Проблемы полового воспитания подрастающего поколения в реалиях современной жизни

Разделы: Школьная психологическая служба


Сегодня особенно остро стоит проблема полового воспитания и подготовки ребенка к родительской роли, поскольку традиции и нормы сменяются так быстро, что каждому следующему поколению приходится создавать во многом новую модель родительской роли.

Результатом семейных отношений является воспитание качеств будущего семьянина, передача знаний о различных сторонах семейной жизни и формирование ценностных ориентаций в процессе социализации. Одной из главных задач семейного воспитания является формирование ценностной направленности на создание семьи. Именно в семье приобретаются первые навыки взаимодействия, осваиваются первые социальные роли, происходит осмысление первых норм и ценностей и приобщение к ним.

Семья выступает для ребенка наиболее естественной и благоприятной средой существования и формой коллективного сосуществования. С раннего детства в семье осуществляется процесс формирования и закрепления опыта жизни именно в семейном коллективе, ориентирующий ребенка на создание в будущем собственной семьи. Родительская семья, во всем многообразии ее внутрисемейных взаимоотношений, выступает для ребенка как модель, опираясь на которую он строит свой «образ семьи». Важным условием для становления положительного образа семьи, является эффективное функционирование семьи, создающее благоприятный для ребенка психологический микроклимат.

Семейная атмосфера благоприятно влияет на развитие чувственно-эмоционального восприятия ребенка. Благодаря семье формируются такие важные качества как эмпатия, толерантность. Через свое чувственно-эмоциональное отношение к матери у мальчика начинает формироваться готовность восприятия женщины вообще. У девочки, соответственно, через чувственно-эмоциональное отношение к отцу закладывается готовность восприятия мужчины, в частности, как будущего супруга.

В процессе гендерной идентификации ребенка отец и мать являются для него образцами полоролевого поведения в семье, а их брак выступает для него как модель гетеросексуального партнерства. Происходит восприятие первых образцов маскулинности и феминности. Следуя образцу отца, мальчик развивает в себе такие маскулинные качества, как автономность, самостоятельность, конкурентность, направленность на достижения, инициативность. Девочки, следуя образцу матери, развивают в себе феминные качества, такие как высокий уровень эмпатии, заботливость, способность к сопереживанию, коммуникативность. Эти образцы воспроизводятся ребенком в ролевых играх, отражая начало процесса формирования первого простейшего уровня семейных установок. В своих играх ребенок имитирует жизнь собственной семьи, копируя поведение своих родителей. В процессе игры у ребенка формируются супружеские и родительские роли.

Постепенное разумное приобщение ребенка к помощи родителям по хозяйству, ответственности за поддержание порядка своих вещей, к вопросам распределения семейного бюджета, следованию семейным правилам и традициям, дает возможность ребенку понять суть распределения семейных обязанностей и ролей. Ребенок наблюдает за тем, по какому принципу распределяются обязанности в семье, и формирует представление о мужских и женских семейных обязанностях, о роли отца и матери, мужа и жены.

Родители воспитывают детей в соответствии со своими ценностными ориентациями, прививая им свои стереотипы полового и супружеского поведения. Идентифицируя себя, как представителя определенного пола, ребенок формирует определенные убеждения в отношении семейных ролей, набор ценностных ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. Ценностные ориентации, отражая стратегические жизненные цели и особенности мировоззрения ребенка, закрепляются в его жизнедеятельности, проявляясь как свойства личности. Такими свойствами могут быть заботливость, внимательность, сострадательность, участливость по отношению к членам своей семьи. Ценностные ориентации, приобретенные ребенком в семье, выступают как мотивация, установка на брак и создание семьи.

Развитые ценностные ориентации являются высшим уровнем развития ребенка и показателем его зрелости. Ребенок становится полноценной, автономной личностью, способен совершать свободный выбор и нести за него ответственность. Зрелость предполагает сформированность потребности в семье, готовность вступить в брак, способность и желание исполнять роль супруга. Такая личность способна построить благополучную семью, выходить конструктивно из кризисов семейной жизни. Зрелость достижима только в условиях благополучной семьи и правильного семейного воспитания.

Вопросы семьи и брака изучались повсеместно с древнейших времен. На сегодняшний день эта тема чрезвычайно актуальна, так как, одним из отрицательных последствий трансформации брачно-семейных отношений происходящим сейчас в обществе является увеличивающееся число разводов, возникновение неполных семей, появление одиноких матерей. Развод из явления чрезвычайного давно приобрел черты относительно «нормальной» тенденции развития общества. Учитывая массовый характер такого явления, как развод и неполная семья, приобретает особую актуальность вопрос о том, имеет ли развод и дальнейшее воспитание в неполной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.

На фоне усиливающихся негативных процессов, таких как деформация института семьи, деградация семейного образа жизни, появления альтернативных форм брачно-семейных отношений, роста разводов, важнейшей социальной функцией семьи выступает воспитание будущего семьянина, подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям, формирование адекватных представлений о семье и браке. Тенденция возрастания числа разводов и воспитание большого количества детей в неполных семьях ведут к разрушению семейных ценностей. В свою очередь семейные отношения являются фактором подготовки ребенка к его будущей семейной жизни, где главной задачей неполной семьи является формирование у него правильной системы ценностных ориентаций.

Таким образом, в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии, подготовка молодежи к семейной жизни является общегосударственной проблемой.

Между тем, существует тенценция воспроизведения «почерка» родительской семьи, повторение схемы отношений. Глубокие неосознаваемые или психологически конфликтно осознаваемые идентификационные установки, укрепившись в сознании, мешают молодым людям созданию полноценной семьи.

Нередко, родительский опыт вносит некий негатив в общее представление о семейных отношениях. Неполная семья, как правило, не дает правильной модели взаимоотношений между родителями. У молодых людей, выросших в такой семье, недостаточно наглядного опыта для создания и функционирования полноценной семьи.

Неполная семья не выполняет в полном объеме своих функций, в ней нет должной модели полоролевого взаимодействия, так как имеется представитель только одного гендера. Неполная семья, ставшая таковой в случае развода, не способствует полноценному формированию установок на брак и родительство.

Один из ключевых моментов подготовки к семейной жизни и привития норм морали в сфере взаимоотношения полов - формирование эталонов мужественности и женственности и оптимального отношения к противоположному полу. Долгое время основной задачей полового воспитания считалась физиолого-гигиеническая подготовка, но в настоящее время его цели и содержание существенно расширились. Как отмечает Колосов Д.В., половое воспитание представляет собой процесс, направленный на выработку черт личности и установок, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям противоположного пола в супружестве.

К 5 годам у ребенка четко складывается половая идентификация. Мальчик осознает себя мальчиком, а девочка - девочкой. Именно в это время должна начинаться половая жизнь в широком смысле слова. По мнению Литвака М.Е., понятие «половая жизнь» имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле это связано с рождением детей, получением сексуального удовольствия; в широком - это вообще отношения между мужчиной и женщиной. Маленький мальчик должен уметь пропускать вперед девочку, поднести портфель. В подростковом периоде, юности, начнутся отношения другого рода в интимно личностной сфере. В разведенной семье ребенок пропускает все эти этапы, питая в глубине души воспитанный родителями страх перед противоположным полом и испытывая идущее к нему от природы влечение. Случившаяся первая близость закрепляет воспитанное негативное отношение к противоположному полу. Качество половых встреч, также, как и умение человека, способность любить, в значительной мере закладывается в детском возрасте. Естественные влечения могут подавляться, преувеличиваться, искажаться, в результате чего, то, что называется сексом, нередко становится орудием игрового поведения среди молодежи.

Подготовку к будущей семейной жизни в рамках полового воспитания и просвещения необходимо начинать в детстве, поскольку уже в это время закладываются основы таких личностных характеристик как «половое самосознание», «половая роль», очень значимых для брачно-семейных отношений. Эти понятия должны сопрягаться с ответственностью, с формированием установок на родительство. Эти понятия включают в себя не только осознание человеком своей принадлежности, но и нормативы взаимоотношения полов, факторы, влияющие на выполнение в дальнейшем социальных ролей «муж-жена», «отец-мать».

