно и нужно спрашивать об особенностях корпоративной культуры, о людях, с которыми придется работать, о степени оснащенности рабочего места.

Смелость города берет! Если интервьюер молчит…

Каждый из нас сдавал в своей жизни множество экзаменов. И, наверное, согласится, что самым напряженным моментом является не сам экзамен, а тревожное ожидание его результата.

Ничто не пугает так, как неизвестность. Так же и на собеседовании. Вы только что ответили на сложный вопрос интервьюера или высказали гениальную идею, а в ответ - продолжительное молчание. Вы ждете, вам становится не по себе, но тишина продолжает царствовать в комнате.

Что же делать в такой ситуации? По мнению многих авторитетных психологов, наиболее типичная ошибка для большинства соискателей - заполнить пустоту потоком слов, иногда даже неважно каких. Часто кандидат настолько запуган молчанием, что начинает играть роль человека, совершившего грубейшую ошибку и пытающегося срочно как-то ее исправить. Соискатели готовы сделать невозможное, чтобы прекратить молчание, поэтому они начинают давать оценку или развивать свое предыдущее высказывание, надеясь найти то, что устранит проблему. И достаточно часто это приводит к тому, что они озвучивают информацию излишнюю, неуместную или даже вредящую цели разговора.

Когда бы вы не столкнулись с молчанием собеседника, лучшая стратегия - не пугаться его. Помните, что многие используют молчание в качестве теста, чтобы проверить, как вы действуете в условиях стресса. И даже если вы на самом деле совершили оплошность, своим спокойствием вы больше сделаете для разряжения ситуации, чем потоком бессмысленных слов, которых выльете на собеседника.
Если вас пытаются протестировать с помощью молчания, психологи рекомендуют помолчать некоторое время, а потом искренне спросить: «Могу ли я что-нибудь добавить к тому, что уже сказал?» Эта фраза перекладывает ответственность за молчание на интервьюера, даже если вы сказали что-то, что его беспокоит.

Интервьюер сообщает вам, что вы плохо показали себя на собеседовании и не подходите на рассматриваемую должность.

Не впадайте в отчаяние. Интервьюер чаще всего хотел бы посмотреть, как вы реагируете на критику, как на нее отвечаете. Скажите, что - нибудь в таком роде: "Я огорчен. Ведь я так тщательно готовился, и эта работа заинтересовала меня белее, чем какая-либо другая. Еще раз повторю: уверен, что я вам подхожу". Главное не теряйте самообладание и обратите внимание на ваши достоинства.

Если вам учиняют допрос с пристрастием

Довольно редко, но встречаются руководители отделов персонала, которые учиняют настоящий допрос с пристрастием, разве только что не направляют свет лампы в лицо проходящему собеседование кандидату. Попытайтесь всё-таки сохранять выдержку. Но если вас, например, расспрашивают о вашей сексуальной ориентации, о том, не извращенец ли вы, не собираетесь ли на днях забеременеть, поинтересуйтесь, столь ли необходимы подобные сведения для дальнейшей работы. Если подобная экзекуция будет продолжаться, вы должны призадуматься, подходит ли вам рабочий климат в коллективе с такой предпринимательской культурой. Немецкие психологи, например, выносят в ряд нежелательных и бестактных вопросов следующие: о партийной принадлежности, предполагаемой женитьбе, желании и возможности иметь детей, членстве в различных общественных организациях, вероисповедании, материальном положении и размерах имущества, судимостях, беременности, принадлежности к профсоюзам. У нас несколько иной подход. Многие из перечисленных тем, которые немцы на собеседовании считают табу, нашим отечественным работодателям кажутся вполне допустимыми. Но мы и живём в разных странах.

Документы, необходимые на собеседовании:

  1. Резюме, даже если вы его уже высылали по факсу или e-mail.
  2. Паспорт. Если паспорт довольно потрепан, купите для него новую обложку.
  3. Диплом об образовании. И не забудьте вкладыш, где есть оценки.
  4. Документы о дополнительном образовании, курсах и т.д. Лучше всего, если дипломы и сертификаты работали в Вашу пользу и подтверждали, что Вы росли и продолжаете расти как профессионал.
  5. Характеристики и рекомендательные письма.

Общие рекомендации по правилам поведения на собеседовании:

  • На каждом собеседовании необходимо иметь блокнот и ручку.
  • Представьтесь в начале собеседования
  • Держите зрительный контакт.
  • Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивая.
  • Если Вы не уверены, что поняли вопрос, не стесняйтесь уточнить
  • Отвечая по существу, избегайте многословия.
  • Отвечая, будьте объективны и правдивы, но не слишком откровенничайте.
  • При необходимости сообщать о себе негативную информацию, не отрицайте фактов, которые соответствуют истине, но обязательно старайтесь сбалансировать их позитивной информацией о себе.
  • Держитесь с достоинством, старайтесь производить впечатление успешного человека.
  • Старайтесь найти общие точки и говорить с представителем работодателя о том, что его интересует (чем вы можете быть полезны компании), умейте слушать и слышать (получайте информацию).
  • Если вам предложат возможность самим задавать вопросы, обязательно задавайте, но не увлекайтесь (2-3 вопроса).
  • Обязательно уточните, как вы узнаете о результате, постарайтесь обговорить право позвонить самому.
  • Завершая собеседование, не забудьте об обычных правилах вежливости.

Упражнение. Деловые переговоры

Цель - выполнение упражнений, которые позволяют участникам отрабатывать навыки подачи себя работодателю в наиболее выигрышном свете.
Далее группа разбивается на подгруппы по три человека. В подгруппах разыгрывается ситуация собеседования с работодателем. При этом участники занимают следующие позиции: Работодатель, Посторонний наблюдатель, Кандидат на вакантное место. Кандидат на вакантное место должен стараться участвовать в собеседовании, находясь «на выбранном им стуле».

Каждой группе даётся задание-вопрос, которые они должны отработать.

После выполнения упражнения происходит обсуждение в группе:

  • соискатель рассказывает о своих ощущениях;
  • работодатель дает оценку позиции данного соискателя;
  • посторонний наблюдатель описывает ситуацию прохождения собеседования со стороны.

Ведущий. Идеальная схема собеседования, которую стоит планировать, выглядит так:

- Краткий рассказ о себе, четко отрепетированный дома перед зеркалом (не более 5 минут).

- Ответы на вопросы работодателя.

- Активная часть ваших вопросов к работодателю.

- Завершение интервью в ключе: «Почему вы должны сделать предложение именно мне?».

- Обсуждение компенсаций вашего труда и соцпакета.

- Обсуждение порядка дальнейших коммуникаций.

Интервью должно убедить работодателя принять именно вас, поэтому проследите, чтобы в вашем плане собеседования прозвучали три главных козыря:

- Ваши профессиональные компетенции подходят под требования вакансии, и вы готовы учиться и развиваться.

- У вас есть необходимые личностные качества и сильная внутренняя мотивация.

- Уровень оплаты труда соответствует вашим запросам, ваши карьерные планы - схемам продвижения сотрудников в компании.

Ситуации для разыгрывания

Ситуация 1. Разыгрывается ситуация: вам необходимо ответить на вопрос: «Расскажите, чем вы занимались на последнем месте работы? (если нет опыта работы - в процессе стажировки, на практике)».

При выполнении задания следует проводить отработку следующего алгоритма ответа:

  1. Навыки и умения, которые вы использовали.
  2. На каком оборудовании вы умеете работать?
  3. Что входило в ваши обязанности?
  4. Навыки общения с другими людьми (коллегами по работе, клиентами, заказчиками).
  5. Продолжительность (если работали долгое время).
  6. Каков был ваш профессиональный рост (в случае, если получали повышение по службе)?
  7. Ваши обязанности, имеющие непосредственное отношение к работе.
  8. Прохождение стажировок, повышения квалификации, обучающих тренингов.

Ситуация 2. Отработка навыков ответа на вопрос: «Приходилось ли вам заниматься работой такого типа раньше?» Участники должны научиться:

  • отвечать во всех случаях «да»;
  • описывать имеющийся реальный опыт профессиональной деятельности, позволяющий выполнять данную работу;
  • в случае отсутствия достаточного опыта работы описывать другой имеющийся профессиональный опыт, свидетельствующий о профессиональных способностях, наличии навыков работы и знаний, возможности быстро вникнуть в суть дела, наличии живого интереса к будущей работе. Например: владение машинописью, иностранным языком, опытом работы с цифрами, навыками организаторской работы, хорошими навыками работы на компьютере и т.д.

Ситуация 3. Овладение навыком ответа на вопрос: «С какими машинами и оборудованием вам приходилось работать?»

Часто профессиональная деятельность предполагает использование машин, специального оборудования. Следует отработать навыки ответа с использованием следующего алгоритма:

  • упомянуть имеющийся опыт работы с оборудованием, который может быть использован на том рабочем месте, по поводу которого происходит собеседование;
  • описать опыт использования других видов машин, с которыми Вы знакомы;
  • перечислить имеющиеся дипломы и свидетельства о специальной подготовке в области использования машин и оборудования.

