Сценарий профилактического занятия с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мир без конфликтов»

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: тренинг, младшие школьники


Цель: формирование навыков бесконфликтного общения.

Задачи:

  • ознакомление с основными понятиями;
  • обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
  • воспитывать ответственного поведения;
  • сплочение классного коллектива.

Методы работы:

  • активное слушание;
  • дискуссия;
  • мозговой штурм;
  • групповая работа;
  • обсуждение;
  • рефлексия.

Оборудование: проектор, колонки, компьютер, доска, ручки, фломастеры, бумага формата А4, памятки по количеству учащихся.

Время проведения: 40-45 минут (1 урок).

Организационный момент:

  1. организация рабочих мест учащихся и педагога;
  2. подготовка оборудования.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, способы разрешения конфликта.

Ход занятия

Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Тема нашего занятия касается общения и сложностей, которое могут возникать в процессе общения. Обозначим тему урока как «Мир без конфликтов».

- Предлагаю подумать, что такое конфликт? (ответы детей)

Разберем основные понятия:

  • Конфликт - столкновение противоположных мнений, часто сопровождается ярко окрашенными отрицательными эмоциями.
  • Конфликтная ситуация - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.
  • Способы разрешения конфликта - юмор, компромисс, анализ ситуации, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи.

- А у Вас, когда ни будь, возникали конфликты? С кем они были? И как Вы решали конфликтные ситуации? (ответы детей)

В большинстве случаев, когда люди находятся в ситуации конфликта, они ссорятся, обижаются друг на друга, ругаются. Вы согласны со мной? (ответ детей).

Сегодня на занятии мы разберём способы позитивного разрешения конфликтных ситуаций. И начнём мы с вами с упражнения.

Упражнение «Разожми кулак»

Цель: показать участникам, что конфликтные ситуации можно разрешать мирным путём.

Работа в парах сидя за партами. Один участник упражнения зажимает кулак, задача второго участника сделать так, чтобы зажавший кулак его разжал (обычно дети начинают с силой разжимать руку). После определённой паузы необходимо подойти к одному из зажавших кулак и любезно просить его разжать кулак, демонстрируя участникам правильный подход к выполнению задачи.

Рефлексия:

- Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему? (дискуссия)

Упражнение «Совместный рисунок»

Цель: совместная деятельность, выяснение того, как дети могут работать сообща.

Детям раздаются листы А4 (по одному на парту). Задача в паре нарисовать совместный рисунок. Далее обсуждение совместной деятельности и презентация творческих работ.

Рефлексия:

- Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему? (дискуссия)

- Мы с вами выполнили два упражнения («Разожми кулак» и «Совместный рисунок»). Научились работать мирно и общаться без конфликтов. Пришло время рассказать вам притчу.

Притча «Солнце и ветер»

Цель: способствовать воспитанию моральных и духовный качеств личности путем осмысления и работы над притчей.

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. "Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково". И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Рефлексия:

- Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью!

- Какие пословицы подходят к притче Ушинского «Ветер и Солнце»? (дискуссия)

Добро сильнее зла.
Доброта и искренность - признак силы.
Не каждый может себе это позволить.
За твое, за мое спор разгорается.
Кроткое слово гнев побеждает.

А теперь переходим к практическому упражнению.

- Вспомнили пословицы, а теперь переходим к практическому упражнению.

Практическое упражнение «Встреча на мосту»

Цель: научить детей решать конфликты мирно и находить компромисс.

Из бумаги формата А4 выкладывается мост. Каждая пара участников встречается на мосту и решает, как можно будет пройти, так чтобы не упасть в пропасть.

Рефлексия:

- Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему? (дискуссия)

- А теперь самое интересное, в завершении нашего практического упражнения мы смотрим психологический видео ролик

Просмотр видео «Как важно уметь договариваться» (дополнение к практическому упражнению «Встреча на мосту»)

Продолжительность 2:45.

Обращаем внимание на два персонажа (лось и медведь). Встретившись на мосту, они не могут уступить друг другу. Зарождается конфликт. Появляются миротворцы, но им не удается помочь упёртым участникам ссоры. И вот, миротворцы оказываются в аналогичной ситуации. Как они себя ведут? Как решается конфликтная ситуация? (обсуждение).

Вывод: в конфликтной ситуации целесообразно найти выход и хорошо если инструментом будет компромисс, умение договариваться, нахождение взаимовыгодного решения, уместный юмор. Но в обществе до сих пор находятся лоси и медведи, которые упёрты, как бараны. Они вредят всему процессу. Если вы хотите научиться эффективной коммуникации и овладеть навыками лёгкого и результативного общения, то у каждого вас есть все средства для этого. Учимся эффективному бесконфликтному общению.

Заключительная часть

- Ребята, нашей жизни случаются ссоры и конфликты. Сегодня с вами мы научились (благодаря упражнениям) решать конфликтные ситуации. Мы, конечно, с вами играли, но и в то же время проигрывали то, что случается с нами в реальной жизни. В конфликтные ситуации попадают и взрослые, и дети, но самое главное - это научиться правильно и достойно решить любую конфликтную ситуацию.

- Давайте пожелаем, друг другу хорошего настроения и хорошего дня!

- Я раздаю вам памятки, ознакомьтесь с правилами бесконфликтного общения. Мы завершай наше занятие. Надеюсь, оно было интересным и полезным для вас!

Список использованной литературы для профилактического занятия «Мир без конфликтов»

  1. Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПБ: Прайм, Еврознак, 2008, 479 с.
  2. Завязкин О.В. Как избежать стресса / О.В. Завязкин. - М.: Сталкер, 2000. - 320 с.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб .: Питер, 2008. - 490 с.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
  5. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе// Общение как педагогическая проблема. - М.: Изд-во АПН СССР, 1974. - С. 28 - 40.

Приложение

Памятка «Правила бесконфликтного общения»

  1. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
  2. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
  3. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, когда тебя об этом попросят.
  4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает отношения.
  5. В споре будь сдержан и тактичен.
  6. Научись сотрудничать, уступать, находить компромисс.
  7. Главное-относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.