Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью создания и решения мультзадач по физике

Разделы: Физика


Китайская мудрость гласит:
"Я слышу - я забываю,
я вижу - я запоминаю,
я делаю - я усваиваю".

Цель школы - формирование ключевых компетенций, среди которых особое место занимает учебно-познавательная. Учебно-познавательная компетенция-готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов.

Методическим и организационным аспектом формирования компетенций является выбор соответствующих методов, средств и форм обучения.

Видеть и осязать истинную природу на уроках физики очень сложно. Те примеры, которые мы приводим, те слова, которые мы при этом говорим, те опыты, которые мы затем проводим, не есть на самом деле изучение природы, так как они отчуждены от своего живительного источника. Наши слова и опыты, скорее, средство для подтверждения правил и законов, выведенных людьми. Природа более многогранна, чем она предстает в учебном изложении, но это беда не авторов, которые пишут учебники, а, нас, тех, кто читает эти учебники и учит эти правила, потому что мы не способны охватить сразу все, что предъявляет нам природа в каждое мгновение нашей жизни.

Одним из показателей учебно-познавательной компетенции - является умение приобретать знания из различных источников информации. Для школьников главным источником получения необходимой информации в ряде случаев становятся средства массовой информации. В преподавании физики всегда уделяется большое внимание решению задач. Таким образом, применение физических задач, на основе фрагментов популярных мультипликационных и художественных фильмов, в данном случае актуально.

Мультфильмы говорят с учеником на языке образов: зрительных (в мультфильмах, в отличие от фотографий, присутствует только существенное), эмоциональных (кто-то удивляется, широко улыбается и т.д.) моторных (кто-то бежит, прыгает), словесных.

Применение мультипликационных задач порождает следующие мотивы к изучению учебного материала:

  • Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность)
  • Перспективно-побуждающие (понимание протекающих в сюжете процессов, формирование мировоззрения и т.д.)
  • Интеллектуально-побуждающие (формирование познавательного интереса, потребности к учению и т.д.)

Анализируя мультзадачи, ученик учится критически относиться к увиденному им материалу, опосредованно вступает в диалог с автором фильма. А это и организует процесс познания истины.

Для решения такого типа задач предлагаю учащимся следующий алгоритм:

  1. Просмотр видеосюжета
  2. Установление соответствия между видеосюжетом и изученным в школе физическим явлением
  3. Поиск несоответствия в сюжете с физическими законами
  4. Формулировка идеи решения
  5. Решение физической задачи
  6. Обсуждение решения (анализ, рефлексия)

В рамках учебно-познавательной компетенции определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, отделять существенное от несущественного, мнимое от действительного. Такая возможность появляется при решении мультипликационных задач, содержащих нарушение физических законов.

В качестве примера предлагаю к просмотру задачу по теме «Закон сохранения импульса» на основе видеофрагмента мультфильма «Ну, погоди». Сюжет таков: волк на парусной лодке пытается догнать зайца, удаляющегося на лайнере. Волк надувает паруса, выдыхая воздух из легких, и как следствие, лодка ускоряется. Содержание видеофрагмента построено с нарушением закона сохранения механического импульса. Лодка с парусом и волк являются «замкнутой системой», поэтому лодка вместе с волком должна была остаться на месте, или двигаться в разных направлениях.

Создать мультзадачу может каждый, так как для этого не требуются особые навыки. Сейчас любой школьник с легкостью управляется с программой видеомонтажа, которую можно скачать даже на телефон. В программе обрезается нужный нам сюжет, затем к этому сюжету формулируется задача и вставляется в видео. Я использую видео редактор Movavi Video Editor 14 Plus.

Мультипликационные задачи могут быть использованы на разных этапах учебной деятельности:

  1. при постановке проблемы и сообщении новых знаний;
  2. на этапе закрепления знаний задачи при организации исследовательской деятельности учащихся;
  3. при проведении внеурочных мероприятий по физике.

Побочными эффектами решения мультзадач является эмоциональная насыщенность учебного материала, внешняя занимательность и, самое главное, ненавязчивое воспитание добрых чувств у учащихся. Только из-за этого, можно считать данный продукт целесообразным для применения в учебном процессе. Так как мультзадачи представляют собой фрагменты наиболее популярных советских и российских мультфильмов, то демонстрация фрагмента порождает волну тех чувств и воспоминаний, которые ученик переживал, когда его смотрел прежде. Специально поэтому фрагменты из мультфильма вырезались не абы как, а в соответствии с определенными сюжетными линиями и логической завершенностью события.

Мультзадачник по физике -это мультимедийный продукт, направленный непосредственно на развитие теоретического и критического мышления учащихся.

Мультзадачи можно использования при дистанционном обучении через Интернет. Учителю предоставляется возможность включать в учебный процесс только то, что он считает нужным и переносить это в учебную презентацию, которую он создал к данному уроку.

Несомненно, яркая и своеобразная подача учебного материала повысит интерес учащихся к изучению физики.

Исходя из всего вышесказанного, применение в учебной деятельности по физике мультипликационных задач соответствует критериальным характеристикам учебно-познавательной компетенции, что способствует ее формированию.