Пояснительная записка
В колледже им. И.И.Ползунова я работаю на отделении информационных технологий, поэтому мне показалось важным уделить пристальное внимание теме «Виды сопротивлений в цепи переменного тока», которая изучается в блоке «Электромагнитные колебания и волны раздела «Электродинамика».
XXI век называют веком информационной цивилизации, становится важным умение защищать информацию. Информация передаётся с помощью сигналов определённой частоты. Используя конденсатор и катушку можно построить электрические фильтры разного назначения, пропускающие определённый набор частот. Так устроены «глушилки».
Курс физики построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на формирование научного мышления от абстрактного к конкретному. Цель изучения курса физики - выработка компетенций:
- общеобразовательных (ОК);
- предметно-ориентируемых (ПК).
На своём уроке я использовала элементы следующих педагогических технологий:
- информационно-коммуникативных технологий (ИКТ);
- технологии развивающего обучения;
- метода проектов.
Урок рассчитан на 45 минут и содержит 7 этапов, на каждом из которых, используя педагогические технологии, я формирую определённые компетенции.
1 этап: Организационный
Преподаватель подготавливает студентов к работе на уроке. На этом этапе студенты начинают осознавать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (эмоционально-психологическая ПК). Проявляют способность осознавать цели своей деятельности, а также способность и готовность адаптироваться (регулятивные ОК). На данном этапе, объявляя тему и цели урока, преподаватель формулирует проблемный вопрос «Какой вид сопротивления находится в каждом из трёх ящиков?». Ответ на вопрос студенты дадут в конце урока, зная, что в их распоряжении есть источник постоянного и переменного тока и лампочка. Используя возможности компьютера с применением анимации, вопрос демонстрируется на плазменной панели. На данном этапе урока были применены способы и приёмы технологии проблемного обучения и ИКТ.
2 этап: Подготовка к активной познавательной деятельности
Для актуализации опорных знаний и умений студенты отвечают на вопросы самостоятельной работы №1 по блоку «Электромагнитные колебания и волны». Самостоятельная работа содержит 2 варианта заданий с разнополярными задачами. Преподаватель объявляет критерии оценок, а по окончании выполнения задания озвучивает правильные ответы, демонстрируя это на плазменной панели. При подготовке заданий я пыталась формировать механизм мышления (а не эксплуатации памяти) у своих студентов, а это основа развивающего обучения. При выполнении самостоятельной работы у студентов формируются следующие компетенции:
- умение реализовывать в повседневной жизни полученные знания и навыки (компетенции самосовершенствования ОК)
- умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях (учебно-познавательные ОК)
- умение понимать, осознавать, критически оценивать принципы и механизмы деятельности (учебно-познавательные ПК)
3 этап: Изложение нового материала
Перед этапом усвоения новых знаний через интернет в контакте группы студенты посмотрели учебный фильм «Фаза колебаний», выложенный преподавателем. Тем самым сформировались социальные компетенции такие как:
- использовать источники информации как средство повышения эффективности деятельности профессионального саморазвития (ПК).
При просмотре фильма прослеживаются межпредметные связи с разделом «Тригонометрия» в математике. Всё это является элементами ИКТ. Изложение нового материала преподавателем иллюстрируется с помощью компьютерной презентации. Также при изложении новой темы демонстрируются озвученные анимации из электронного приложения к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, В.М.Чаругина «Физика» 11 класс:
- катушка в цепи переменного тока
- конденсатор в цепи переменного тока.
При этом происходит смена голоса: женский-мужской (психологический момент). Также на данном этапе урока, выполняя опережающие задания, два студента показывают опыт по зависимости сопротивления в цепи переменного тока от частоты подаваемого напряжения. Они работают с новейшим оборудованием, имеющимся в кабинете физики колледжа им. И.И.Ползунова. А для лучшего понимания того, что происходит на экране осциллографа, они приготовили презентацию опыта. На данном этапе урока широко использовались ИКТ, а также метод проектов. При подготовке опыта студенты:
- анализировали информацию, выделяли в ней главное, структурировали, предъявляя в доступном для других уровне (социальные компетенции ПК).
Учащиеся группы при этом:
- развивают образное мышление, зрительную память, устанавливают связи с жизненным опытом (регулятивные ПК).
- самостоятельно решают проблемы, связанные со способами выполнения работ на отдельном участке деятельности (творческие ПК).
4 этап: Первичная проверка понимания студентами учебного материала
На данном этапе студенты участвуют в диалоге с учителем, опираясь на материал, изложенный в развёрнутом опорном конспекте (у каждого на парте). Затем заносят опорный конспект в тетрадь. Также студенты знакомятся с практическим применением видов сопротивлений в цепи переменного тока, развивая при этом:
- владение профессиональной терминологией (учебно-познавательные ПК)
- готовность к учению, умение концентрироваться на учёбе (учебно-познавательные ПК).
5 этап: Обобщение и систематизация полученных знаний
На этом этапе у студентов происходит перевод отдельных знаний и умений в целостную систему по теме «Сопротивление в цепи переменного тока». Оперируя этими знаниями, они формулируют ответ на проблемный вопрос «Какое сопротивление находится в каждом из 3 ящиков?». Правильный ответ на вопрос иллюстрируется с помощью компьютерной презентации. Применение информационных технологий и технологий проблемного обучения выполняет следующие задачи:
- повышает информативность урока, эффективность обучения, придаёт уроку динамизм и выразительность, развивает способности осознавать цели деятельности и умение их пояснить (регулятивные ОК)
- формирует умение видеть разные способы решения задач (учебно-познавательные ОК)
- формирует способность осуществлять обмен информации, проявлять терпимость к другим мнениям и позициям.
