Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР (вариант 7.2)

Разделы: Инклюзивное образование

Класс: 8

Ключевые слова: ЗПР


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Адаптированная образовательная программа (АОП) обучающейся с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АОП обучающейся с задержкой психического развития разработана и утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №5» согласована с родителями обучающейся и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5» детей с ЗПР.

АОП обучающейся с задержкой психического развития (вариант 7.2) определяет содержание образования, планируемые результаты освоения учебных предметов и условия ее реализации.

Нормативно-правовую базу разработки АОП обучающегося с задержкой психического развития составляют:

Законы:

  • Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6 ст. 41).

Приказы

  • Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому". (Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.07.2016 N 42916).
  • ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
  • ФГОС общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599<;
  • Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016г., регистрационный № 40936).
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016г., регистрационный № 40937).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Постановление

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • «Положение об организации обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, и детей, нуждающихся в длительном лечении, на дому МБОУ «СОШ № 5»
  • •Устава МБОУ «СОШ № 5».

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования (вариант 7.2).

Основная цель реализации АРП ООО сформулирована в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Часть I. Основное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации)

Главной целью программы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.

Цели реализации АРОП ООО:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной);
  • формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

2.1.2. Задачи программы:

  • развитие умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • обеспечение образованности на уровне функциональной грамотности в основных предметных областях;
  • обеспечение приоритета здоровья учащихся в деятельности образовательного учреждения, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни;
  • компенсация трудностей в развитии, пробелов в знаниях;
  • дальнейшее развитие творческих способностей, познавательных навыков, навыков самообразования и самоконтроля;
  • историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
  • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, технологии и техники;
  • социальная и профессиональная адаптация учащихся.

Виды деятельности школьника:

  • индивидуальная и коллективная учебная деятельность;
  • проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта;
  • творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание;
  • спортивная деятельность

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности

  • научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
  • научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности,
  • выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности; научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
  • научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
    • Общая характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ (вариант 7.2)

Ребенку с ЗПР (вариант 7.2) предоставляется возможность обучаться в общеобразовательном 8 «А» классе МБОУ «СОШ № 5» в форме инклюзивного образования. В 8 «А» классе - 25 учащихся: из них 12 мальчиков и 13 девочек, из которых 2 ребёнка с ОВЗ (вариант 7.2). Общий интеллектуальный потенциал - средний, качество знаний - 44 %, уровень обученности - 100%, успевает по всем предметам на «отлично» -4 человека, на «хорошо» и «отлично» 10 человек, «посредственно» -11 человек. 100 % детей задействованы в системе внеурочной деятельности школы, и 80 % - в дополнительном образовании вне образовательного учреждения. На учете в КДН и ПДН, на внутри школьном учете - нет.

В классе формируются традиции, сплачивающие классный коллектив, развивающие положительные качества и индивидуальные компетенции.

2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающейся с ЗПР

Общие сведения о ребёнке:

  • Ф.И.О.:
  • Дата рождения:
  • Адрес проживания:
  • Контактный телефон:
  • Социальный статус семьи: семья полная, многодетная, 3 детей
  • Ф.И.О. мамы:
  • Ф.И.О. папы:

