Методическая разработка урока литературы в 7-м классе «Является ли Андрий предателем?» (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: Н.В.Гоголь, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»


Пояснительная записка

Класс: 7.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: проблемный урок.

Технологии: личностно-ориентированные, технология критического мышления.

Метод и прием: исследовательский, ролевая игра «Шесть шляп мышления».

Цели урока (триединые дидактические):

  • образовательная: на основе внимательного и вдумчивого прочтения художественного текста, сформировать представление об особенностях характера литературного героя, раскрыть значение понятия «предательство», подготовить учащихся к созданию письменной творческой работы.
  • развивающая: показывая своеобразие характера литературного героя, совершенствовать навыки анализа текста, навыки монологической и письменной речи;
  • воспитательная: развитие у школьников чувства доброты, любви к Родине, к общечеловеческим, культурным ценностям.

Цели урока соответствуют ФГОС и требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Структура урока соответствует типу урока и дидактическим целям.

Лексическая работа с ключевым понятием на начальном этапе урока является важной составляющей развития речи школьников. Учащиеся не получают готового знания, совместно с учителем они формулируют задачи урока и проблемный вопрос. Основным этапом является этап групповой аналитической работы с текстом и создание учащимися развёрнутых аргументированных высказываний. На уроке используются материалы, активизирующие познавательную деятельность школьников. На этапе рефлексии происходит подведение итогов урока и самооценка деятельности. Домашняя работа творческого характера содержит вариативную часть.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Планируемые результаты:

  • Предметные: уметь осмысленно читать текст, уметь аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического характера.
  • Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, развитие у учащихся чувства доброты, любви к Родине.
  • Познавательные: уметь анализировать поставленную задачу (на нее указывает цвет шляпы) и разрабатывать алгоритм ее решения; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение.
  • Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с фрагментами текста повести, видеофрагмент, памятки, листы самооценки, шесть картонных шляп разных цветов.

Данную методическую разработку можно использовать на внеурочном занятии в 9 классе для подготовки к написанию сочинения 13.3 в формате ОГЭ.

Ход урока

1. Мотивация. Игра «Найди четвертое лишнее»

(Слайд 1)

  1. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
  2. Верный друг лучше сотни слуг.
  3. Верность присяге прибавит отваги.
  4. Предательством счастья не сыщешь.

Как вы понимаете эту пословицу?

2. Проверка домашнего задания

Лексическая работа с понятием предательство.

Толкование понятия предательство (Слайд 2)

1) самостоятельно
2) по толковому словарю

Предательство - низкий поступок, нарушение верности кому- либо или неисполнение долга перед кем-либо. (Википедия)

Предательство - ср. Предательское поведение, вероломство, предательский поступок. «Буржуи сейчас же двинули в ход предательство, подкуп и золото» Маяковский. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

Подбор эпитетов, синонимов, антонимов (Слайд 3):

  • эпитеты: гнусное, коварное, подлое, низкое, страшное, ужасное, чудовищное.
  • синонимы: измена, вероломство, отступничество, дезертирство.
  • антоним: верность.

С какими глаголами сочетается слово «предательство»? (Задумать, замыслить, решиться, опасаться, искупить, расплатиться, наказать) (Слайд 4)

Мы понимаем предательство, как проступок, который пере­чёркивает доверие, дружбу, чувство долга, предательство разрушает любые отношения.

Подумайте, на что похоже предательство? Возможные варианты (Слайд 5)

Предательство похоже на:

  • змею, так как душит всё сильнее;
  • холодное оружие, потому что ранит очень больно;
  • пламя, так как обжигает душу;
  • бездну, потому что упасть в неё легко, а выбраться трудно;
  • незаживающую рану, которая вызывает боль и страдания.

3. Постановка учебной задачи

Сегодня мы обратимся к повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» и будем говорить об одном из сыновей Тараса (Слайд 6)

  • Как вы думаете, о ком? (Андрий)
  • Учитывая, что образ Андрия противоречивый (неоднозначный), предположите, какова тема урока? (Слайд 7)
  • Давайте определим задачи урока (Слайд 8). Что мы должны сделать, чтобы ответить на проблемный вопрос, заявленный в теме урока:

1. Выяснить, чем интересен… (характер Андрия).

2. Понять причины его…. (низкого поступка).

3. Выяснить, как автор… (относится к поступку героя): осуждает или оправдывает его?

Ответить на эти вопросы можно, обратившись к тексту произведения.

4. Работа с текстом (анализ фрагментов из 5 и 6 глав повести)

Используя прием групповой познавательной активности «Шесть шляп» (Слайд 9), проследим за поступками, мыслями, чувствами персонажа и ответим на поставленный проблемный вопрос: является ли Андрий предателем?

