В соответствии с ФГОС НОО, младший школьный возраст признаётся важным этапом, на котором осуществляется систематическое образование и развитие учащихся. В связи с этим, учителями начальных классов разрабатываются вопросы, направленные на воспитание стремления к знаниям, осуществляется отбор методов и приёмов обучения, побуждающих школьников к активному овладению знаниями и умениями. Одним из перспективных направлений решения поставленных задач является формирование и развитие познавательно-мотивационной сферы деятельности младших школьников, что ведёт за собой повышение познавательного интереса младших школьников.
Педагогами, осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность в начальной школе, отмечается снижение интереса младших школьников к изучаемым в начальной школе учебным предметам. Общая тенденция снижения интереса младших школьников к изучаемому учебному материалу ведёт за собой снижение инициативы, активности, учащиеся не стремятся к познанию, что в конечном итоге приводит к стойкому снижению качества знаний учащихся по предметам.
Для повышения качества усвоения учебного материала необходимо обеспечить интерес младших школьников к учебному предмету. Введение ФГОС НОО в качестве приоритетного использует системно-деятельностный подход, который позволяет отойти от механического заучивания правила и обеспечить применение получаемых знаний на практике, в реальной жизненной ситуации, что, в конечном счёте, оказывает влияние на формирование универсальных учебных действий и формирование у школьников познавательного интереса к учебному предмету.
Проблема формирования познавательных интересов всегда была в центре внимания педагогов. Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли исследования Л.П.Аристовой, Б.Г.Ананьева, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной. Они рассматривают познавательный интерес как одно из условий достижения целей образования. Г.И.Щукина полагает, что познавательный интерес формируется в начальной школе. В нашей работе мы будем придерживаться точки зрения Г.И.Щукиной.
Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста чрезвычайно актуально для начальной школы, так как усвоение учебного материала зависит от многих факторов, в том числе и от мотивов обучения, и от сформированности познавательного интереса ребёнка, и от тех средств и форм обучения, которые использует учитель. Но формирование познавательного интереса учащихся начальной школы возможно не только в учебной деятельности, но и в условиях группы продлённого дня. Изучение литературы показало, что формированию познавательного интереса детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня уделяется недостаточно внимания, между тем использование различных форм работы в группе продлённого дня может успешно решать задачу формирования познавательного интереса младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
На сегодняшний день в системе образования разрабатывается и проходит апробацию множество новейших методов работы с детьми младшего школьного возраста, которые направлены на успешность процесса обучения, формирование познавательного интереса. Этим требованиям отвечает проектная деятельность, реализуемая в группах продлённого дня.
В современной литературе авторами Е.С.Полат, И.Д. Чечель достаточно подробно описаны сущность проектной деятельности, дана типология проектов, Е.С.Евдокимовой, Д.А.Костиковой разработаны методические рекомендации по использованию метода проектов в условиях образовательных учреждений, данными авторами представлено использование проектной деятельности в воспитании (использование метода проектов в трудовом воспитании детей - Д.А.Костикова, использование метода проектов в экологическом воспитании - Е.С.Евдокимова), в исследованиях М.В.Дубовой, Л.А.Громовой представлен нестандартный подход к организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Эти исследования явились теоретико-методологической основой работы.
Организация познавательной деятельности школьников в группе продлённого дня является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Целью организации познавательной деятельности в группе продлённого дня в современной начальной школе является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных интересов детей, а также умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Проектный метод является наиболее результативным для развития познавательно-исследовательских способностей детей. Проект дает ребенку возможность экспериментировать, анализировать полученные знания, развивать творческие способности.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность учителя с детьми младшего школьного возраста. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Нами был проанализирован учебно-методический комплект «Школа России» по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса.
Учебно-методический комплект включает:
-
учебник «Окружающий мир» в двух частях (А.А.Плешаков);
- рабочую тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (А.А.Плешаков);
- комплект демонстрационных таблиц к учебнику с методическими рекомендациями (А.А.Плешаков);
- поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» (Е.М.Тихомирова).