Психолого-педагогическая характеристика

Педагогическая характеристика

Общая характеристика деятельности ребенка в школе:
Настроение неустойчивое, легко меняется от незначительных причин. Не всегда сдержанная, часто свои мысли высказывает вслух, требуя, чтобы её выслушали. Свободная в общении, беспокойная на занятиях, требующая к себе особого внимания, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Присутствует стремление помощи окружающим, стремится принимать участие во всем. Доброжелательная, всех любит и постоянно об этом всем сообщает. Легко идет на контакт с незнакомыми людьми. С одноклассниками стала меньше конфликтовать, но иногда возникают столкновения. Одноклассники стараются не реагировать на поведение Дианы. Даже бывают ее защищают перед другими учащимися, следят за ее поведением на переменах, так как бывают частые случаи конфликтных ситуаций у Дианы с учащимися других классов. В этих конфликтных ситуациях часто бывает виновата сама Диана, так как провоцирует окружающих. В этом году Диана старается себя контролировать на уроках, не отвлекать учителя и детей, но часто отсутствует, отпрашивается с уроков, не имеет учебных принадлежностей. Быстрая утомляемость, поэтому прекращает выполнять задание и делает то, что ей захочется. Правила поведения на уроке старается соблюдать, но на перемене часто стала нарушать. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания недостаточно сформированы.
В ходе урока долго переключается с одного задания на другое. На уроке работает в замедленном темпе. Медленно усваивает все новое, лишь после многократного повторения. Обучаясь в 7 классе Диана не может самостоятельно записать домашнее задание в дневник, помогают одноклассники или учитель. Часто на уроках отсутствуют тетради, пишет на листочках, выписывает из упражнения только два-три слова, а потом сидит и рисует.
Уровень самостоятельности в учебной деятельности низкий - домашнее задание выполняет с помощью родителей.
Владеет навыками сложения и вычитания чисел в пределах 20, но при этом считает с помощью пальцев или линейки. Умножение и деление выполняет только с использованием таблицы умножения и при этом допускает ошибки. Действия с десятичными и обыкновенными дробями не понимает, даже при работе по образцу. Самостоятельно не может решать задачи. Выполнение заданий в классе сводится к переписыванию условия. Самостоятельные и контрольные работы не решает.
Диана читает медленно, по слогам, при чтении допускает ошибки, часто путает буквы по оптическому сходству; забывает, как читаются некоторые буквы. При чтении часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. Знаки препинания не соблюдает. Может начинать читать в любом месте страницы. Строку при чтении не удерживает самостоятельно. При чтении цепочкой не следит за чтением других учащихся. Постоянно отвлекается, листает учебник.
На вопросы отвечает односложно (1-2 слова), выкрикивая с места. Развёрнутый ответ дать не может, не умеет самостоятельно составлять рассказ, план рассказа, пересказать знакомый текст, озаглавить отрывок; характер трудностей ребенка - грамматическое построение фраз, построение смыслового плана текста, запоминание словесного материала.
Самостоятельно пересказать текст не может, но заучивание стихотворений получается. Домашние задания выполняет под руководством родителей.
Диана читает медленно, по слогам, при чтении допускает ошибки, часто путает буквы по оптическому сходству; забывает, как читаются некоторые буквы. При чтении часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. Знаки препинания не соблюдает. Может начинать читать в любом месте страницы. Строку при чтении не удерживает самостоятельно. При чтении цепочкой не следит за чтением других учащихся. Постоянно отвлекается, листает учебник.
На вопросы отвечает односложно (1-2 слова), выкрикивая с места. Развёрнутый ответ дать не может, не умеет самостоятельно составлять рассказ, план рассказа, пересказать знакомый текст, озаглавить отрывок; характер трудностей ребенка - грамматическое построение фраз, построение смыслового плана текста, запоминание словесного материала.
Самостоятельно пересказать текст не может, но заучивание стихотворений получается. Домашние задания выполняет под руководством родителей.
Диагностические мероприятия: беседа, тест Д.Векслера, методика «10 слов» А.Л.Лурия, речевой вариант пробы Хеда, пробы на динамическую координацию движений (КРЛ) М.Б.Эйдиновой, методика Тулуз-Пьерона.
Поведение в ситуации обследования.
Ведет себя свободно, визуальный контакт достаточный. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования стабильный. Задания выполняет с желанием. При выполнении заданий настойчивость не проявляет. Динамика деятельности равномерная, темп выполнения заданий умеренный. В процессе выполнения заданий часто отвлекается, разговаривает на отвлеченные темы. Активный словарный запас не достаточный, характеризуется неточностью употребления падежных окончаний, путает мужской и женский род (один ножка, чтобы был красиво, острый штука), неправильно ставит ударения в словах (голОва). Инструкцию воспринимает с первого раза.
Результаты обследования:
Лотеральный фенотип рука левая, ухо левое, глаз левый.
Пространственно-временные представления низкий уровень развития. Знает право-лево, место положение предметов относительно друг друга называет с ошибками. Количество дней в неделе называет неправильно (10 называет начинает с пятницы), в понятиях вчера-сегодня-завтра ориентируется частично (не смогла назвать какой сегодня день, но понимает что если сегодня пятница, то завтра будет суббота, а какой день был вчера не понимает) времена года называет. Зает число и месяц своего рождения, но год рождения не называет.
Речевой вариант пробы Хеда выполняет без ошибок.
Пробы на динамическую координацию движений (КРЛ) М.Б.Эйдиновой выполняет без ошибок.
Память - объем кратковременной памяти сниженный уровень, динамика запоминания 3-6-6-6 что свидетельствует о не устойчивости внимания, коэффициент долговременной памяти 60%, что соответствует сниженному уровню.
Тулуз-Пьерон определение свойств внимания.
На протяжении выполнения задания работает с постоянной опорой на образец, скорость выполнения задания умеренная, количество ошибок в первой строчке 1 далее идет увеличение ошибок до 5, затем снижение начиная с 7 строчки.
Скорость выполнения - соответствует среднему уровню (37.1)
Точность выполнения - соответствует среднему уровню (0.93)

Социопсихологическая адаптация ребенка: у девочки адекватное отражение окружающей действительности и функционирование собственного «я», общение с окружающими, способность к труду и обучению на низко-среднем уровне. Способность к самообслуживанию на среднем уровне. Присутствует изменчивость в поведении в зависимости от ситуации и поведения окружающих ребенка детей.
Физическое развитие и состояние здоровья:
Диана на момент обучения в 8 классе, имеет развитие значительно слабее. Речевое окружение в семье благоприятное; физическое развитие соответствует возрастным нормам. Физическое состояние ребенка соответствует возрастным нормам: состояние органов слуха - соответствует норме, состояние костно-мышечной системы соответствует норме. Переносимость физических нагрузок - соответствует норме.
Условия семейного воспитания:
Диана воспитывается в полной, многодетной семье, состоящей из 5 человек. Семья проживает в благоустроенной квартире, где созданы все условия для полноценного развития ребенка. Отношения в семье доброжелательные, спокойные. Психотравмирующие факторы в жизни девочки отсутствуют, ребенок социально адаптирован к школьной жизни.
Соответствие объема школьных знаний, умений требованиям программы:
Школьная (ЗПР, вариант 7.2) программа в классе дается девочке с огромным трудом. Учебные интересы не устойчивые. Самостоятельно выполнять простейшее задание не может, нужен постоянный контроль со стороны учителя. Часто отвлекается и отвлекает одноклассников. Не помнит, чем занимались на прошлом занятии. Временами путает буквы и цифры. Память, мышление, развитие речи и мелкой моторики - ниже возрастной нормы. Темп работы очень медленный, сопровождающийся постоянной отвлекаемостью. Диана плохо усваивает предметы литературы, русского языка, математики, географии, истории, биологии. Ей даже трудно даются такие предметы как технология, изобразительное искусство, музыка.
Математика: умеет складывать и вычитать числа в пределах 20 с помощью пальцев и линейки, но допускает ошибки. Умножение и деление выполняет только с таблицей и допускает ошибки. Действия с десятичными и обыкновенными дробями не понимает, даже при работе по образцу. Самостоятельно не может приступить к решению даже простых задач, представленных наглядно. Выполнение заданий в классе сводится к переписыванию условия, постоянно нуждается в педагогическом сопровождении. Самостоятельные и контрольные работы не решает.
Литература: Диана читает медленно, по слогам, при чтении допускает ошибки, часто путает буквы по оптическому сходству; забывает, как читаются некоторые буквы. При чтении часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. Знаки препинания не соблюдает. Может начинать читать в любом месте страницы. Строку при чтении не удерживает самостоятельно. При чтении цепочкой не следит за чтением других учащихся. Постоянно отвлекается, листает учебник.
На вопросы отвечает односложно (1-2 слова), выкрикивая с места. Развёрнутый ответ дать не может, не умеет самостоятельно составлять рассказ, план рассказа, пересказать знакомый текст, озаглавить отрывок; характер трудностей ребенка - грамматическое построение фраз, построение смыслового плана текста, запоминание словесного материала.
Самостоятельно пересказать текст не может, но заучивание стихотворений получается. Домашние задания выполняет под руководством родителей.
Русский язык:
При письме под диктовку часто допускает пропуски, перестановки, замены букв, слогов, отсутствует граница предложений, имена собственные пишет со строчной буквы, пропускает в словах гласные буквы, не дописывает слова, слитно пишет слова. Наблюдается замена или смешение графически сходных букв, а также орфографические, грамматические ошибки. С диктантами не справляется. При письме под диктовку допускает ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия, с несформированностью языкового анализа и синтеза.
У Дианы наблюдается замедленная скорость письма, необходимо дополнительно повторять предложения. При списывании допускает очень много ошибок, забывает ставить знаки препинания. Не усвоила графический образ некоторых букв, поэтому во время диктантов и списывания долго вспоминает, как пишется та или иная буква, чаще заглавная, поэтому необходима опора на наглядный материал.
