Урок обществознания в 10-м классе. Тема «Мораль»

Разделы: История и обществознание, Дополнительное образование

Класс: 10

Ключевые слова: мораль


«Кто зло делает - для себя,
кто добро делает - тоже для себя»

Абхазская пословица

Цели:

  • рассмотреть содержание понятий: «мораль», «этика», «нравственность», выделить признаки данного понятия;
  • обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.

Задачи урока:

  • образовательные:
    • рассмотреть содержание понятия "мораль", "моральный поступок", моральные нормы, этика, "золотое правило нравственности";
    • принцип моральной автономии личности, гуманизм, моральные идеалы, нравственная культура личности;
    • подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения;
    • выяснить сходство и отличие морали и права.
  • развивающие:
    • развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали,
    • продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы,
    • работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу;
    • умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни;
    • формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.
  • воспитывающие: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

Основные понятия: "мораль", "моральный поступок", "золотое правило нравственности", этика, гуманизм, "нравственные ценности".

Оборудование: доска, учебник "Обществознание" 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова презентация к уроку, видеоролики «Два соседа и ведро яблок»,» Полная банка».

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

План урока:

  1. Организация урока.
  2. Постановка цели урока
  3. Что такое мораль?
  4. Мораль и право
  5. Добро и зло
  6. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра
  7. Рефлексия.

Ход урока

Просмотр видеоролика притча «Ведро яблок» https://youtu.be/tUX1Hhhcls4

ПРИТЧА «ДВА СОСЕДА И ВЕДРО ЯБЛОК»

Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями - все хорошо, аккуратно. Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.

И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.

Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Ребята, какое впечатление произвела на вас эта притча.

- Притча учит на мудрости и помогает понять как необходимо относиться к окружающим, даже если приходится сталкиваться с негативом, завистью.

Учитель: Есть замечательная абхазская пословица «Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя». Давайте определим цель нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить?

- О том как люди должны относиться друг к другу, о морали.

- Ребята, сформулируйте определение понятия "мораль"? Как вы понимаете понятие «мораль».

Ученики высказывают свои определения.

- Сравним с определением которое дается в учебнике на странице 115.

1. Мораль

Это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки человека.

Стержнем духовной жизни является мораль. Наука, которая изучает и анализирует состояние нравов является этика. Этика - это философская дисциплина, теория морали. Нра́вственность - моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

Основой нравственности являются личностные качества, которые определяют моральный облик и индивидуальность человека, делают его внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни.

- Согласно историческому взгляду на происхождение морали, ее обычаи и традиции и нормы являются порождением своего времени, т.е. меняются. Ваша задача определить различия и найти общие черты.

4 группы

  • 1 группа - анализируют период древности
  • 2 группа - анализирует период средневековья
  • 3 группа - анализирует период нового времени
  • 4 группа - анализируют период новейшей истории

Каждой группе отводится 1-1,5 мин на защиту своей точки зрения, где учащиеся характеризуют подходы, принципы и нравственные идеалы морали в данный исторический период.

Учитель: Выслушав выступление учащихся мы приходим к выводу, что с изменением исторической ситуации меняется и само представление о морали и нравственности. В тоже время существует нечто общее - общечеловеские нравственные нормы. Приведите пример.

- «Золотое правило нравственности», принципы религиозных норм записанные в Библии, Коране. О чем они говорят? стр.117.

2. Мораль и право

Учитель: - Итак, чем мораль отличается от права.

- Давайте вспомним, что такое право?

(выводим на экран)

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

- Что объединяет понятия мораль и право, и что их отличает?

Ответы учащихся, составление таблицы.

Сходные признаки

Отличительные признаки

Мораль

Право

Мораль

Право

Задание:

  • Когда впервые появляется мораль и когда право? (мораль - с появлением человеческого общества, право - с появлением государства)
  • Что было раньше и почему?
  • Что является общим, а в чем отличия

Выслушав точку зрения учеников учитель делает вывод: (выводим на экран)

Общим является:

Мораль и право:

  • относится к социальным нормам;
  • выступает мерой свободы в обществе;
  • регулирует общественные отношения.

Отличия:

  • Право возникает позже морали;
  • Нормы морали добровольные а права обязательные;
  • Мораль поддерживает общественные отношения;
  • Право регулирует отношения, которые подконтрольны государству.

3. Добро и зло

Составить синквейн на 2 варианта

Прием «мозговой штурм».

- Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время. Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:

- Что вкладывается в понятие добра и зла

  • 3 прилагательных
  • 2 глагола
  • 1 сущ.+1 прил. (простое предложение)
  • 1 слово - главный ассоциат

Учащиеся зачитывают синквейн, формулируя понятия добро и зло.

4. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра

Работаем в группах с учебником стр. 118.

Учитель: Современный человек всегда имеет свободу выбора. Человек может выбрать правду, добро или наоборот. Главный мотив и судья -это совесть. Советь - внутренний регулятор поступков, а вот стыд и неловкость могут быть вызваны реакцией общества.

Обратимся к схеме на стр.118. Определим основные компоненты морали и приведем примеры.

5. Рефлексия

Игра «да» или «нет»

  1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).
  2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).
  3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).
  4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).
  5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).
  6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).
  7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).
  8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).
  9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

Притча «ПОЛНАЯ БАНКА» https://youtu.be/LfcZAVjNO6Q

Как то раз, один профессор философии решил преподнести своим студентам наглядный пример. Стоя перед аудиторией, он поставил на стол трехлитровую стеклянную банку и наполнил её крупными камнями.

- Как вы думаете, полна ли банка? - спросил профессор у своих студентов.

- Да, полна, - ответили студенты.

После этого профессор достал пакет с сухим горохом, и высыпал в банку с камнями этот горошек. Из-за крупных размеров камней, которые находились в банке, горошек без труда проскочил в пространство между камнями заняв всё свободное место.

- Полна ли банка сейчас? - снова спросил профессор у аудитории.

- Да, банка полна, - ответили студенты.

Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал его в банку, в которой уже находились камни и горох. Профессор немного встряхнул банку и песок распределился во все щели между камнями и горохом, заняв всё свободное место.

- Полна ли банка? - в третий раз спросил профессор своих студентов.

- Да, и на этот раз банка полна, - хором ответили студенты.

Тогда из стола он вытащил бутылку пива и вылил его в трехлитровую банку, которая уже была наполнена камнями, горохом и песком. Пенясь, пиво размочило песок и до последней капли ушло в трехлитровую стеклянную банку. Студенты смеялись.

- А сейчас я хочу чтобы вы поняли, банка - это ваша жизнь, - сказал профессор. Песок и вода, это мелочи и развлечения. Камни и горох, это учеба, работа, дом, семья и дети. Если вы сначала наполните банку песком и пивом, то не сможете вместить в неё камни и горох, что является большей ценностью в жизни человека.

Учитель: В заключение хочу сказать: прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной? Поэтому задумываться о своих поступках, любите людей как самого себя, любите самого себя.

Д/з: параграф 12, эссе стр.123 «Нравственность - это цветение истин». В.Гюго.