Целью учебного курса «Окружающий мир» является формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
В ходе работы по учебному курсу во 2 классе решаются следующие задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основными идеями курса являются: идея многообразия мира, его целостности, идея уважения к миру.
Основными принципами отбора содержания учебного курса являются:
- родиноведческий;
- краеведческий;
- землеведческий;
- принцип сезонности;
- экологические принципы;
- санитарно-гигиенические принципы.
В учебном предмете ведущим является проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания. Автор предполагает наличие на уроках разнообразных видов деятельности учащихся: распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Основными содержательными линиями курса «Окружающий мир» во 2 классе являются:
- Где мы живём?
- Природа;
- Жизнь города и села;
- Здоровье и безопасность;
- Общение;
- Путешествие.
В содержательном отношении материал курса достаточно разнообразен, младшие школьники получают комплекс исторических, географических, сезонных представлений, учатся общаться, получают знания о здоровье, здоровом образе жизни и безопасности.
Изучению курса «Окружающий мир» во 2 классе посвящается 2 часа в неделю, программа рассчитана на 68 часов. Наибольшее количество времени в курсе уделено изучению разделов «Природа» и «Путешествие», меньшее внимание уделяется разделам «Здоровье и безопасность» и «Общение».
Анализ позволил прийти к выводу о доступности предложенного автором материала, доступности материала в учебнике детям младшего школьного возраста. Цели, задачи и планируемые результаты соответствуют новому стандарту. Анализ содержательного раздела программы показал, что недостаточно внимания в курсе «Окружающий мир» 2 класса уделяется разделам «Здоровье и безопасность» и «Общение», между тем данные разделы являются важными в современном начальном образовании. Ухудшение социально-бытовых, экологических, гигиенических и психологических условий негативно сказываются на здоровье не только взрослого, но и детского населения нашей страны. Повышенную тревогу вызывает состояние физического и психического здоровья школьников, увлечение школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях, что ведёт за собой не только ухудшение зрения, но и недостаток двигательной активности, нарушение режима дня, неправильную организацию питания.
Начальная школа является важным звеном в системе образования, где могут быть созданы благоприятные условия для формирования знаний о здоровом образе жизни, мотивированного обоснования и формирования навыков здорового образа жизни. Развитие умений, навыков, привычек, помогающих сохранить и укрепить своё здоровье и поддерживать здоровый образ жизни способствует более успешной адаптации к окружающей жизни и вхождению во взрослую жизнь. В связи с этим нами были разработаны и реализованы проекты для 2 класса по предмету «Окружающий мир».
Для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей младшего школьного возраста были разработаны проекты, проводимые в группе продлённого дня. При организации проектов нами уточнялись, систематизировались, обобщались и углублялись представления детей, сформированные ранее, обеспечивалось активное включение родителей в процесс формирования основ здорового и безопасного образа жизни, полученные представления детей закреплялись в повседневной деятельности, в применении их в самостоятельной деятельности.
Представим проекты, реализованные нами на практике.
1. Практико-ориентированный проект «Здоровый образ жизни»
Цель проекта: формирование у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, расширение представлений о разных способах сохранения здоровья.
Задачи проекта: дать представления о здоровье и способах его сохранения, о здоровом образе жизни, пропагандировать здоровый образ жизни, приобщать родителей к воспитанию культуры здорового образа жизни.
Проект «Здоровый образ жизни» был выполнен в группе продлённого дня в процессе проведения месячника по воспитанию здорового и безопасного образа жизни младших школьников. Педагогическая целесообразность проекта заключается в организации совместной работы над ним младших школьников, посещающих группу продлённого дня, их родителей, воспитателя группы продлённого дня. Осуществление проекта стало одной из ступенек пропаганды здорового образа жизни младших школьников.
Предполагаемые продукты проекта: игровая познавательная программа «Здоровый образ жизни».
2. Практико-ориентированный проект «Режим дня школьника»
Цель проекта: формирование у младших школьников представлений о режиме дня и важности его соблюдения.
Задачи проекта: дать представления режиме дня, рассмотреть варианты составления режима дня, научить составлять индивидуальный режим дня.