Ситуация 4. Разыгрывается ситуация: Как ответить на вопрос: «На какую заработную плату Вы рассчитываете?»

Участники должны осознать наличие следующей дилеммы: при слишком больших претензиях можно не получить работу, при слишком низких требованиях будут стремиться постоянно недоплачивать.

В игровой форме необходимо отработать следующую стратегию поведения:

  • избегать точного указания каких-либо цифр;
  • быть уклончивым, но при этом разумным: «Я надеюсь на уровень оплаты, соответствующий качеству (объему, сложности) работы»; «Меня бы устроила оплата не ниже среднего уровня оплаты подобной работы».

Ситуация 5. Как ответить на вопрос работодателя: «Что вы знаете об этой организации?»

Перед прохождением собеседования желательно собирать информацию о компании (организации, фирме - ее продукция, режим работы, формы обслуживания клиентов, используемое оборудование и технологии работы, отзывы в прессе и т.д.). Желательно иметь информацию, позволяющую говорить о данной организации с позитивной стороны.

В процессе выполнения задания участникам тренинга необходимо отработать навыки сбора и последующего использования подобной информации. Отвечая на вопрос, участники должны упоминать, что организация занимается именно той работой, в которой они заинтересованы (видят перспективы для профессионального роста, видят возможность достойно зарабатывать, видят возможность профессиональной самореализации и т.д.).

Ситуация 6. Как правильно отвечать на вопросы: «Что вы можете нам предложить?», «Как вы думаете, почему мы должны принять на работу именно вас?»
Участники должны научиться перечислять свои положительные характеристики (даже если при этом им придется повторить то, о чем они уже говорили). Для этого используют следующую стратегию ответа.

Укажите:

  • свою квалификацию;
  • предшествующий опыт работы;
  • профессиональные интересы.

Убедите:

  • что вы надежный (исполнительный, инициативный, заинтересованный, трудолюбивый и так далее) работник;
  • что вы способны выполнять данную работу качественно и в срок.

Ситуация 7. Что следует говорить, отвечая на вопрос: «Расскажите о себе»?

Участники отрабатывают следующий алгоритм ответа:

  • выяснить, что интересует работодателя - профессиональные достижения или личная жизнь претендента;
  • если работодатель заинтересован в ответе с акцентом на профессиональную жизнь, следует говорить о последних годах работы (о стажировках, прохождении обучающих тренингов и семинаров) делая акцент на своих профессиональных достижениях (реклама себя как профессионала).

Если работодатель заинтересован в информации о личной жизни, следует:

  • показать, что есть интересы за пределами профессиональной деятельности;
  • показать связь между личными интересами и профессиональной деятельностью;
  • рассказать о своих семейных обстоятельствах в позитивном ключе;
  • кратко рассказать о своей семье и воспитании (также в позитивном ключе).

Ситуация 8. Как правильно ответить на вопрос: «Каковы ваши сильные стороны?» Участники обучаются находить и убедительно перечислять свои положительные качества по следующей схеме:

  • профессиональное образование;
  • профессиональные навыки;
  • опыт профессиональной деятельности;
  • профессиональные интересы;
  • профессиональная ответственность и надежность;
  • эффективность профессиональной деятельности;
  • навыки общения с людьми (клиентами, деловыми партнерами, детьми).

Ситуация 9. Разыгрывается ситуация: следует ответить на вопрос работодателя: «Есть ли у вас какие-либо вопросы?»

Участники тренинга должны понять, что этот вопрос часто задают из вежливости. Поэтому следует научиться не спрашивать работодателя о частностях: примерном распорядке рабочего дня, возможности обедать в столовой и т.д. Участники в ходе выполнения упражнения должны научиться задавать один - два нейтральных вопроса, которые не повлияют на их восприятие работодателем негативным образом.

Примечание для ведущего. После выполнения каждого задания следует групповое обсуждение: что получилось, что вызвало сложности. Группа может давать участникам рекомендации: как скорректировать свое поведение в более эффективную сторону.

Заключение

Если вы прошли собеседование, а на работу вас всё равно не взяли, ни в коем случае не расстраивайтесь. Лучше вспомните, чем отличается неудачник от успешного человека. Неудачника трудности ослабляют, а успешного человека мотивируют.

Методическая разработка создана при использовании материалов следующих сайтов:

  1. www.sovets.ru/business/
  2. www. planetahr.ru/section/
  3. www.resume3.ru
  4. www.moneyjob.ru/sobesedovanie
  5. www.intmaster.net/sobesedov.
  6. www.rabotu.ru/stat/inter/index.htm