Словарные слова запоминает с трудом. Навык самоконтроля развит слабо. Самостоятельные работы не выполняет, часто не понимает смысл задания, или не может запомнить инструкцию к заданию, приходится неоднократно прочитывать задание с помощью учителя, самостоятельно применить полученные знания не может, теоретический материал не усваивает.
Изложения и сочинения написать не может. Наблюдается низкий уровень запоминания текста. Излагать свои мысли при письме не может.
Во время совместной работы в классе участие в ходе урока не принимает, на вопросы не отвечает, упражнения механически списывает с доски, не вдумываясь в смысл задания, списывает по слогам, при необходимости выполнить разобранное упражнение самостоятельно, долго ищет его в учебнике, часто не понимает, что нужно сделать или не делает.
В ходе урока долго переключается с одного задания на другое. На уроке работает в замедленном темпе. Медленно усваивает все новое, лишь после многократного повторения. Обучаясь в 7 классе Диана не может самостоятельно записать домашнее задание в дневник, помогают одноклассники или учитель. Часто на уроках отсутствуют тетради, пишет на листочках, выписывает из упражнения только два -три слова, а потом сидит и рисует.
Уровень самостоятельности в учебной деятельности низкий - домашнее задание выполняет с помощью родителей.
С программой не справляется.
Вывод: Диана испытывает стойкие трудности в усвоении адаптированной программы, учебные умения и навыки сформированы на низком уровне. Мотивация присутствует, у Дианы есть желание учиться, но по силе своих возможностей не получается. Во избежание формирования негативного отношения к учёбе и школе, считаю необходимым создать для обучающейся более благоприятные условия для дальнейшего обучения и развития и особый образовательный маршрут.
Характеристика обучаемости: плохо усваивает новые понятия, часто не может понять смысла задания. Восприятие и осмысление нового учебного материала замедленное. Требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опоры на наглядный материал. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы слабо. Письменную инструкцию к заданию не воспринимает, нуждается в устном, порой неоднократном объяснении задания учителем. Работы в тетрадях выполняет в большей части под контролем учителя. Самостоятельно применять изученный материал на уроке не может. Классные работы в тетрадях в основном выполняются небрежно, не всегда в полном объёме. На уроках постоянно требуется помощь и контроль со стороны учителя.
Характеристика поведенческих нарушений: Самостоятельно контролировать свое поведение не может. На уроках отвлекается, может качаться на стуле или лежит на парте, выкрикивает с места.
Особые проблемы-дисфункции: двигательно-расторможена, неусидчива, постоянно отвлекается, нарушена мелкая моторика, очень плохой почерк; не соблюдает строку, не может выделять звуки в словах, смешивает сходные звуки, пропускает буквы.
Эмоциональное состояние ребенка: Настроение неустойчивое, легко меняется от незначительных причин. Не всегда сдержанная, часто свои мысли высказывает вслух, требуя, чтобы её выслушали. Свободная в общении, беспокойная на занятиях, требующая к себе особого внимания, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Присутствует стремление помощи окружающим, стремится принимать участие во всем. Доброжелательная, всех любит и постоянно об этом всем сообщает. Легко идет на контакт с незнакомыми людьми. С одноклассниками стала меньше конфликтовать, но иногда возникают столкновения. Одноклассники стараются не реагировать на поведение Дианы. Даже бывают ее защищают перед другими учащимися, следят за ее поведением на переменах, так как бывают частые случаи конфликтных ситуаций у Дианы с учащимися других классов. В этих конфликтных ситуациях часто бывает виновата сама Диана, так как провоцирует окружающих. В этом году Диана старается себя контролировать на уроках, не отвлекать учителя и детей, но часто отсутствует, отпрашивается с уроков, не имеет учебных принадлежностей. Быстрая утомляемость, поэтому прекращает выполнять задание и делает то, что ей захочется. Правила поведения на уроке старается соблюдать, но на перемене часто стала нарушать. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания недостаточно сформированы.
Предположительный вывод учителя: обеспечить помощь в условиях класса, работать с психологом, логопедом.

2.4. Общая характеристика АОП

Адаптированная общеобразовательная программа обучающейся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вариант 7.2 предполагает, что обучающаяся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АОП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающейся с ЗПР с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АОП ООО, условиям ее реализации и результатам освоения.

АОП ООО обучающейся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.

Реализация АОП ООО (вариант 7.2) предполагает, что обучающаяся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки (составляющие 5 лет), с обязательным введением первого дополнительного класса, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.

Неспособность обучающейся с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АОП ООО не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения варианта 7.2 АОП ООО, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающейся с ЗПР содержания АОП ООО специалисты, осуществляющие её психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы.

Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АОП ООО (вариант 7.2) в целом сохраняется в его традиционном виде. При этом, обучающаяся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне основного общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом, что не является основанием для смены варианта АООП ООО обучающихся с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.

2.5. Особые образовательные потребности

Обучающиеся с задержкой психического развития - это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»). В соответствии с рекомендациями ПМПК обучающаяся не нуждается в обеспечении архитектурной доступности, в специальных ТСО, учебниках и учебных пособиях, в услугах тьютора.

Для обучающейся с ЗПР (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • Гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • Упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающейся с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • Наглядно-действенный характер содержания образования;
  • Развитие познавательной деятельности обучающейся как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
  • Обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающейся, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • Постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • Специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • Постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • Комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • Специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • Развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
  • Обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Учебный план основного общего образования для обучающейся на 2023-2024 учебный год

МБОУ «СОШ №5» реализуется образовательная услуга инклюзивного образования для детей с ОВЗ

Сетка учебного плана 8 классов уровня основного общего образования МБОУ «СОШ № 5» по ФГОС и ФОП
Вариант 2

Классы

Учебные предметы, курсы

Количество часов в неделю

Всего

Обязательная часть

Русский язык

3

3

3

3

12

Литература

2

2

2

2

8

Иностранный язык (английский)

3

3

3

3

12

Алгебра

3

3

3

3

12

Геометрия

2

2

2

2

8

Вероятность и статистика

1

1

1

1

4

Информатика

1

1

1

1

4

История

2

2

2

2

8

Обществознание

1

1

1

1

4

География

2

2

2

2

8

Биология

2

2

2

2

8

Физика

2

2

2

2

8

Химия

2

2

2

2

8

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

3

3

3

3

12

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

4

Основы духовно-нравственной культуры народов России

ОДНКНР изучается в рамках предмета обществознание, литература

Итого:

32

32

32

32

128

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Родной язык (русский)

1

1

1

1

4

Предпринимательская деятельность

1

1

1

1

4

ЭК «Формирование навыков функциональной грамотности»

1

1

1

1

4

ЭК «Школа общения» (Основы психологии и педагогики)

1

1

2

ЭК «В мире языка» (лингвистическая/краеведческая направленность)

1

1

«Курс по программированию»

1

1

Итого:

4

4

4

4

16

Максимально допустимая недельная нагрузка

36

36

36

36

144

*Часы на родной язык и литературное чтение на родном языке взяты из части, формируемой участника образовательных отношений.

Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия), направленными на коррекцию дефекта и формирования навыков адаптации в современных жизненных условиях.

См. продолжение Программы