Использование цифровой лаборатории Relab при изучении темы «Электрический ток в жидкостях» в курсе физики 10-го класса

Разделы: Физика

Класс: 10

Ключевые слова: электрический ток


Современная школа ставит задачу формирования современных ключевых компетенций, универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности обучающихся. Школа должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, её активной адаптации на рынке труда, приобщению учеников к творческой и исследовательской деятельности. Для этого необходимо поставить ученика в условия исследователя, первооткрывателя. Такую возможность даёт использование в образовательном процессе новых технических средств обучения, цифровых лабораторий. Особого внимания заслуживает цифровая лаборатория Relab, работа с которой может проводиться как на уроках физики, так и во внеурочное время с любой категорией обучающихся.

С прохождением тока в жидких средах связано очень многое в жизни человека. С первого удара сердца («живое» электричество в теле человека, на 70-80% состоящем из воды) до автомобилей на улице, плееров и мобильных телефонов (неотъемлемой частью этих устройств являются электрохимические элементы питания и различные аккумуляторы) [3]. Без растворов жизнь невозможна. Сладкий чай, который мы пьем, жидкие лекарства, которыми мы лечимся, нефть, которую мы добываем из под земли - это растворы. Мировой океан это тоже водный раствор. Все вокруг - от хромированной решетки радиатора автомобиля до посеребрённой ложки когда-либо сталкивалось с раствором или расплавом солей, а, следовательно, и с электрическим током в жидкостях. Возникает вопрос, почему многие растворы являются проводниками электрического тока, и какие факторы могут повлиять на электропроводность растворов?

Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что на практике определение электрической проводимости растворов электролитов практически сводится к измерению их сопротивления электрическому току. Принципиально измерение сопротивления растворов может быть проведено как с помощью постоянного, так и переменного тока. На практике преимущественное распространение получили методы, основанные на применении переменного тока высокой частоты. Использование переменного тока позволяет избежать электролиза, влекущего за собой изменение концентрации электролита и поляризации электродов, а также уменьшить влияние тормозящих электрофоретического и релаксационного эффектов. Для уменьшения поляризации электроды предварительно платинируют. В результате чего увеличивается истинная поверхность электродов по сравнению с геометрической поверхностью, и за счет этого резко снижается плотность тока [2].

На практике электропроводность растворов определяют следующими методами анализа:

  1. кондуктометрическим методом, основанным на зависимости электропроводности от концентрации раствора [2];
  2. методом компенсации с использованием реохордного моста, в основе которого лежит определение величины его сопротивления электрическому току [1].

Достоинствами этих методов анализа являются простота эксперимента, высокая чувствительность, малая погрешность измерения, возможность работы с мутными, окрашенными и непрозрачными средами. Недостаток кондуктометрического метода анализа: малая селективность метода [1].

Приведём серию опытов, позволяющих наглядно, быстро и с большой точностью экспериментально определить факторы, влияющие на электропроводность электролитов с помощью датчиков тока и температуры цифровой лаборатории Relab.

Тема исследования: "Изучение особенностей прохождения тока в жидких средах с использованием цифровой лаборатории Relab".

Объект исследования: электролит.

Предмет исследования: электропроводность растворов.

Цель исследования: изучение факторов, влияющих на электропроводность электролитов с помощью датчиков тока и температуры цифровой лаборатории Relab.

Задачи исследования:

  • подбор литературы по выбранной проблеме;
  • изучение, анализ, обобщение литературы по проблеме;
  • определение зависимости силы тока от плотности электролита при постоянной температуре, сравнение электропроводностей разных электролитов, определение зависимости силы тока от температуры электролита;
  • обработка и анализ полученных материалов.

Гипотеза исследования: если электропроводность необязательная и непостоянная характеристика растворов, значит, есть факторы, которые обуславливают появление этого процесса и степень интенсивности его проявления.

Список необходимого оборудования, представлен в таблице 1.

Таблица 1.
Оборудование, используемое в ходе исследования

Название приборов и материалов

Количество

1

Мензурка (V = 100 мл)

1

2

Мультидатчик ФИЗ-1 (с датчиком тока)

1

3

Мультидатчик ФИЗ-2 (с датчиком температуры)

1

4

Температурный зонд

1

5

USB кабель

1

6

Ноутбук Lenovo

1

7

Соль в упаковке

1

8

Чайная ложка

1

9

Соль в упаковке

1

10

Сахар песок в упаковке

1

11

Порошок медного купороса в упаковке

1

12

Пластиковый стакан

4

13

Источник постоянного тока ИПД-1

1

14

Панель с двумя угольными электродами

1

15

Штатив с муфтой и лапкой

1

16

Электрическая лампа (U = 6,3 В)

