«Кто зло делает - для себя,
кто добро делает - тоже для себя»
Абхазская пословица
Цели:
- рассмотреть содержание понятий: «мораль», «этика», «нравственность», выделить признаки данного понятия;
- обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.
Задачи урока:
- образовательные:
- рассмотреть содержание понятия "мораль", "моральный поступок", моральные нормы, этика, "золотое правило нравственности";
- принцип моральной автономии личности, гуманизм, моральные идеалы, нравственная культура личности;
- подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения;
- выяснить сходство и отличие морали и права.
- развивающие:
- развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали,
- продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы,
- работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу;
- умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни;
- формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.
- воспитывающие: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.
Основные понятия: "мораль", "моральный поступок", "золотое правило нравственности", этика, гуманизм, "нравственные ценности".
Оборудование: доска, учебник "Обществознание" 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова презентация к уроку, видеоролики «Два соседа и ведро яблок»,» Полная банка».
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
План урока:
- Организация урока.
- Постановка цели урока
- Что такое мораль?
- Мораль и право
- Добро и зло
- Что заставляет нас делать выбор в пользу добра
- Рефлексия.
Ход урока
Просмотр видеоролика притча «Ведро яблок» https://youtu.be/tUX1Hhhcls4
ПРИТЧА «ДВА СОСЕДА И ВЕДРО ЯБЛОК»
Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями - все хорошо, аккуратно. Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.
И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.
Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
Ребята, какое впечатление произвела на вас эта притча.
- Притча учит на мудрости и помогает понять как необходимо относиться к окружающим, даже если приходится сталкиваться с негативом, завистью.
Учитель: Есть замечательная абхазская пословица «Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя». Давайте определим цель нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить?
- О том как люди должны относиться друг к другу, о морали.
- Ребята, сформулируйте определение понятия "мораль"? Как вы понимаете понятие «мораль».
Ученики высказывают свои определения.
- Сравним с определением которое дается в учебнике на странице 115.
1. Мораль
Это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки человека.
Стержнем духовной жизни является мораль. Наука, которая изучает и анализирует состояние нравов является этика. Этика - это философская дисциплина, теория морали. Нра́вственность - моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.
Основой нравственности являются личностные качества, которые определяют моральный облик и индивидуальность человека, делают его внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни.
- Согласно историческому взгляду на происхождение морали, ее обычаи и традиции и нормы являются порождением своего времени, т.е. меняются. Ваша задача определить различия и найти общие черты.
4 группы
- 1 группа - анализируют период древности
- 2 группа - анализирует период средневековья
- 3 группа - анализирует период нового времени
- 4 группа - анализируют период новейшей истории
Каждой группе отводится 1-1,5 мин на защиту своей точки зрения, где учащиеся характеризуют подходы, принципы и нравственные идеалы морали в данный исторический период.
Учитель: Выслушав выступление учащихся мы приходим к выводу, что с изменением исторической ситуации меняется и само представление о морали и нравственности. В тоже время существует нечто общее - общечеловеские нравственные нормы. Приведите пример.
- «Золотое правило нравственности», принципы религиозных норм записанные в Библии, Коране. О чем они говорят? стр.117.
2. Мораль и право
Учитель: - Итак, чем мораль отличается от права.
- Давайте вспомним, что такое право?
(выводим на экран)
Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.
- Что объединяет понятия мораль и право, и что их отличает?
Ответы учащихся, составление таблицы.
Сходные признаки |
Отличительные признаки |
||
Мораль |
Право |
Мораль |
Право |
Задание:
- Когда впервые появляется мораль и когда право? (мораль - с появлением человеческого общества, право - с появлением государства)
- Что было раньше и почему?
- Что является общим, а в чем отличия
Выслушав точку зрения учеников учитель делает вывод: (выводим на экран)
Общим является:
Мораль и право:
- относится к социальным нормам;
- выступает мерой свободы в обществе;
- регулирует общественные отношения.
Отличия:
- Право возникает позже морали;
- Нормы морали добровольные а права обязательные;
- Мораль поддерживает общественные отношения;
- Право регулирует отношения, которые подконтрольны государству.
3. Добро и зло
Составить синквейн на 2 варианта
Прием «мозговой штурм».
- Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.
Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время. Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:
- Что вкладывается в понятие добра и зла
- 3 прилагательных
- 2 глагола
- 1 сущ.+1 прил. (простое предложение)
- 1 слово - главный ассоциат
Учащиеся зачитывают синквейн, формулируя понятия добро и зло.
4. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра
Работаем в группах с учебником стр. 118.
Учитель: Современный человек всегда имеет свободу выбора. Человек может выбрать правду, добро или наоборот. Главный мотив и судья -это совесть. Советь - внутренний регулятор поступков, а вот стыд и неловкость могут быть вызваны реакцией общества.
Обратимся к схеме на стр.118. Определим основные компоненты морали и приведем примеры.
5. Рефлексия
Игра «да» или «нет»
- Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).
- Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).
- Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).
- Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).
- Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).
- Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).
- Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).
- Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).
- Выполнение норм морали обязательно (нет).
Притча «ПОЛНАЯ БАНКА» https://youtu.be/LfcZAVjNO6Q
Как то раз, один профессор философии решил преподнести своим студентам наглядный пример. Стоя перед аудиторией, он поставил на стол трехлитровую стеклянную банку и наполнил её крупными камнями.
- Как вы думаете, полна ли банка? - спросил профессор у своих студентов.
- Да, полна, - ответили студенты.
После этого профессор достал пакет с сухим горохом, и высыпал в банку с камнями этот горошек. Из-за крупных размеров камней, которые находились в банке, горошек без труда проскочил в пространство между камнями заняв всё свободное место.
- Полна ли банка сейчас? - снова спросил профессор у аудитории.
- Да, банка полна, - ответили студенты.
Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал его в банку, в которой уже находились камни и горох. Профессор немного встряхнул банку и песок распределился во все щели между камнями и горохом, заняв всё свободное место.
- Полна ли банка? - в третий раз спросил профессор своих студентов.
- Да, и на этот раз банка полна, - хором ответили студенты.
Тогда из стола он вытащил бутылку пива и вылил его в трехлитровую банку, которая уже была наполнена камнями, горохом и песком. Пенясь, пиво размочило песок и до последней капли ушло в трехлитровую стеклянную банку. Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу чтобы вы поняли, банка - это ваша жизнь, - сказал профессор. Песок и вода, это мелочи и развлечения. Камни и горох, это учеба, работа, дом, семья и дети. Если вы сначала наполните банку песком и пивом, то не сможете вместить в неё камни и горох, что является большей ценностью в жизни человека.
Учитель: В заключение хочу сказать: прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной? Поэтому задумываться о своих поступках, любите людей как самого себя, любите самого себя.
Д/з: параграф 12, эссе стр.123 «Нравственность - это цветение истин». В.Гюго.