Наиболее интенсивное формирование этих эталонов и их активное апробирование происходит в подростковом и юношеском возрасте, когда уже имеются определенные представления о семейной жизни. Выявлено, что девушки больше, чем юноши, интересуются проблемами семьи, любви. Мальчики связывают это понятие с материнством, девочки трактуют его более широко.

Как следствие, под влиянием ряда негативных факторов, молодые люди имеют ошибочные представления о супружестве.

В разведенных семьях в большинстве случаев, присутствует «пессимистическая» модель любви, где существует зависимость от любимого человека и связь любви с отрицательными эмоциями. В таком случае, происходит формирование неправильных установок в отношении понятий любовь и счастье в модели брака. Тактичное и убедительное привитие молодежи уважения к личности любимого человека, принятия ее, имеет важное психологическое и воспитательное значение.

Нередко понятия любовь и брак разделяются и противопоставляются. По данным исследования Ковалева С.В., у молодых людей существует тенденция к разделению понятий брак и любовь. Роль семьи как фундамента долгопрочных отношений стала настолько мала, что влечет за собой негативный стереотип о том, что брачные отношения являются преградой для чувств.

На сегодняшний день, по данным многих исследований, существует также потребительская нереалистичность представлений, которая выражается в ориентире на супер-идеалы при поиске партнера, а не на реальных людей; расхождение качеств желаемого спутника и предполагаемого партнера по повседневному общению; чрезмерность требований к партнеру и супругу.

Довольно часто молодые люди в силу отсутствия жизненного опыта и специальных знаний искренне заблуждаются в своих чувствах и мотивах предпочтения, допуская ошибки субъективного восприятия, ведущие в дальнейшем к неустойчивости брака. Фундамент для построения прочной семьи - брак, основанный на уважении и взаимной любви. И, хотя большая часть молодежи ориентирована на этот тип брака, на практике, встречаются самые разнообразные мотивы заключения супружеских союзов по стереотипу, по расчету, которые часто не осознаются и включаются в механизмы возникновения любви.

В представлениях, ориентациях и установках сегодняшней молодежи уже как бы заложены трудности и противоречия брачно-семейных отношений, что настоятельно выдвигает требования к усилению воспитательного потенциала семьи в деле подготовки молодежи к семейной жизни.

В результате целого ряда причин у современной молодежи складывается деформированный, искаженный образ семьи.

Можно выделить следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения:

  • алкоголизм родителей;
  • неполный состав семьи;
  • конфликтность отношений в семье и др.

Эти факторы присутствуют в семьях с явно выраженной формой неблагополучия. В последние годы появилось большое число неполных семей, образованных вследствие расторжения брака.

Проблемы, возникающие в неполной семье, и их отражение на качестве воспитания ребенка рассматривали в своих работах И.Ф.Дементьева, Д.Журавлев, З.Матейчек, Н.Башкирова, Б.Нусхаева, В.М.Целуйко и др.

У ребенка, который живет только с одним из родителей, имеется гораздо меньше возможностей освоения вариаций социального опыта, что может отразиться на его развитии. Для него знакома одна социальная роль - его матери или отца. В результате ребенок не имеет примера полоролевого поведения супругов, взаимоотношений отца и ребенка, матери и ребенка, отношений каждого из них к семье как коллективу. Такие ограничения приводят к формированию у него искаженных взглядов на брак и семью. Подростковый возраст особенно сенситивен для формирования образцов мужественности и женственности, но в условиях неполной семьи воспитание гендерных качеств затруднено. Так как у подростка чувства еще не зрелы, наивны и контрастны, в процессе взросления в неблагополучной семье затрудняется формирование правильных отношений к семье и правильных установок на брак.

Двойная ответственность, которая ложится на плечи оставшегося родителя, и преобладание чувства вины ведут к его невротизации. Отношения с ребенком становятся напряженными, его потребности в принадлежности, любви, безопасности, самоактуализации часто не находят своего удовлетворения. Тем временем, осознаваемые потребности ребенка становятся его интересами, а впоследствии ценностными ориентациями и убеждениями.

Мотивы, предрасполагающие ребенка к деятельности, в том числе к созданию семьи, направляются его ценностными ориентациями. Когда жизненно важные потребности ребенка не удовлетворены, формирование правильной системы ценностных ориентаций затруднено и у него складываются негативные убеждения и установки по отношению к семье.

В неполной семье у ребенка складывается представление о том, что расставание супругов вполне приемлемо и не является исключением из правил. В таком случае затруднено формирование у ребенка семейных ценностей, чувства сплоченности семьи.

В процессе семейного воспитания происходит формирование у ребенка чувства материнства и отцовства. Нарушение межличностных взаимоотношений в родительской семье неблагоприятно влияют на развитие личности будущей матери и будущего отца. Воспитание ребенка без отца приводит к формированию его личности в своеобразной субкультуре агрессии, о которой упоминает в своих трудах Г. Фигдор. Сильное отрицательное влияние на формирование ролевых основ личности девочки, так же оказывает низкий материальный достаток, культурный уровень воспитывающей неполной семьи, что в итоге негативно сказывается на качестве ее будущего материнства.

Так как опыт отцовства передается из поколения в поколение, в его передаче присутствует не только подражание, но и критическая переработка отрицательного опыта. В неполной семье, это условие формирования отцовства нарушено, его развитие становится крайне затруднено.

Таким образом, роль семьи на этапе подготовки к семейной жизни, заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. Основными направлениями деятельности семьи по подготовке детей к семейной жизни становятся:

  • Нравственная, заключающаяся в формировании у ребенка ценности брака и детей.
  • Психологическая, дающая ребенку сумму психологических знаний, необходимых в супружеской жизни.
  • Педагогическая, формирующая навыки и способности к воспитанию детей.
  • Санитарно-гигиеническая, приучающая к гигиене брака и быта.
  • Экономическая и хозяйственно-бытовая.

Учитывая все вышесказанное, не возникает сомнений в том, что современная молодежь нуждается в активной помощи и поддержке, когда речь заходит о вопросах брака.

Общеобразовательное учреждение, как не менее важный, чем семья институт социализации ребенка в свою очередь также обязан проводить воспитательную работу в направлении полового воспитания и формирования позитивного отношения подрастающего поколения к семье и браку. С этой целью была разработана психокоррекционная программа (приложение 1), предназначенная для работы с обучающимися 7-11 классов общеобразовательной школы во внеурочное время. Задачами данной программы являются: оказание психологической помощи в решении индивидуальных проблем, формирование навыков эффективного межличностного общения, формирование адекватного представления обучающихся о семье и браке, оптимизация детско-родительских отношений.

Психокоррекционная работа имеет следующие направления:

1-й блок: «Личностная сфера»

Цель работы: достичь осознания участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизировать отношение к себе, к своей личности.

Для человека очень важен его собственный взгляд на самого себя, но в молодом возрасте черты личности и характер осознаются еще плохо. Именно поэтому, одной из задач тренинга выступает развитие у участников самосознания. Самосознание - это осознание и оценка человеком самого себя как личности, своих интересов, ценностей и мотивов поведения. На основе самосознания формируется Я - образ. Поэтому, еще одной задачей на пути достижения цели явилось формирование гармоничного Я - образа участников. Я - образ - это система представлений человека о самом себе и если в ней много противоречий происходит нарушение устойчивости человека, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я - концепции, возникает психическая напряженность и все это приводит к утрате себя. Именно поэтому так важно, чтобы Я - образ был гармоничен. Структура Я - образа представляет собой единство когнитивного, эмоционального, ценностного и поведенческого компонентов. Человек считается самореализованным, если Я - образ адекватен, максимально гармоничен во всех своих компонентах и направлен на достижение Я - идеального. Способствовать достижению адекватного Я - образа позволит выполнение следующих задач: избавление от страхов, развитие уверенности в себе, повышение самооценки, то есть отношения к себе: своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.

Методом работы по достижению адекватного Я - образа выступает проведение тренинга личностного роста, включающего в себя упражнения, направленные на развитие самосознания участников, выработку у них стойкого чувства уважения к себе и адекватной самооценки, осознание своих страхов и их проработку.

2-й блок: «Межличностная сфера»

Цель работы: достичь осознания участниками себя в системе личностного общения и оптимизировать межличностные отношения с окружающими людьми.
Главной задачей на пути достижения этой цели явилось развитие коммуникативных способностей участников, в структуру которых входят следующие компоненты:

  • социальная перцепция, то есть восприятие, понимание и оценка других людей, самих себя, групп;
  • рефлексия, связанная с осознанием, систематизацией и переносом информации;
  • волевые качества, такие как самоконтроль, саморегуляция;
  • познавательные умения, связанные с особенностями внимания, мышления и памяти;
  • умение ориентироваться на собеседника, подавать себя;
  • восприятие и адекватное понимание вербальной и невербальной информации;
  • умение понимать контекст и подтекст.

При условии, что коммуникативные способности развиты межличностное общение может быть эффективным. Эффективное общение - это такие приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. Так же важным явилось развитие социально-значимых качеств - взглядов, способностей, потребностей, интересов, моральных убеждений, идей, ценностей, отражающих взаимодействие личности с окружающим миром.

Методом работы по развитию коммуникативных способностей будет проведение тренинга эффективного межличностного взаимодействия. Он включает в себя упражнения, направленные на формирование у участников представлений о качествах, необходимых для эффективного межличностного общения, тренировку в передаче и получении вербальной и невербальной информации, развитие у них эмпатических возможностей, отработку навыков поведения в дискуссии, то есть, в обсуждении какого - то спорного вопроса, проблемы.

3-й блок: «Представления о семье и браке»

Цель работы: сформировать адекватные представления о семье и браке, достичь осознания участниками себя в системе будущих брачно-семейных отношений.

Задачами на пути достижения этой цели явилось получение участниками общих представлений о качествах «семьянина», обсуждение конкретных проблем современной семьи, проигрывание конфликтных ситуаций.

Методами работы стали беседы и дискуссии на проблемные темы, касающиеся семейной психологии. Составление мини-сочинения на тему «Один день из моей будущей семейной жизни» и составление анкеты «Твой идеал», формулировки которой составляют сами участники. А также, проработка различных семейных ситуаций с помощью психодрамы и техник семейной психотерапии.

4-й блок: «Сфера родитель-ребенок»

Цель работы: оптимизировать межличностные отношения в сфере родитель-ребенок.

Главной задачей стало развитие способности участников эффективно взаимодействовать с родителями, обеспечивая взаимное понимание и взаимную эмпатию.

Методами работы по достижению этой задачи является использование техник семейной психотерапии, гештальт терапии, а также использование приемов коммуникативного тренинга.

Психокоррекционная программа рассчитана на четыре месяца по два занятия в неделю длительностью по два академических часа, то есть 1 час 30 минут. Состоит из шести этапов.

  • На первый этап отведен один день работы, длительностью 1 час 30 минут, состоящий из введения и знакомства участников тренинга между собой и с ведущим. Ознакомление участников с целями и задачами программы, структурой работы, сроками и временем ее проведения.
  • Второй этап включает в себя проработку индивидуаль­ных проблем участников в личностной сфере, путем формирования адекватного Я - образа, получения ими обратной связи, развития самосознания, и занимает семь занятий, каждое по 1 часу 30 минут.
  • Третий этап направлен на развитие навыков межличностного общения путем формирования социально значимых качеств и обучения различным способам передачи информации. Он занимает семь занятий, каждое по 1 часу 30 минут.
  • Четвертый этап направлен на формирование адекватных представлений о семье и браке путем осознания себя в сфере будущих брачно-семейных отношений и проработке различных семейных ситуаций. Он рассчитан на одиннадцать занятий, каждое по 1 часу 30 минут.
  • Пятый этап состоит в проработке проблем в сфере взаимоотношений с родителями путем проигрывания и обсуждения конфликтных ситуаций и взаимоотношений в семье. Он рассчитан на пять занятий, каждое по 1 часу 30 минут.
  • На шестом заключительном этапе происходит подведение итогов и расставание, он занимает одно занятие, то есть 1 час 30 минут.