1

17

Ключ

1

18

Стеклянная банка (V = 0,5 л)

1

19

Электрическая плитка (Р = 350 Вт)

1

20

Электронные весы

1

21

Удлинитель

1

22

Фотоаппарат цифровой

1

Порядок проведения эксперимента

1. Определение зависимости силы тока от плотности раствора соли при постоянной температуре

1) В мензурку наливается водопроводная вода объёмом 100 см3. Температурный зонд подключается к мультидатчику ФИЗ-2 и опускается в воду. Мультидатчик ФИЗ-2 подключается к USB разъёму ноутбука Lenovo, запускается программа измерений Relab Lite (рис. 1) и измеряется температура воды.

Определение температуры водопроводной воды

а) снятие показаний

б) величина температуры

Рис. 1

2) Приготавливаются три раствора соли разной плотности температурой 15,8 oС. Для этого в первом стакане с водопроводной водой объёмом 100 см3 растворяется соль массой 10 г (одна чайная ложка). Во втором стакане с водой объёмом 100 см3 растворяется соль массой 20 г (две чайные ложки), в третьем стакане с водой объёмом 100 см3 растворяется соль массой 30 г (три чайных ложки). С помощью электронных весов определяется масса пустой мензурки. В мензурку поочерёдно помещаются растворы соли объёмом 100 см3, и определяется общая масса мензурки с раствором соли. Путём вычитания из общей массы мензурки с раствором массы мензурки рассчитывается масса раствора соли. Пользуясь формулой расчёта ρ = m/V, определяется плотность каждого раствора соли.

3) Собирается электрическая цепь, состоящая из последовательно соединённых источника постоянного тока ИПД-1, панели с двумя угольными электродами, закреплёнными в лапке штатива так, чтобы опущенные в банку электроды были погружены в раствор соли, лампочки на 6,3 В, ключа и датчика тока, входящего состав мультидатчика ФИЗ-1, подключённого к USB разъёму ноутбука.

4) Через растворы соли разной плотности попускается постоянный электрический ток (рис. 2), и устанавливается зависимость силы тока в электролите от плотности вещества электролита. Электрическая лампа используется для наглядности опыта.

Установление зависимости силы тока в электролите от плотности электролита

а) раствор соли 1

б) раствор соли 2

в) раствор соли 3

Рис. 2

5) Обобщаются результаты эксперимента: при увеличении плотности раствора соли возрастает сила тока в нём (табл. 2, рис. 3).

Таблица 2.
Зависимость силы тока в растворе соли от плотности раствора соли

Номер
опыта

Название
жидкости

Плотность жидкости
ρ, кг/м3

Сила тока
I, А

1

Раствор соли 1

1022,3

0,41

2

Раствор соли 2

1047,7

0,42

3

Раствор соли 3

1062,4

0,43

Графическая интерпретация зависимости силы тока от плотности раствора соли

Рис. 3

Расчёт плотности растворов соли представлен в таблице 3.

Таблица 3.
Определение плотности растворов соли

Название
жидкости

Масса мензурки
m1, г

Масса мензурки с
жидкостью
m2, г

Масса
жидкости
m = m2 - m1
m, г

Объём
жидкости

V, см3

Плотность
жидкости
ρ = m/V
ρ, г/см3

Плотность
жидкости

ρ, кг/м3

1

раствор соли 1

66,53

168,76

102,23

100

1,0223

1022,3

2

раствор соли 2

66,53

171,30

104,77

100

1,0477

1047,7

3

раствор соли 3

66,53

172,65

106,24

100

1,0624

1062,4

Значения силы тока в растворах соли разной плотности представлены на рисунке 4.

Сила тока в растворах соли разной плотности

а) сила тока в растворе соли 1

б) сила тока в растворе соли 2

б) сила тока в растворе соли 3

Рис. 4

При увеличении плотности раствора соли возрастает сила тока в нём. Это объясняется тем, что при увеличении плотности раствора растёт число диссоциированных молекул NaCI на ионы Na+ и CI -, то есть растёт число носителей электричества - положительных и отрицательных ионов. При подаче напряжения положительные ионы перемещаются к отрицательно заряженному электроду, а отрицательные ионы - к положительно заряженному. Тем самым ионы создают условия протекания тока в растворе поваренной соли.

2. Сравнение электропроводности разных электролитов (водопроводной воды, раствора сахара, раствора медного купороса, раствора соли).

1) С помощью электронных весов определяется масса пустой мензурки. В мензурку наливается водопроводная вода объёмом 100 см3 и определяется общая масса мензурки с водой (рис. 5). Путём вычитания из общей массы мензурки с водой массы мензурки рассчитывается масса воды. Пользуясь формулой расчёта ρ = m/V, определяется плотность воды.