Представьте информацию в любой удобной для вас форме. Это может быть таблица, кластер, схема, план, тезисы.
(Группам, сформированным по желанию участников, выдаются фрагменты текста повести. Данные фрагменты или отдельные цитаты из них зачитываются во время урока. Фрагмент «Встреча Андрия с татаркой» можно прочесть по ролям).

1 группа. «Белая шляпа объективного наблюдателя» (Слайд 10)

(участники этой группы оперируют только фактами)

1 фрагмент «Осада Дубно»

  • Чем заняты запорожцы во время осады города?
  • Что подмечает автор в поведении Андрия?

«Войско решилось идти прямо на город Дубно, где, носились слухи, было много казны и богатых обывателей. В полтора дня поход был сделан, и запорожцы показались перед городом. Жители решились защищаться до последних сил и крайности и лучше хотели умереть на площадях и улицах перед своими порогами, чем пустить неприятеля в домы… Запорожцы не любили иметь дело с крепостями, вести осады была не их часть. Кошевой повелел отступить и сказал:

- Ничего, паны-братья, мы отступим. Но будь я поганый татарин, а не христианин, если мы выпустим их хоть одного из города! Пусть их все передохнут, собаки, с голоду!

Войско, отступив, облегло весь город и от нечего делать занялось опустошеньем окрестностей, выжигая окружные деревни, скирды неубранного хлеба и напуская табуны коней на нивы, еще не тронутые серпом, где, как нарочно, колебались тучные колосья, плод необыкновенного урожая, наградившего в ту пору щедро всех земледельцев. С ужасом видели с города, как истреблялись средства их существования. А между тем запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги, расположились так же, как и на Сечи, куренями, курили свои люльки, менялись добытым оружием, играли в чехарду, в чет и нечет и посматривали с убийственным хладнокровием на город. Ночью зажигались костры. Кашевары варили в каждом курене кашу в огромных медных казанах. У горевших всю ночь огней стояла бессонная стража. Но скоро запорожцы начали понемногу скучать бездействием и продолжительною трезвостью, не сопряженною ни с каким делом. Кошевой велел удвоить даже порцию вина, что иногда водилось в войске, если не было трудных подвигов и движений. Молодым, и особенно сынам Тараса Бульбы, не нравилась такая жизнь. Андрий заметно скучал.

- Неразумная голова, - говорил ему Тарас. - Терпи, козак, - атаман будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он все-таки поставит на своем».

(Взяв в осаду Дубно, запорожцы бездействуют. Они ждут, когда в городе начнется голод. Андрий скучает, ему не нравится такая жизнь )

2 группа «Жёлтая шляпа оптимиста» (Слайд 11)

(участники группы выделяют только позитивные стороны для аргументирования)

2 фрагмент «Июльская ночь»

  • Подумайте, как раскрывается характер Андрия в этом эпизоде?

«Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням. Андрий же, сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце. … Наконец и сам подошел он к одному из возов, взлез на него и лег на спину, подложивши себе под голову сложенные назад руки; но не мог заснуть и долго глядел на небо. Оно все было открыто пред ним; чисто и прозрачно было в воздухе. Гущина звезд, составлявшая Млечный Путь, поясом переходившая по небу, вся была залита светом. Временами Андрий как будто позабывался, и какой-то легкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно».

(В отличие от отца, брата и других запорожцев, Андрий не может просто заснуть. Он любуется звёздным небом. Ему свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душа, способность любить, переживать прекрасное, чувствовать красоту природы).

3 группа. «Красная шляпа эмоционального наблюдателя» (Слайд 12)

(участники этой группы высказывают только эмоциональное восприятие заданной ситуации)

3 фрагмент «Встреча Андрия с татаркой»

  • Какие чувства испытывает герой, отправляясь в осаждённый город?
  • Каково ваше отношение к поступку Андрия? Разве плохо, что он пожалел голодающих и отнес хлеб?

«По длинным волосам, шее и полуобнаженной смуглой груди распознал он женщину. Но она была не здешняя уроженка. Все лицо было смугло, изнурено недугом; широкие скулы выступали сильно над опавшими под ними щеками; узкие очи подымались дугообразным разрезом кверху, и чем более он всматривался в черты ее, тем более находил в них что-то знакомое. Наконец он не вытерпел и спросил:

- Скажи, кто ты? Мне кажется, как будто я знал тебя или видел где-нибудь?

- Два года назад тому в Киеве.

