1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная образовательная программа (АОП) обучающейся с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП обучающейся с задержкой психического развития разработана и утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №5» согласована с родителями обучающейся и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5» детей с ЗПР.
АОП обучающейся с задержкой психического развития (вариант 7.2) определяет содержание образования, планируемые результаты освоения учебных предметов и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АОП обучающегося с задержкой психического развития составляют:
Законы:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6 ст. 41).
Приказы
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому". (Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.07.2016 N 42916).
- ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- ФГОС общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599<;
- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016г., регистрационный № 40936).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016г., регистрационный № 40937).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Постановление
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- «Положение об организации обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, и детей, нуждающихся в длительном лечении, на дому МБОУ «СОШ № 5»
- •Устава МБОУ «СОШ № 5».
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования (вариант 7.2).
Основная цель реализации АРП ООО сформулирована в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Часть I. Основное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации)
Главной целью программы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.
Цели реализации АРОП ООО:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной);
- формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
- дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
2.1.2. Задачи программы:
- развитие умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- обеспечение образованности на уровне функциональной грамотности в основных предметных областях;
- обеспечение приоритета здоровья учащихся в деятельности образовательного учреждения, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни;
- компенсация трудностей в развитии, пробелов в знаниях;
- дальнейшее развитие творческих способностей, познавательных навыков, навыков самообразования и самоконтроля;
- историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, технологии и техники;
- социальная и профессиональная адаптация учащихся.
Виды деятельности школьника:
- индивидуальная и коллективная учебная деятельность;
- проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта;
- творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание;
- спортивная деятельность
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
- научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
- научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности,
- выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности; научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
- научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
-
Общая характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ (вариант 7.2)
Ребенку с ЗПР (вариант 7.2) предоставляется возможность обучаться в общеобразовательном 8 «А» классе МБОУ «СОШ № 5» в форме инклюзивного образования. В 8 «А» классе - 25 учащихся: из них 12 мальчиков и 13 девочек, из которых 2 ребёнка с ОВЗ (вариант 7.2). Общий интеллектуальный потенциал - средний, качество знаний - 44 %, уровень обученности - 100%, успевает по всем предметам на «отлично» -4 человека, на «хорошо» и «отлично» 10 человек, «посредственно» -11 человек. 100 % детей задействованы в системе внеурочной деятельности школы, и 80 % - в дополнительном образовании вне образовательного учреждения. На учете в КДН и ПДН, на внутри школьном учете - нет.
В классе формируются традиции, сплачивающие классный коллектив, развивающие положительные качества и индивидуальные компетенции.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающейся с ЗПР
Общие сведения о ребёнке:
- Ф.И.О.:
- Дата рождения:
- Адрес проживания:
- Контактный телефон:
- Социальный статус семьи: семья полная, многодетная, 3 детей
- Ф.И.О. мамы:
- Ф.И.О. папы:
Психолого-педагогическая характеристика |
Педагогическая характеристика |
Общая характеристика деятельности ребенка в школе:
|
Социопсихологическая адаптация ребенка: у девочки адекватное отражение окружающей действительности и функционирование собственного «я», общение с окружающими, способность к труду и обучению на низко-среднем уровне. Способность к самообслуживанию на среднем уровне. Присутствует изменчивость в поведении в зависимости от ситуации и поведения окружающих ребенка детей.
|
2.4. Общая характеристика АОП
Адаптированная общеобразовательная программа обучающейся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающаяся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АОП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающейся с ЗПР с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АОП ООО, условиям ее реализации и результатам освоения.
АОП ООО обучающейся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
Реализация АОП ООО (вариант 7.2) предполагает, что обучающаяся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки (составляющие 5 лет), с обязательным введением первого дополнительного класса, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
Неспособность обучающейся с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АОП ООО не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения варианта 7.2 АОП ООО, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающейся с ЗПР содержания АОП ООО специалисты, осуществляющие её психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АОП ООО (вариант 7.2) в целом сохраняется в его традиционном виде. При этом, обучающаяся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне основного общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом, что не является основанием для смены варианта АООП ООО обучающихся с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
2.5. Особые образовательные потребности
Обучающиеся с задержкой психического развития - это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»). В соответствии с рекомендациями ПМПК обучающаяся не нуждается в обеспечении архитектурной доступности, в специальных ТСО, учебниках и учебных пособиях, в услугах тьютора.
Для обучающейся с ЗПР (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
- Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- Гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- Упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающейся с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- Наглядно-действенный характер содержания образования;
- Развитие познавательной деятельности обучающейся как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
- Обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающейся, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- Постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- Специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- Постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- Комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- Специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- Развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- Обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Учебный план основного общего образования для обучающейся на 2023-2024 учебный год
МБОУ «СОШ №5» реализуется образовательная услуга инклюзивного образования для детей с ОВЗ
Сетка учебного плана 8 классов уровня основного общего образования МБОУ «СОШ № 5» по ФГОС и ФОП
|
|||||||||||
Классы Учебные предметы, курсы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||||||||
8А |
8Б |
8В |
8Г |
||||||||
Обязательная часть |
|||||||||||
Русский язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
||||||
Литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||||||
Иностранный язык (английский) |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
||||||
Алгебра |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
||||||
Геометрия |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||||||
Вероятность и статистика |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||||
Информатика |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||||
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||||||
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||||
География |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||||||
Биология |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||||||
Физика |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||||||
Химия |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||||||
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||||
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||||
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
||||||
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||||
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
ОДНКНР изучается в рамках предмета обществознание, литература |
||||||||||
Итого: |
32 |
32 |
32 |
32 |
128 |
||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|||||||||||
Родной язык (русский) |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||||
Предпринимательская деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||||
ЭК «Формирование навыков функциональной грамотности» |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||||
ЭК «Школа общения» (Основы психологии и педагогики) |
1 |
1 |
2 |
||||||||
ЭК «В мире языка» (лингвистическая/краеведческая направленность) |
1 |
1 |
|||||||||
«Курс по программированию» |
1 |
1 |
|||||||||
Итого: |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка |
36 |
36 |
36 |
36 |
144 |
*Часы на родной язык и литературное чтение на родном языке взяты из части, формируемой участника образовательных отношений.
Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия), направленными на коррекцию дефекта и формирования навыков адаптации в современных жизненных условиях.