Проект «Режим дня школьника» был выполнен в группе продлённого дня в процессе проведения месячника по воспитанию здорового и безопасного образа жизни младших школьников. Педагогическая целесообразность проекта заключается в организации совместной работы над ним младших школьников, посещающих группу продлённого дня, их родителей, воспитателя группы продлённого дня. Осуществление проекта стало одной из ступенек пропаганды здорового образа жизни младших школьников.
Предполагаемые продукты проекта: индивидуальный режим дня, выполненный каждым младшим школьником.
3. Практико-ориентированный проект «Еда вредная, еда полезная. Витамины»
Цель проекта: формирование у младших школьников представлений о полезности пищи, витаминах, содержащихся в фруктах и овощах.
Задачи проекта: расширить представления школьников о здоровых и вредных продуктах питания, о их влиянии на организм, объяснить о пользе витаминов.
Проект «Еда вредная, еда полезная. Витамины» был выполнен в группе продлённого дня в процессе проведения месячника по воспитанию здорового и безопасного образа жизни младших школьников. Педагогическая целесообразность проекта заключается в организации совместной работы над ним младших школьников, посещающих группу продлённого дня, их родителей, воспитателя группы продлённого дня. Осуществление проекта стало одной из ступенек пропаганды здорового образа жизни младших школьников.
Предполагаемые продукты проекта: игровая познавательная программа «Еда вредная, еда полезная».
В качестве примера представим методическую разработку одного из проектов.
Практико-ориентированный проект «Здоровый образ жизни»
Паспорт проекта
Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 2 класс (8-9 лет).
Предметные области, близкие к теме проекта: окружающий мир, литература, изобразительное искусство, музыка.
Тип проекта:
- по доминирующей деятельности обучающихся - творческий,
- по количеству участников - коллективный,
- по предметно-содержательной части - межпредметный проект.
Цель проекта: формирование у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, расширение представлений о разных способах сохранения здоровья.
Задачи проекта: дать представления о здоровье и способах его сохранения, о здоровом образе жизни, пропагандировать здоровый образ жизни, приобщать родителей к воспитанию культуры здорового образа жизни.
Вопросы проекта:
- Что такое здоровье?
- Что такое здоровый образ жизни?
- Как можно сохранить здоровье?
- Что нужно сделать, чтобы вести здоровый образ жизни?
- В чём значение здорового образа жизни для меня и моих родителей?
- Что я могу предложить для сохранения своего здоровья?
Необходимое оборудование: мультимедийные презентации, компьютер, материалы для организации продуктивной деятельности - краски, цветные карандаши, альбомы.
Проект «Здоровый образ жизни» был выполнен в группе продлённого дня в процессе проведения месячника по воспитанию здорового и безопасного образа жизни младших школьников. Педагогическая целесообразность проекта заключается в организации совместной работы над ним младших школьников, посещающих группу продлённого дня, их родителей, воспитателя группы продлённого дня. Осуществление проекта стало одной из ступенек пропаганды здорового образа жизни младших школьников.
Предполагаемые продукты проекта: игровая познавательная программа «Здоровый образ жизни».
Этапы работы над проектом:
Организационно-подготовительный этап
- Обоснование темы выбранного проекта.
- Выбор формы и места проведения проекта.
- Создание алгоритма предстоящей деятельности.
- Сбор информации.
Основной этап - выполнение работы.
Заключительный этап - презентация проекта
Ход проекта
Этап работы над проектом |
Продолжи
|
Содержание работы школьников |
Выход этапа |
Организационно-подготовительный этап |
4 |
Выбор темы, алгоритм проведения, составление плана работы |
Определение формы проведения и названия игровой познавательной программы |
Основной этап |
12 |
Беседы о здоровом образе жизни, подбор занимательного материала, игр, стихов, загадок. Изготовление пригласительных билетов. Оформительские работы. Подготовка творческих работ. |
Материал для сценария игровой познавательной программы |
Заключительный этап |
4 |
Проведение игровой познавательной программы. Диагностика результатов проекта. Защита проектов. Презентация проекта. |
Реализация игровой познавательной программы. Оценка результатов проекта его участниками. |
1. Организационно-подготовительный этап
Обоснование темы выбранного проекта.