- Два года назад… в Киеве… - повторил Андрий, стараясь перебрать все, что уцелело в его памяти от прежней бурсацкой жизни. Он посмотрел еще раз на нее пристально и вдруг вскрикнул во весь голос:

- Ты - татарка! служанка панночки, воеводиной дочки!..

- Чшш! - произнесла татарка, сложив с умоляющим видом руки, дрожа всем телом и оборотя в то же время голову назад, чтобы видеть, не проснулся ли кто-нибудь от такого сильного вскрика, произведенного Андрием.

- Скажи, скажи, отчего, как ты здесь? - говорил Андрий, почти задыхаясь, шепотом, прерывавшимся всякую минуту от внутреннего волнения. - Где панночка? жива ли еще она?

- Она тут, в городе.

- В городе? - произнес он, едва опять не вскрикнувши, и почувствовал, что вся кровь вдруг прихлынула к сердцу. - Отчего ж она в городе?

- Оттого, что сам старый пан в городе. Он уже полтора года как сидит воеводой в Дубне.

- Что ж, она замужем? Да говори же, какая ты странная! что она теперь?..

- Она другой день ничего не ела.

- Как?..

- Ни у кого из городских жителей нет уже давно куска хлеба, все давно едят одну землю.

Андрий остолбенел.

- Панночка видала тебя с городского валу вместе с запорожцами. Она сказала мне: «Ступай скажи рыцарю: если он помнит меня, чтобы пришел ко мне; а не помнит - чтобы дал тебе кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрет мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня. Проси и хватай его за колени и ноги. У него также есть старая мать, - чтоб ради ее дал хлеба!»

Много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди козака».

(Андрий испытывает недоумение, даже испуг, страстное желание увидеть прекрасную полячку. Чувство Андрия не угасло: стоило лишь напомнить герою о панночке, как любовь вспыхнула с новой силой. Андрий полон решимости спасти от голода возлюбленную)

4 группа. «Чёрная шляпа пессимиста» (Слайд 13)

(участники этой группы подмечают только отрицательные моменты, анализируют риски)

4 фрагмент «В осажденном городе»

  • Что более всего поразило Андрия в городе?
  • Как встреча с полячкой повлияла на судьбу героя?

«Площадь казалась мертвою, но Андрию почудилось какое-то слабое стенание. Рассматривая, он заметил на другой стороне ее группу из двух-трех человек, лежавших почти без всякого движения на земле. Он вперил глаза внимательней, чтобы рассмотреть, заснувшие ли это были или умершие, и в это время наткнулся на что-то лежавшее у ног его. Это было мертвое тело женщины, по-видимому, жидовки. Казалось, она была еще молода, хотя в искаженных, изможденных чертах ее нельзя было того видеть. На голове ее был красный шелковый платок; жемчуги или бусы в два ряда украшали ее наушники; две-три длинные, все в завитках, кудри выпадали из-под них на ее высохшую шею с натянувшимися жилами. Возле нее лежал ребенок, судорожно схвативший рукою за тощую грудь ее и скрутивший ее своими пальцами от невольной злости, не нашед в ней молока; он уже не плакал и не кричал, и только по тихо опускавшемуся и подымавшемуся животу его можно было думать, что он еще не умер или, по крайней мере, еще только готовился испустить последнее дыханье. Они поворотили в улицы и были остановлены вдруг каким-то беснующимся, который, увидев у Андрия драгоценную ношу, кинулся на него, как тигр, вцепился в него, крича: «Хлеба!» Но сил не было у него, равных бешенству; Андрий оттолкул его: он полетел на землю. Движимый состраданием, он швырнул ему один хлеб, на который тот бросился, подобно бешеной собаке, изгрыз, искусал его и тут же, на улице, в страшных судорогах испустил дух от долгой отвычки принимать пищу. Почти на каждом шагу поражали их страшные жертвы голода.<... >

Но вот мы пришли к дому<…> Он повернулся в другую сторону и увидел женщину, казалось, застывшую и окаменевшую в каком-то быстром движении. Казалось, как будто вся фигура ее хотела броситься к нему и вдруг остановилась. И он остался также изумленным пред нею. Не такою воображал он ее видеть: это была не она, не та, которую он знал прежде; ничего не было в ней похожего на ту, но вдвое прекраснее и чудеснее была она теперь, чем прежде. Казалось, все до одной изменились черты ее… Как ни велика была ее бледность, но она не помрачила чудесной красы ее; напротив, казалось, как будто придала ей что-то стремительное, неотразимо победоносное. И ощутил Андрий в своей душе благоговейную боязнь и стал неподвижен перед нею...

