Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.
Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.
Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций - своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух. Участвовать в конференциях и форумах.
Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Если говорить о функциональной грамотности применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:
- математическая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- креативное мышление;
- глобальные компетенции.
Важнейшим направлением является направление финансовая грамотность.
Очень давно, когда ещё денег не было, люди обменивались разными предметами [1: 15]. Сегодня нельзя представить себе мир без денег. В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Деньги окружают человека с рождения и становятся одним из главных условий жизни. Так или иначе, большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.
Ребёнок должен владеть азами финансовой грамотности - иметь комплекс навыков, которые помогут решить любые финансовые вопросы. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня необходимы в школе.
Каким образом заложить у детей навык грамотно распоряжаться финансами, можно ли давать карманные деньги на мелкие расходы, должны ли они отчитываться о своих покупках - вот сложные вопросы, о которых спорят уже не одно поколение родителей [2: 34].
Финансовая грамотность - это, прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах. Невсегда детям это интересно. Поэтому интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами, самостоятельное составление презентаций, постеров, диаграмм связей, практико-ориентированные игры. А также с помощью активных и интерактивных методов обучения. Формы работы при этом могут быть разнообразные: индивидуальная, парная, групповая. Провести занятие по финансовой грамотности можно в виде квест-игры, игры-путешествия, учебной экскурсии, практической работы, мини-исследования.
Познакомимся с некоторыми активными приёмами и методами обучения финансовой грамотности младших школьников.
Приём «Быстро подбери ответ»
Данный приём можно использовать при повторении материала, также во время финансовых игр на занятии, в качестве разминки во 2-3 классах.
В процессе работы ребята делятся на 2 команды. Командам даются конверты. В конвертах у команд финансовые загадки. Кроме загадок можно использовать пословицы. Участники команд по очереди загадывают загадки команде-сопернику.
- В копилку … их положила
- И на подарок накопила (деньги) [5: 15].
- На товаре быть должна обязательно…(цена).
- Коль трудился круглый год,
- Будет кругленьким…(доход).
- Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без…(рекламы).
- Люди ходят на базар: там дешевле весь…(товар).
- И врачу, и акробату выдают за труд…(зарплату).
- Всё, что в жизни продаётся,
- Одинаково зовётся:
- И крупа, и самовар
- Называются …(товар).
- Дела у нас пойдут на лад,
- Мы в лучший банк внесли свой…(вклад).
- Приносить доходы стал в банке папин…(капитал).
- На рубль - копейки, на доллары - центы,
- Бегут-набегают в банке…(проценты).
Приём «Мозаика»
Данный приём можно использовать в 4 классе при закреплении следующих тем: «Современные деньги России и других стран», «Откуда в семье берутся деньги», «На что тратятся деньги».
Класс делится на 4 группы по 4 человека. Членам группы случайным образом присваиваются номера, соответствующие номеру задачи. Например, на каждом столе номерами вниз лежат карточки 1,2,3,4. Каждый участник команды берёт карточку и запоминает свой номер. По команде учителя дети пересаживаются так, чтобы за каждым столом оказались игроки с одинаковыми номерами. Теперь каждый стол решает свою задачу, соответствующую их номеру. После решения задач игроки-эксперты возвращаются за свои столы и представляют эту задачу остальным членам команды.
На последнем этапе из каждой команды к доске вызываются игроки для решения задач, в которых они не были экспертами.
Во время работы группы следят по таймеру за временем: 4 минуты на решение задачи, 5 минут на обсуждение задач в своей команде, 3 минуты на решение задачи у доски.
Метод«Один - два - вместе»
Этот метод хорош тем, что он, как нельзя лучше, активизирует мышление детей, концентрирует внимание обучающихся, развивает речь. Его можно использовать на этапе закрепления материала.
Ребятам предлагаются тестовые задания с открытым ответом. Это задания, связанные с объяснением смысла или договариваем до конца фразы, пословицы. Они выполняются в группе в несколько этапов. Ребята получают фразу или начало пословицы. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ. Далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий ответ, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух пар, а дальше из трёх пар и вырабатывают общий ответ. Один представитель от группы соединяет все ответы в один ответ и выдаёт результат.
Метод «Мини-исследование»
Этот приём способствуют развитию УУД, навыков самостоятельной работы, расширению кругозора и может использоваться при изучении нового материала.
Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
Например, учитель предлагает разобраться с понятием «деньги».
Для этого ребятам нужно распределить предметы из коробочки на две группы. Предметы в коробочке - это монеты, бумажные деньги, длинные перья, красивые ракушки, железные гвозди и др.
Потом учитель спрашивает, на какие группы они распределили предметы? Дети объясняют, что в первой группе оказались монеты и бумажные деньги, а во второй группе: длинные перья, красивые ракушки, железные гвозди.
Учитель высказывает своё мнение и говорит, что нужно всё-таки сложить всё в одну группу. Дети удивлённо спрашивают почему? Учитель поясняет кратко свой ответ, говоря, что это всё деньги и за них можно было что-нибудь купить. Далее предлагается детям самостоятельно исследовать и подтвердить то, сказанное учителем. Материал находят в учебнике. Работают в парах.
Затем дети высказывают свое мнение, учитель подводит итог.
Игра «Ярмарка»
Благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которого и станет активная самостоятельная познавательная деятельность.
При изучении темы «Как появились деньги» можно организовать имитационно-ролевую игру «Ярмарка». В класс приносятся разные игрушки, книги и организуется купля-продажа товара. Выбираются роли. В процессе игры дети ведут обмен товаром в качестве покупки нужного товара, так как это делалось в давние времена. Учитель рассказывает, комментирует, помогает детям купить и продать товар. После чего делается вывод.
Игру «Ярмарка» можно использовать в качестве самостоятельной технологии для освоения темы урока.
Проекты
Особая роль по формированию финансовой грамотности средствами проектной технологии отводится на уроках окружающего мира и технологии. Темы проектных работ могут быть следующие:
- «Какие деньги предпочитают в моей семье: наличные или безналичные?»
- «Детский экономический словарь»
- «Деньги будущего»
Кластер
Кластеры использую для систематизации материала. Предлагаю ребятам ответить на вопрос, какие бывают деньги и составить кластер со словом «Деньги», кроме того, можно составить кластеры по темам: «Бюджет», «Расходы», «Доходы».
Кейсы
По своей форме кейсы - это небольшие истории, герои которых сталкиваются с теми или иными проблемами. Решить кейс - значит решить проблему, то есть посоветовать, как лучше поступить героям истории. Особенность кейса заключается в том, что однозначно правильного решения и ответа на него нет, как и в жизни нет однозначно правильного ответа на вопрос «Что делать?» или «Как лучше поступить в данном случае?» [5: 7].
Уроки с применением вышеописанных методов дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества.
Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.
Начиная с раннего возраста нужно учить ребенка:
а) первым делом сберегать,
б) тратить,
в) делиться деньгами (помощь, благотворительность, подарки близким людям и т.д.) [4: 47].
Для достижения высоких результатов в формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
Литература
- Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. - М.: ВАКО, 2018. - 112 с.
- Блискавка Е.А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 80 с.
- Ларева Н.И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 102 с.
- Мазаев Т., Филоненко Е. Дети и деньги. Пособие для родителей.
- Сказки, игры, загадки и задачки по финансовой грамотности - М.: «Издание книг ком», 2022. - 80 с.
- Стахович Л.В.,Семенкова Е.В. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. - М.: ВАКОША, 2019. - 30 с.