6 этап: Подведение итогов урока
На этом этапе преподаватель даёт общую характеристику работы группы. Разъясняет недостатки, указывает типичные ошибки и пути их устранения, объявляет оценки, формируя у студентов такие компетенции как:
- способность и готовность сотрудничать (социальные ОК)
- нести ответственность за результат действий (регулятивные ПК).
7 этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению
Преподаватель озвучивает домашнее задание:
- параграфы 32, 33, 34 учебника «Физика» 11 класс Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. М. «Просвещение», 2005: законспектировать в тетрадь вывод уравнения силы тока для каждого из трёх сопротивлений в цепи переменного тока;
- решить 2 кроссворда (составленных студентами группы), выложенных в контакте группы;
- ответить на вопросы самостоятельной работы №2 «Электромагнитные колебания» (через интернет работа выложена в контакте группы)
Источники информации
- «Физика» 11 класс Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев М. «Просвещение» 2005.
- Электронное приложения к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, В.М.Чаругина «Физика» 11 класс.
- «Методические рекомендации по разработке фонда оценочных средств» приложение к методическому вестнику №17 Екатеринбург 2012.
План урока
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Аналитически-поисковый.
Метод проведения: информационно-диалогический, творческо-воспроизводящий.
Оснащение урока: компьютер с плазменной панелью, CD-диски с учебными фильмами, презентации студентов по теме «Сопротивление в цепи переменного тока», «Зависимость сопротивления в цепи переменного тока от частоты генератора », генератор низкочастотных колебаний, осциллограф, резистор, катушка индуктивности, конденсатор.
Цели урока:
учебные:
- проверить знания по теме «Переменный ток»;
- установить зависимость сопротивления в цепи переменного тока от частоты генератора;
- сформулировать понятие «реактивного сопротивления»;
- рассмотреть применение активной и реактивной нагрузки в быту и промышленности;
- ответить на вопрос «Какое сопротивление находиться в каждом из трёх ящиков?»
развивающие:
- развить умение применять знания математики к анализу процессов, происходящих в цепи переменного тока при изменении видов нагрузки;
- рассмотреть опыт как критерий истины.
воспитательные:
- создание для студентов разных уровней равных возможностей для проявления способности в реализации навыков приобретённых на предыдущих уроках;
- формирование умения наблюдать, сравнивать, анализировать;
- развитие самоконтроля, самооценки, ораторских способностей, умение слушать своих товарищей, а не только учителя;
- умение сосредоточиться на главном, целеполагание.
Ход урока
Этапы занятия
|
Содержание деятельности |
||
Название этапа |
Дидактическая задача этапа |
Преподавателя |
Студентов |
1. Организационный |
Подготовка
|
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, объявление темы урока, раскрытие общей цели урока, мотивация учебной деятельности |
Готовятся к уроку, включаются в деловой ритм. |
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности |
Формирование приёмов познавательной деятельности.
|
Повторение теоретического материала по темам
|
Отвечают на вопросы самостоятельной работы № 1 по теме «Электромагнитные колебания». |
3. Изложение нового материала |
Усвоение новых знаний. |
Излагает тему урока по опорному конспекту, анализирует, обобщает. |
Развивают образное мышление, зрительную память, устанавливают связи с жизненным опытом., смотрят опыт по зависимости сопротивления нагрузки от частоты генератора, видеоролики по поведению активной и реактивной нагрузок в цепи постоянного и переменного тока; сравнивают, анализируют. |
4. Первичная проверка понимания студентами учебного материала |
Установление осознанности студентами учебного материала, установление связей между фактами, явлениями, процессами. |
Проверка усвоения студентами основного содержания урока. |
Участвуют в диалоге с учителем, отвечая на вопросы, требующие практической и мыслительной активности. |
5. Обобщение и систематизация полученных знаний |
Организация деятельности
|
Организация деятельности студентов по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизация знаний. Перевод отдельных знаний и умений в целостную систему по теме «Сопротивление в цепи переменного тока». |
Оперируют, полученными знаниями формулируя ответ на проблемный вопрос: «Какое сопротивление находится в каждом из трёх ящиков?» |
6. Подведение итогов урока |
Дать общую хар-ку работы группы. Показать успешность овладения содержанием урока. Разъяснить недостатки работы, указать типичные ошибки и пути их устранения. |
Подведение итогов занятия, объявление оценок. |
Слушают преподавателя. |
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению |
На основе выявленных результатов усвоения материала дать домашнее задание, направленное на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему изучению материала. |
Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению. |
Записывают домашнее задание, отмечают какой теоретический материал нужно использовать для его выполнения. |
Самостоятельная работа № 1 по блоку "Электромагнитные колебания". 1 вариант
Самостоятельная работа № 1 по блоку "Электромагнитные колебания". 2 вариант
Развернутый опорный конспект по теме «Цепь переменного тока»
Ответ на проблемный вопрос «какой вид сопротивления находится в каждом из 3-х ящиков?»
Презентация «Применение сопротивления в цепи переменного тока»