- Царица! - вскрикнул Андрий, полный и сердечных, и душевных, и всяких избытков. - Что тебе нужно? чего ты хочешь? прикажи мне! Задай мне службу самую невозможную, какая только есть на свете, - я побегу исполнять ее! Скажи мне сделать то, чего не в силах сделать ни один человек, - я сделаю, я погублю себя. Погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко… но не в силах сказать того!..

- Не обманывай, рыцарь, и себя и меня, - говорила она, качая тихо прекрасной головой своей, - знаю и, к великому моему горю, знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы - враги тебе.

- А что мне отец, товарищи и отчизна! - сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! - повторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. - Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!...

И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына».

(Андрий был поражен зрелищем разрушительного воздействия голода и страданиями обезумевших людей. Впечатлённый увиденным, он больше не думает о запорожцах. В нём с новой силой ожили прежние чувства к полячке. Андрий готов пожертвовать всем, что связывало его с семьёй, верой и Родиной)

При достаточном количестве времени можно предложить учащимся посмотреть видеофрагмент «Встреча Андрия с полячкой».

5 группа. «Синяя шляпа философа» (Слайд 14)

(участники этой группы обобщают и анализируют полученную информацию, заполняют схему)

ТЕЗИС

Является ли Андрий предателем?

Андрий - предатель. Он перешёл на сторону врага и совсем не думает о товарищах.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

1 фрагмент «Осада Дубно», 2 фрагмент «Июльская ночь»

Автор показывает нам, что Андрий отличается от окружающих: он скучает во время осады Дубно, воспринимает красоту летней ночи, обладает ярко выраженной способностью сопереживать. У него богатый внутренний мир. Мы понимаем намек автора: герой пойдет по иному пути.

3 фрагмент «Встреча Андрия с татаркой»

Как и в бою, Андрий весь во власти чувств. Он не отдаёт себе отчёта в происходящем: мысли о том, что возлюбленная может умереть, заслоняют всё. Никаких сомнений в правильности своего поступка Андрий не испытывает.

4 фрагмент «Осажденный город»

Не задумываясь, Андрий отрекается от всего, что было ему дорого. Он стремится к счастью, но страшной ценой - ценой предательства отца, брата, товарищей и Родины. Он увлечён своими чувствами, в этот момент Андрий думает только о себе. Личные чувства побеждают в нём рассудок и чувство долга.

Осуждает автор поступок героя или оправдывает его?

Гоголь даёт однозначную оценку поступку героя - он предатель, никакие чувства к полячке не являются оправданием его поступку. Сам автор заранее хоронит Андрия: «И погиб козак!», Тарас «проклянёт день и час, в который породил себе на позор такого сына». С точки зрения Тараса, Остапа и других запорожцев, за совершенное предательство Андрий заслуживает наказания. Он будет проклят отцом и товарищами.

ВЫВОД

Отчизну Андрию заменила любовь, очень сильная, страстная, которой он был не в силах сопротивляться. Но это чувство привело Андрия к потере чести, а любовь, несущая человеку бесчестие, - преступление. Уступив место страсти, Андрий перестал быть Сыном Отчизны.

Многим из нас в душе всё же жаль Андрия. Его влекла красота, «его чувства были более развиты». А это ценности мирной, а не военной жизни.

Поступок Андрия - это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией. (Слайд 15)

6 группа. «Зелёная шляпа творческая» (Слайд 16)

(участники этой группы составляют синквейн)

Возможный вариант:

  • Андрий
  • Красивый и страстный
  • Сражается, влюбляется, предает
  • Таких людей уважать нельзя
  • Предатель

Возвращаемся к задачам урока (Слайд 17)

5. Рефлексия

(Слайд 18)

1. Удалось ли автору создать неоднозначный характер героя?
2. Все ли задачи урока решены?
3. Что показалось самым трудным?

6. Заполнение листа самооценки. Оцени урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

7. Домашнее задание

(Слайд 19)

Вспомните пословицу, с которой мы начали урок. (Предательством счастья не сыщешь)

Поразмышляйте дома над смыслом пословицы и напишите небольшое (50-70 слов) сочинение-рассуждение на тему «Можно ли построить своё счастье на предательстве?».

Приведите в сочинении пример - аргумент (по желанию 2 примера - аргумента) из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Если использовать разработку урока на внеурочном занятии в 9 классе для подготовки к написанию сочинения 13.3 в формате ОГЭ, то можно на основе 3 или 4 фрагментов предложить учащимся написать сочинение-рассуждение на тему «Почему важно сделать правильный выбор?»

Презентация

Лист самооценки