Пояснительная записка
Наша малая родина Иркутский район, п.Дзержинск… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем.
Актуальность программы заключается в том, что недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Иркутского края в начальной школе;
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Иркутского района и области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край. Содержание программы соответствует внеурочной деятельности, реализуемой в воспитательной работе и рассчитана на 2,3,4 классы начальной школы. 10 часов в год (30 часов за 3 года).
Задачи:
Воспитательные:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника; сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности; воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Иркутской области;
- приобщить учеников к богатой культуре Иркутской области.
Образовательные:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Иркутской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
Форма организации занятии - индивидуально-групповая:
- Беседы;
- Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев;
- Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 2-4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
- «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
- Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу); Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
- Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
- Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В результате обучения по программе «Край родной, навек любимый…» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Иркутской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Иркутского края;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику Иркутского района;
- описывать достопримечательности Иркутской района;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т.д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Иркутской области и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город; устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по программе «Край родной, навек любимый…» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Иркутской области, контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями Иркутских писателей (повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Программа внеурочной деятельности «Край родной, навек любимый…» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов.
Отслеживание результатов.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов; создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
Содержание программы «Край родной, навек любимый…» и примерное тематическое планирование
2 класс
Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».
№ раздела |
Название раздела |
Всего часов |
1. |
Моя маленькая Родина |
2 |
2. |
Наш город |
3 |
3. |
Наш край |
2 |
4. |
Люди нашего края |
2 |
5. |
Итоговое занятие |
1 |
|
итого |
10 |
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Программа второго года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Иркутской области, о богатстве растительного и животного мира.
№ урока в теме |
Тема занятия |
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
|
Моя маленькая родина (2ч) |
|
1. |
Моя школа - мой дом |
Рассказ-экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения |
2. |
Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.
|
Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)
|
3 |
Где мы живем (Россия, город Иркутск) Имя моего города
|
Виртуальная экскурсия по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой.Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Иркутска. Работа в парах. |
4. |
Конкурс рисунков «Наш город»
|
Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса |
5. |
Географическое положение Иркутского района. Наш край на карте России
|
Беседа. Сформировать представление о территории края, городах и поселках. Практическая работа: Иркутский район на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте.
|
6. |
Символика Иркутского края
|
Практическая работа: раскрашивание герба Иркутского края. Работа в парах.
|
5. |
Богатства нашей земли. |
Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. |
7. |
Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие
|
|
8 |
Животный мир. Животный мир Иркутского края. Разнообразие животного мира
|
Беседа: животные, обитающие на территории Иркутского края.
|
|
Люди нашего края (4ч) |
|
9 |
Люди, прославившие Иркутский край. (Герои - земляки) |
Знакомство с людьми прославивших наш край. |
|
Резервные занятия (1ч) |
|
10 |
Мы хотим Вам рассказать… |
Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление. |
3 класс
Программа третьего класса содержит три раздела: «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».
№ |
Название раздела |
Всего часов |
1. |
Наш город |
3 |
2. |
Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир) |
3 |
3. |
Люди нашего края |
3 |
4. |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
10 |
Программа третьего года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о родном крае и его столице. Дети продолжают знакомиться с символикой края, города, с этапами становления города Иркутска, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром родного края. Во третьем классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашей области.
№ урока в теме |
Тема занятия |
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
|
Наш город (3ч) |
|
1 |
Иркутск - столица Сибири.
|
Экскурсия в исторический центр г.Иркутска: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Спасская церковь, Богоявленский собор, Московские ворота, памятники: первому учителю, Якову Похабову. Мемориальный комплекс воинов Вов, памятник А.П.Белобородову |
2. |
Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу |
Виртуальная экскурсия. Практическая работа: картинные описания - устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города. |
3 |
Знакомство с библиотекой им. Геннадия Супрунова |
Экскурсия в библиотеку |
|
Наш край (3ч) |
|
4. |
Географическое положение Иркутского края. Наш
|
Фронтальная беседа об истории своего края, символах области. Сформировать представление о территории края, географических объектах
|
5. |
Ирутская Земля в древности
|
Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить
|
6. |
Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества |
Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр. |
7. |
Экскурсия в музей ГИБДД |
Рассказ экскурсовода о ПДД |
8 |
Водные ресурсы. Реки Иркутского края на карте России.
|
Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера
|
9. |
Водные ресурсы. Озеро Байкал |
Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озера Байкал |
10. |
Игра-викторина «Это было интересно» |
Викторина «Страницы истории родного края» |
4 класс
Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наш край», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».
№
|
Название раздела |
Всего часов |
1. |
Наш город |
3 |
2. |
Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). |
2 |
3. |
Путешествие в глубь веков |
2 |
4. |
Люди нашего края |
2 |
5. |
Итоговые занятия |
1 |
|
Итого |
10 |
Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в четвертом классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края - поэтов, писателей, художников. Главная цель - расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашего края.
№ урока в
теме |
Тема занятия |
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
|
Наш город (2ч) |
|
1. |
Иркутск театральный |
Виртуальная экскурсия: ТЮЗ, Музыкальный театр им. Загурского, Театр кукол Аистенок, драмтеаатр им. Охлопкова, театр народной драммы. |
2. |
Выход в ТЮЗ |
Просмотр спектакля |
3. |
Золотые купола |
Экскурсия в Свято-Покровский храм |
|
Наш край (2ч) |
|
4. |
Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми |
Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых |
5. |
Экскурсия в минералогический музей ИРНИТУ. Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Нефтяная промышленность |
Рассказ экскурсовода |
|
Путешествие вглубь веков (6ч) |
|
6. |
Палеонтологические находки на территории Иркутского края |
Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему «Палеонтологические находки на территории Иркутского края» |
7. |
Рисунки в пещерах, на скалах |
Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков в пещерах, на скалах. |
|
Люди нашего края (6ч) |
|
8. |
Первые исследователи земли Иркутской. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие |
Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первых исследователях земли Иркутской. |
9 |
Иркутяне в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу) |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
10. |
Экскурсия в краеведческий музей |
Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание |