Цель: формирование навыков бесконфликтного общения.
Задачи:
- ознакомление с основными понятиями;
- обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- воспитывать ответственного поведения;
- сплочение классного коллектива.
Методы работы:
- активное слушание;
- дискуссия;
- мозговой штурм;
- групповая работа;
- обсуждение;
- рефлексия.
Оборудование: проектор, колонки, компьютер, доска, ручки, фломастеры, бумага формата А4, памятки по количеству учащихся.
Время проведения: 40-45 минут (1 урок).
Организационный момент:
- организация рабочих мест учащихся и педагога;
- подготовка оборудования.
Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, способы разрешения конфликта.
Ход занятия
Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Тема нашего занятия касается общения и сложностей, которое могут возникать в процессе общения. Обозначим тему урока как «Мир без конфликтов».
- Предлагаю подумать, что такое конфликт? (ответы детей)
Разберем основные понятия:
- Конфликт - столкновение противоположных мнений, часто сопровождается ярко окрашенными отрицательными эмоциями.
- Конфликтная ситуация - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.
- Способы разрешения конфликта - юмор, компромисс, анализ ситуации, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи.
- А у Вас, когда ни будь, возникали конфликты? С кем они были? И как Вы решали конфликтные ситуации? (ответы детей)
В большинстве случаев, когда люди находятся в ситуации конфликта, они ссорятся, обижаются друг на друга, ругаются. Вы согласны со мной? (ответ детей).
Сегодня на занятии мы разберём способы позитивного разрешения конфликтных ситуаций. И начнём мы с вами с упражнения.
Упражнение «Разожми кулак»
Цель: показать участникам, что конфликтные ситуации можно разрешать мирным путём.
Работа в парах сидя за партами. Один участник упражнения зажимает кулак, задача второго участника сделать так, чтобы зажавший кулак его разжал (обычно дети начинают с силой разжимать руку). После определённой паузы необходимо подойти к одному из зажавших кулак и любезно просить его разжать кулак, демонстрируя участникам правильный подход к выполнению задачи.
Рефлексия:
- Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему? (дискуссия)
Упражнение «Совместный рисунок»
Цель: совместная деятельность, выяснение того, как дети могут работать сообща.
Детям раздаются листы А4 (по одному на парту). Задача в паре нарисовать совместный рисунок. Далее обсуждение совместной деятельности и презентация творческих работ.
Рефлексия:
- Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему? (дискуссия)
- Мы с вами выполнили два упражнения («Разожми кулак» и «Совместный рисунок»). Научились работать мирно и общаться без конфликтов. Пришло время рассказать вам притчу.
Притча «Солнце и ветер»
Цель: способствовать воспитанию моральных и духовный качеств личности путем осмысления и работы над притчей.
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. "Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково". И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.
Рефлексия:
- Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью!
- Какие пословицы подходят к притче Ушинского «Ветер и Солнце»? (дискуссия)
Добро сильнее зла.
Доброта и искренность - признак силы.
Не каждый может себе это позволить.
За твое, за мое спор разгорается.
Кроткое слово гнев побеждает.
А теперь переходим к практическому упражнению.
- Вспомнили пословицы, а теперь переходим к практическому упражнению.
Практическое упражнение «Встреча на мосту»
Цель: научить детей решать конфликты мирно и находить компромисс.
Из бумаги формата А4 выкладывается мост. Каждая пара участников встречается на мосту и решает, как можно будет пройти, так чтобы не упасть в пропасть.
Рефлексия:
- Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему? (дискуссия)
- А теперь самое интересное, в завершении нашего практического упражнения мы смотрим психологический видео ролик
Просмотр видео «Как важно уметь договариваться» (дополнение к практическому упражнению «Встреча на мосту»)
Продолжительность 2:45.
Обращаем внимание на два персонажа (лось и медведь). Встретившись на мосту, они не могут уступить друг другу. Зарождается конфликт. Появляются миротворцы, но им не удается помочь упёртым участникам ссоры. И вот, миротворцы оказываются в аналогичной ситуации. Как они себя ведут? Как решается конфликтная ситуация? (обсуждение).
Вывод: в конфликтной ситуации целесообразно найти выход и хорошо если инструментом будет компромисс, умение договариваться, нахождение взаимовыгодного решения, уместный юмор. Но в обществе до сих пор находятся лоси и медведи, которые упёрты, как бараны. Они вредят всему процессу. Если вы хотите научиться эффективной коммуникации и овладеть навыками лёгкого и результативного общения, то у каждого вас есть все средства для этого. Учимся эффективному бесконфликтному общению.
Заключительная часть
- Ребята, нашей жизни случаются ссоры и конфликты. Сегодня с вами мы научились (благодаря упражнениям) решать конфликтные ситуации. Мы, конечно, с вами играли, но и в то же время проигрывали то, что случается с нами в реальной жизни. В конфликтные ситуации попадают и взрослые, и дети, но самое главное - это научиться правильно и достойно решить любую конфликтную ситуацию.
- Давайте пожелаем, друг другу хорошего настроения и хорошего дня!
- Я раздаю вам памятки, ознакомьтесь с правилами бесконфликтного общения. Мы завершай наше занятие. Надеюсь, оно было интересным и полезным для вас!
Список использованной литературы для профилактического занятия «Мир без конфликтов»
- Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПБ: Прайм, Еврознак, 2008, 479 с.
- Завязкин О.В. Как избежать стресса / О.В. Завязкин. - М.: Сталкер, 2000. - 320 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб .: Питер, 2008. - 490 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
- Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе// Общение как педагогическая проблема. - М.: Изд-во АПН СССР, 1974. - С. 28 - 40.
Приложение
Памятка «Правила бесконфликтного общения»
- Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
- Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
- Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, когда тебя об этом попросят.
- Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает отношения.
- В споре будь сдержан и тактичен.
- Научись сотрудничать, уступать, находить компромисс.
- Главное-относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.