Рабочая программа "Край родной, навек любимый"

Разделы: Краеведение

Классы: 2, 3, 4


Пояснительная записка

Наша малая родина Иркутский район, п.Дзержинск… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем.

Актуальность программы заключается в том, что недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Иркутского края в начальной школе;

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Иркутского района и области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край. Содержание программы соответствует внеурочной деятельности, реализуемой в воспитательной работе и рассчитана на 2,3,4 классы начальной школы. 10 часов в год (30 часов за 3 года).

Задачи:

Воспитательные:

  • содействовать гармоничному развитию личности школьника; сформировать самостоятельность и деловые качества;
  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности; воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Иркутской области;
  • приобщить учеников к богатой культуре Иркутской области.

Образовательные:

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители в историко-культурное наследие региона;
  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  • привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  • научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Иркутской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

Форма организации занятии - индивидуально-групповая:

  • Беседы;
  • Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев;
  • Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 2-4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
  • «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу); Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В результате обучения по программе «Край родной, навек любимый…» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Иркутской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Иркутского края;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику Иркутского района;
  • описывать достопримечательности Иркутской района;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т.д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Иркутской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город; устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по программе «Край родной, навек любимый…» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Иркутской области, контурные карты.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями Иркутских писателей (повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Программа внеурочной деятельности «Край родной, навек любимый…» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов.

Отслеживание результатов.

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов; создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.

Содержание программы «Край родной, навек любимый…» и примерное тематическое планирование

2 класс

Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».

№ раздела

Название раздела

Всего часов

1.

Моя маленькая Родина

2

2.

Наш город

3

3.

Наш край

2

4.

Люди нашего края

2

5.

Итоговое занятие

1

итого

10

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Программа второго года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Иркутской области, о богатстве растительного и животного мира.

№ урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Моя маленькая родина (2ч)

1.

Моя школа - мой дом

Рассказ-экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения

2.

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.
Мой район. Наш город (2ч)

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)
Дать представления об истории названий улиц нашего района. Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

3

Где мы живем (Россия, город Иркутск) Имя моего города
Символы нашего города

Виртуальная экскурсия по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой.Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Иркутска. Работа в парах.

4.

Конкурс рисунков «Наш город»
Наш край(2 ч)

Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса

5.

Географическое положение Иркутского района. Наш край на карте России
История возникновения Иркутского края

Беседа. Сформировать представление о территории края, городах и поселках. Практическая работа: Иркутский район на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте.
Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашего края (на усмотрение учителя) Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
Сформировать представление об истории возникновения Иркутского края Работа в парах: вопросы по содержанию

6.

Символика Иркутского края
Коренные жители нашего края

Практическая работа: раскрашивание герба Иркутского края. Работа в парах.
Беседа: первичное представление о коренных жителях нашего края. Познакомить с национальным составом населения.

5.

Богатства нашей земли.

Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.

7.

Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие
растений Экскурсия в Ушаковскую рощу. Наблюденя за растениями и птицами. Сбор мусора.

8

Животный мир. Животный мир Иркутского края. Разнообразие животного мира
Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера

Беседа: животные, обитающие на территории Иркутского края.
Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах.

Люди нашего края (4ч)

9

Люди, прославившие Иркутский край. (Герои - земляки)

Знакомство с людьми прославивших наш край.

Резервные занятия (1ч)

10

Мы хотим Вам рассказать…

Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление.

3 класс

Программа третьего класса содержит три раздела: «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

1.

Наш город

3

2.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир)

3

3.

Люди нашего края

3

4.

Итоговое занятие

1

Итого

10

Программа третьего года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о родном крае и его столице. Дети продолжают знакомиться с символикой края, города, с этапами становления города Иркутска, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром родного края. Во третьем классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашей области.

№ урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Наш город (3ч)

1

Иркутск - столица Сибири.
Из истории образования города
Главные исторические и культурные памятники
Достопримечательности нашего города

Экскурсия в исторический центр г.Иркутска: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Спасская церковь, Богоявленский собор, Московские ворота, памятники: первому учителю, Якову Похабову. Мемориальный комплекс воинов Вов, памятник А.П.Белобородову

2.

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу

Виртуальная экскурсия. Практическая работа: картинные описания - устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.

3

Знакомство с библиотекой им. Геннадия Супрунова

Экскурсия в библиотеку

Наш край (3ч)

4.

Географическое положение Иркутского края. Наш
край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)

Фронтальная беседа об истории своего края, символах области. Сформировать представление о территории края, географических объектах
Практическая работа с контурной картой: обозначить Иркутск на карте России.

5.

Ирутская Земля в древности
Национальный состав Иркутского края.

Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить
Иркутскую землю в древности и до наших дней.
Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

6.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

7.

Экскурсия в музей ГИБДД

Рассказ экскурсовода о ПДД

8

Водные ресурсы. Реки Иркутского края на карте России.
Водные ресурсы. Реки Иркутского края. Откуда берут начало и где заканчиваются

Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера
Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов.

9.

Водные ресурсы. Озеро Байкал

Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озера Байкал

10.

Игра-викторина «Это было интересно»

Викторина «Страницы истории родного края»

4 класс

Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наш край», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

1.

Наш город

3

2.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

2

3.

Путешествие в глубь веков

2

4.

Люди нашего края

2

5.

Итоговые занятия

1

Итого

10

Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в четвертом классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края - поэтов, писателей, художников. Главная цель - расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашего края.

№ урока в
теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Наш город (2ч)

1.

Иркутск театральный

Виртуальная экскурсия: ТЮЗ, Музыкальный театр им. Загурского, Театр кукол Аистенок, драмтеаатр им. Охлопкова, театр народной драммы.

2.

Выход в ТЮЗ

Просмотр спектакля

3.

Золотые купола

Экскурсия в Свято-Покровский храм

Наш край (2ч)

4.

Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми

Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых

5.

Экскурсия в минералогический музей ИРНИТУ. Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Нефтяная промышленность

Рассказ экскурсовода

Путешествие вглубь веков (6ч)

6.

Палеонтологические находки на территории Иркутского края

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему «Палеонтологические находки на территории Иркутского края»

7.

Рисунки в пещерах, на скалах

Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков в пещерах, на скалах.

Люди нашего края (6ч)

8.

Первые исследователи земли Иркутской. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первых исследователях земли Иркутской.

9

Иркутяне в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

10.

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание