Театрализованная игра как средство актуализации эмоционального фона дошкольников во временном коллективе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: театрализованная игра


Эмоциональное развитие дошкольного возраста -одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка.
Л.С. Выготский

Одним из важнейших направлений профессиональной деятельности современного педагога является актуализация эмоционального фона детей через приобщение к театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Занятия театрализованной деятельностью помогают детям адаптироваться в окружающем мире и решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, а также с развитием коммуникативных качеств.

Театр - один из самых демократичных видов искусства для детей. В процессе работы над образом происходит становление личности ребенка, усваиваются социальные нормы поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, развивает способность осознавать и выражать собственное эмоциональное состояние и умение понимать чувства и настроения окружающих. Театрализованная деятельность позволяет решить актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру, что очень важно при формировании временного детского коллектива.

Театрализованная деятельность не только влияет на эмоциональную сферу ребенка, развивая его эмоционально, но и способствует преодолению негативных эмоциональных состояний. Театрализованная игра является одним из наиболее эффективных методов коррекции эмоциональной сферы дошкольников.

Развитие коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности, актуализация эмоционального состояния детей играют большую роль в создании комфортной эмоциональной среды в процессе адаптации детей во временном коллективе. Для этого на занятиях с детьми используются:

Игровые упражнения и этюды на повышение психологического статуса каждого ребенка и сплочение детского коллектива

«Дарим добро»

Дети сидят в кругу. Каждый говорит соседу справа добрые слова, либо доброе пожелание или гладит по голове.

«Какое у тебя настроение?»

Дети стоят в кругу. Каждый ребенок, когда подходит его очередь, называет свое имя и одновременно показывает движение, соответствующее его сегодняшнему настроению.

Этюды на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов

«Заколдованный ребенок»

Ребенка заколдовали. Он не может говорить.

На вопросы отвечает жестами.

Указательным пальцем он показывает различные предметы и направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

«Изобразить вкус яблока»

Взрослый показывает муляж яблока. Дети рассматривают, трогают, передавая друг другу, затем проводится игра.

Дети, имитируя то, как они кусают яблоко, изображают мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Показывают по очереди, остальные отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т.д.)

Упражнение Пантомима «Лесная полянка»

Одни дети показывают пантомимические загадки. Другие - отгадывают их:

    переваливается медведь;
  • шагает цапля;
  • прыгает лягушка;
  • крадется лиса;
  • скачет заяц;
  • прошмыгнула мышка;
  • бежит голодный волк.

Этюд "Фокус"

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд "Соленый чай"

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Этюд "Кот Васька"

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Этюд «Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».

Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котенок».
Выразительные движения: шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.

Игра со скороговоркой - знакомят детей со скороговорками, развивает эмоциональную сферу, психические свойства личности.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

Произносите текст четко и выразительно, используя следующие игровые приемы:

  1. «Бычок маленький - бычок большой»: предложить детям гладить воображаемого маленького бычка. Гладить большого бычка - произносить текст низким голосом.
  2. «Упрямый бычок»:

Тянуть бычка за воображаемую веревку, подтягивая все ближе и ближе к себе, произнося текст, с просьбой в голосе.

Этюды на развитие диапазона голоса и выразительности речи

«Самолет»

Белокрылый мощный «Ту»
Набирает высоту,
(выше) Он летит все выше, выше...
(выше) Превратились в точки крыши...
(еще выше) Вот уже он выше туч...
(еще выше) А теперь - меж облаками...
(выше) Вдруг ударил солнца луч!
Голубой простор над нами,
(выше) Выше, выше мчится «Ту»,
(еще выше) Покоряя высоту...

Шуточная инсценировка «Лошадь»

Участвуют двое детей. Один рассказчик, другой - изображая лошадь, все время произносит «И-го-го!», но с разной интонацией.

1-й: Очень простое животное - лошадь.

2-й: И-го-го! («Да!»)

1-й: Лошадь за стол никогда не садится.

2-й: И- го- го! (Покачивая головой - «нет»)

1-й: Лошадь в постель никогда не ложится!

2-й: И-го-го! (отрицательно вертя головой - «нет»)

1-й: С виду мила, и характер хороший.

2-й: И-го-го! («А как же?»)

1-й: Лошадь - животное очень хорошее!

2-й: И-го-го! («Да!»)

Психогимнастика направлена на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы. Психогимнастические упражнения и этюды развивают у детей умение распознавать эмоции других людей, способствуют созданию доброжелательных, доверительных отношений друг с другом.

Этюд "В лесу"

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого.

Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (внимание) Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это медведь? (страх)

Но …тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (радость)

Этюд «В магазине зеркал»

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Этюд «Три характера»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Дети слушают 3 музыкальные пьесы Д.Б.Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Резвушка». Вместе с педагогом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением резвушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, все остальные догадываются, кто из них, кто.

Ролевая гимнастика

«Лев охотится, лев отдыхает»

Звучит фонограмма (К.Сен-Санс «Карнавал животных», «Королевский марш льва»).

Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту), лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень), громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть. Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты) Затем звучит спокойная тихая музыка (Колыбельная без слов).

«Львы засыпают».

Цель: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность выразить себя.

Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению.

«Маленькое привидение»

Терапевтическая игра.

Цель: научить выплескивать гнев в приемлемой форме

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки,пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля»)

В конце игры «привидения» превращаются в детей.

«Зимняя сказка»

Музыкальное моделирование

  1. Переживание своего эмоционального состояния: «Наступилазима. На улице колкий трескучий мороз. Злющий-презлющий!» (Шуман «Дед Мороз»)
  2. Формирования состояния покоя, защищенности: «С ночногонеба
  3. летят легкие снежинки. Они искрятся в светефонаря.» (Дебюсси «Снег танцует»)
  4. Становление конечного эмоционального состояния: «Закружила метель в нежном вальсе» (Свиридов «Вальс» из к/ф «Метель»)

«Весна пришла»

Музыкальное моделирование

  1. Переживание своего эмоционального состояния: «Наступила долгожданная весна. Пригрело теплое солнышко. На реке начался ледоход. Огромные льдины движутся по воде, с шумом и треском налетают друг на друга, ломаются, кружатся в водовороте». (Шуман «Порыв»)
  2. Формирование состояния покоя, защищенности: «Солнечный теплый луч заглянул на заснеженную лесную поляну, растопил сугроб и обогрел первый весенний цветок - подснежник». (Чайковский «Апрель. Подснежник»)
  3. Становление конечного эмоционального состояния: «Из дальних стран вернулись в родные края перелетные птицы и запели свои самые веселые песни». (Вивальди «Весна»)

Принимая участие в совместной театрализованной деятельности, дети раскрывают в себе новые таланты, учатся создавать творческую группу, подчиняться правилам группы, взаимодействовать с другими членами коллектива.

Сочетая возможности нескольких видов искусства - музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

В процессе применения на занятиях по музыкотерапии театрализованных игр, дети активнее проявляют себя в эмоциональной сфере, у них развивается эмоциональная отзывчивость, способность к состраданию, сочувствию, сопереживанию, они лучше понимают друг друга и взрослых.

Список использованной литературы

  1. М.И.Чистякова «Психогимнастика» / Под редакцией М.И.Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  2. А.И.Буренина «Театр всевозможного. От игры до спектакля». Учебно-методическое. пособие, СПб- 2002.
  3. М.И.Родина - А.И.Буренина «Кукляндия». Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПб-2008.
  4. Т.С.Григорьева Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет, Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2012.
  5. И.В.Бодраченко «Игровые досуги для детей». - М.: ТЦ Сфера, 2011.
  6. Е.А.Антипина «Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным переложением». - М.: ТЦ Сфера, 2010.