Здоровье человека является высшей ценностью. Здоровье человека зависит от многих факторов, во многом определяется самим человеком, теми действиями, которые человек осуществляет для сохранения своего здоровья. Между тем, многие из нас ведут малоактивный образ жизни, часами просиживают перед компьютером или телевизором, предпочтениями в еде является жирная и острая пища, которая заменяет овощи и фрукты. Родители подвержены многим отрицательным привычкам, не предпринимают попыток улучшения своего здоровья. В связи с этим важным является уяснение понятий о здоровье и здоровом образе жизни не только детьми, но и их родителями.
Соединяющим звеном содержания игровой познавательной программы являются материалы, подобранные детьми в ходе самостоятельной работы (игры, стихи, загадки).
Анализ предстоящей деятельности.
Для организации работы над проектом младшие школьники совместно с родителями и воспитателем группы продлённого дня обдумали следующие вопросы:
- В какой форме будет проходить праздник?
- Каким будет его название?
- Сколько времени необходимо для проведения праздника?
- Каким будет содержание праздника?
- Какой будет последовательность проведения праздника?
- Какие будут использоваться формы и методы активизации: игры, конкурсы, песни и т.д.
Сбор информации
Для сбора информации дети и их родители посещали библиотеку, использовали интернет-ресурсы, материалы домашней библиотеки. Совместными усилиями выполняли творческие задания и осуществляли необходимую подготовку в соответствии с планом работы.
Выбор варианта выполнения проекта.
С учётом собранной информации и творческих способностей младших школьников были выбраны форма и название проекта - игровая познавательная программа «Здоровый образ жизни».
2. Основной этап
На данном этапе в соответствии с выбранным вариантом осуществлялось составление игровой познавательной программы. Были проведены беседы о здоровье и здоровом образе жизни.
Подумайте и опишите, как выглядит здоровый человек? Больной?
Давайте вместе подумаем, что помогает человеку быть здоровым? (обсуждение верных друзей здоровья - воды, солнца, воздуха, движения, принимаемой пищи, режима дня).
- Каких друзей нашего здоровья вы знаете?
- Какие водные процедуры вы делаете по утрам?
- Делаете ли вы ежедневно утреннюю зарядку? Чем она полезна?
- Почему грязнули и неряхи часто болеют?
- Соблюдаешь ли вы режим дня? Чем он вам помогает?
- Что дарит нам движение?
- Почему полезно ходить на прогулку в лес или парк?
Из копилки материалов, подготовленных детьми и их родителями, были отобраны стихи, игры, загадки и др. материал, которые составили основу праздника. Также было осуществлено художественное оформление праздника, изготовлены пригласительные билеты.
3. Заключительный этап
Заключительный этап включает в себя презентацию игровой познавательной программы «Здоровый образ жизни».
Младшие школьники и родители - активные участники этой программы. Они выполняют различные задания, играют, поют, отвечают на различные вопросы.
Заключительный этап также включает в себя подведение итогов проекта: осуществляется диагностика эмоционального фона, оформляются результаты проекта в виде презентаций, дети защищают собственные проекты, показывают презентации.
Литература
- Волкова С.С. Кружковая работа по формированию здорового образа жизни // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 28-32.
- Ковалько В.И. Формирование здоровья школьников // начальная школа. - 2014. - №7. - С. 54-59.
- Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. - М.: ВАКО, 2004. - 130 с.
- Мотылянская Р.Е. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни / Р.Е.Мотылянская, Э.Я.Каплан, В.К.Велитченко, В.Н.Артамонов // Теория и практика физической культуры, 2010. - № 1. - С. 14-18.
- Обухова Л.А. Уроки здоровья // начальная школа. - 2010. - №2. - С. 54-58.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2014. - 368 с
- Шамова, П.И. Активизация учения школьников [Текст]. - М.: Педагогика, 2012. - 136с.
- Шишкина Н.Н., Костикова Д.А.: Проект как средство формирования опыта исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста// Актуальные проблемы педагогики и психологии детства, сборник научных материалов IV всероссийской научно-практической конференции. - Томск, 2009. - С.12-19.