Определение массы мензурки с водой

Рис. 5

2) Приготавливаются растворы сахара, соли и медного купороса температурой 15,8 oС. Для этого в каждом из трёх стаканов с водопроводной водой объёмом 100 см3 растворяются по 10 г (по одной чайной ложке) сахар-песок, порошок медного купороса, соль. В мензурку поочерёдно наливаются полученные растворы объёмом по 100 см3, и определяется общая масса мензурки с раствором (рис. 6). Путём вычитания из общей массы мензурки с раствором массы мензурки рассчитывается масса раствора. Пользуясь формулой расчёта ρ = m/V, определяется плотность каждого раствора.

Определение массы мензурки с раствором

а) с раствором сахара

б) с раствором медного купороса

Рис. 6

3) Через каждый электролит массой 20 г пропускается электрический ток, и с помощью датчика тока определяется сила тока в каждом случае (рис. 7).

Определение силы тока в растворе медного купороса

Рис. 7

4) Обобщаются результаты эксперимента: высокую электропроводность имеют растворы соли и медного купороса. Низкую электропроводность имеют водопроводная вода, раствор сахара (табл. 4, рис. 8).

Таблица 4.
Зависимость электропроводности от рода жидкости

Номер
опыта

Название жидкости

Плотность жидкости
ρ, кг/м3

Сила тока
I, А

1

водопроводная вода

977,7

0,12

2

раствор сахара

998,7

0,19

3

раствор медного купороса

1021,4

0,37

4

раствор соли

1022,3

0,41

Сила тока в разных электролитах

а) водопроводная вода

б) раствор сахара

в) раствор медного купороса

г) раствор соли

Рис. 8

Высокую электропроводность имеют растворы соли и медного купороса за счёт диссоциации молекул. Низкую электропроводность имеют водопроводная вода, из-за наличия в ней небольшого количества растворённых солей и раствор сахара, который при растворении не разлагается на носители зарядов.

3. Определение зависимости силы тока от температуры электролита.

1) С помощью электрической плитки нагревается раствор медного купороса.

2) Устанавливается связка датчиков тока и температуры (рис. 9). Устанавливается зависимость силы тока от температуры в растворе медного купороса (рис. 10).

Внешний вид установки для определения силы тока от температуры

Рис. 9

Определение зависимости силы тока от температуры в растворе медного купороса

Рис. 10

3) Обобщаются результаты эксперимента: с увеличением температуры увеличивается сила тока в растворе медного купороса (табл. 5, рис. 11, рис. 12).

Таблица 5.
Установление зависимости между силой тока в электролите от его температуры

Номер опыта

Температура t, oС

Сила тока I, А

1

20,4

0,41

2

37,7

0,42

3

54,5

0,43

4

65,5

0,44

Графическая интерпретация зависимости силы тока в электролите от его температуры

Рис. 11

Зависимость силы тока в электролите от его температуры

а) сила тока при t = 20,4 oС

б) сила тока при t = 37,7 oС

в) сила тока при t = 54,5 oС

г) сила тока при t = 65,5 oС

Рис. 12

С увеличением температуры увеличивается сила тока в растворе медного купороса, так как с увеличением температуры уменьшается вязкость жидкости, увеличивается подвижность ионов и концентрация ионов.

Таким образом, факторами, влияющими на электропроводность электролитов, являются плотность электролита (концентрация ионов в растворе), природа электролита, температура. Выдвинутая гипотеза справедлива.

Полученные результаты подтверждают физические законы и теории.

Работа в выбранном направлении может быть продолжена изучением влияния материала электродов на количество и качество продуктов электролиза.

Достоинством опытов с использованием датчиков тока и температуры цифровой лаборатории Relab, является наглядность эксперимента, точность измерения и быстрота проведения анализа.

Использование данного подхода в изучении вопроса о протекании тока в электролитах, позволит повысить эффективность учебного процесса при изучении темы «Электрический ток в жидкостях» на уроках физики и химии в 10 классе.

Список использованной литературы

  1. Конькова А.В. Электропроводность растворов электролитов: практическое руководство. / А.В.Конькова. - Северск: Изд-во СТИ НИЯУ МИФИ, 2010. - 15 с.
  2. Практикум по физической химии: учебное пособие для вузов / под ред. И.В.Кудряшова. - М.: Высшая школа, 1986. - С. 269-273.
  3. Электрический ток в жидкостях https://vuzlit.ru/744887/elektricheskiy_tok_v_zhidkostyah.