Период адаптации детей к детскому саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: адаптация детей к детскому саду


Как известно, адаптация - это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.

Взаимодействие с родителями мы осуществляем на основе следующих принципов:

  • Системность, четкая целенаправленность и плановость;
  • Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;
  • Возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • Открытость и доброжелательность.

Адаптация (от лат. Adaptare - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения индивида в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или негативным или к позитивным результатам.

Детский сад - это новая ступень в жизни детей, это первый опыт коллективного общения. Незнакомые лица, новая обстановка, определённые правила-всё это вызывает у детей определённые эмоции, реакции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит по разному: кто-то из детей бежит с радостью в детский сад, а кто-то не хочет идти, не хочет расставаться с мамой и испытывает при этом сильные переживания и повышенный стресс.

Адаптация ребенка к условиям детского сада включает в себя три составляющие: физиологическую адаптацию, психологическую и социальную (личностную) адаптацию. Все эти составляющие взаимосвязаны между собой, то есть, каждый вид адаптации ребенка сказывается на его поведении, самочувствия, настроения и здоровья ребенка.

Адаптация имеет три степени тяжести:

  1. Легкая (кратковременная) - от двух до четырех недель
  2. Средняя - от четырех до шести недель.
  3. Тяжелая (долговременная) - более шести недель, может продолжаться и до шести-девяти месяцев.

В возрасте 1-3-х лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется особенной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое кол-во незнакомых людей. Ведь стресс всегда тормозит развитие, как в физиологическом, так и в психологическом плане. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела, давления;
  • снижение иммунитета;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).

У ребёнка возникает страх, горе, гнев, слёзы, которые являются причинами неврологических проблем - неврозов, депрессий, которые в дальнейшем могут остаться, а во взрослом возрасте вылиться в ряд фобий и комплексов. Поэтому очень важно, чтобы адаптационный период проходил плавно: начиная с 2-3 часов, увеличиваясь до «целого» дня.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребёнка в ДОУ должны учитывать это.

На уровень адаптации так же влияет общее физиологическое состояние ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).

Малышу предстоит привыкнуть к:

  • Невозможности уединения:
  • Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;
  • Новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)
  • Необходимости самоограничений;
  • Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
  • Необходимости отстаивать свое личное пространство;
  • К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);
  • Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.

Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Течение адаптации зависит от следующих факторов:

  • возраст ребенка;
  • состояние здоровья;
  • уровень здоровья;
  • умение общаться со сверстниками;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.
  • По характеру поведения при поступлении в детский садик детей условно можно разделить на 4 группы.

- Первая группа. Основная часть детей негативно и сильно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются, и т. п. они, то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от своего активного проявления протеста, ребёнок может внезапно заснуть, привалившись к взрослому, либо уткнутся носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с большей энергией продолжать свой плач и крик до хрипоты и посинения. Дети этой группы привыкают к ДОУ в течение 20-30 дней.

- Вторая группа - немногочисленная, 2-3 воспитанника, которые после расставания со своей мамой бывают крайне насторожены, напряжены, замыкаются в себе. У них хватает силёнок только на то, чтобы сделать несколько шажочков от порога в сторону и забиться в ближайший угол, к стенке спиной, отгородившись от других столом. Эти дети, находясь в сильном напряжении, еле сдерживают свои слёзы, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам. Они не реагируют ни на одно предложение старшего, отворачиваются в сторону при попытке воспитателя вступить с ними в общении, тупо молчат. Адаптация этих малышей проходит около 2-3 месяцев и протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Робкие, застенчивые, замкнутые, они довольно трудно и болезненно переносят разлуку со своей мамочкой, привыкают более длительное время, чаще болеют.

- В третью группу выделяют коммуникабельных и общительных детей. Переступив порог сада детского впервые, эти дети вовсе не испытывают робость, они улыбаются, здороваются со старшими, и активно берет инициативу общения в свои руки. Они говорят, что пришли в гости к детям, хотя устремлены к воспитателю и даже не смотрят в сторону детей. Вся их энергичность направлена на презентацию своей личности. Они спешат сообщить, какие у них животные, книги, какие дома красивые игрушки, какие есть игры и т.д.

В четвёртую группу выделяются дети, которые адаптировались с первого дня и посещают детский сад с большим удовольствием и по сей день.

Первыми признаками того, что ребенок адаптировался являются:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.

Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду - это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Советы родителям

  1. Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребёнка тревогу. Дети успокаиваются чаще всего сразу после того, как родители исчезают из поля зрения.
  2. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.
  3. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы.
  5. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
  6. Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.
  7. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом («Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!»).
  8. Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание.
  9. После детского сада проводите больше времени с ребёнком, расспрашивайте, как прошёл день, что он делал в детском саду.