Данная программа соответствует ФЗ 273 от 29 декабря 2012 г. ФГОС НОО, основывается на Концепции образовательной области «Филология» и решает задачи по формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, по развитию диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Для достижения планируемых результатов используются
- Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение» 3 класс М.В.Беденко.
- М.Беденко «Формируем навыки смыслового чтения. 3 класс. Реализация метапредметных результатов. ФГОС НОО»
В 3 классе на уроки смыслового чтения отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Смысловое чтение»
Формирование универсальных учебных действий
В конце 3 класса в результате изучения учебного предмета «Смысловое чтение» у обучающихся будут сформированы элементы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия для освоения учебного предмета «Смысловое чтение».
Обучающийся научится:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность научиться:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия для освоения учебного предмета «Смысловое чтение».
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия для освоения учебного предмета «Смысловое чтение»
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия для освоения учебного предмета «Смысловое чтение»
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
2. Содержание учебного предмета «Смысловое чтение»
- Резные лошади. Снегоступы. - 1ч
- Надувные дома. Эзоп Петухи и куропатка - 1ч
- О том, как змея стала ядовитой. Самый красивый парусный корабль - 1ч
- Искусственный риф. Плавающие камни и тонущее дерево. Две яблони. Медведи Ярославля и верблюды Челябинска - 1ч
- Розовые кролики. Плавучий город - 1ч
- Самоцветы. Язык жестов. Можно ли стрелять без стрелы? Путники Боевой танец - 1ч
- Сказка о глупой акуле. Жабры акул. Рыбаки - 1ч
- Как пугало было вороньим царем. Символ Франции. Лягушки, просящие царя - 1ч
- Обезьяна и слон. Притчи - 1ч
- Очень красивые лодки. Фламинго. Засохшее дерево - 1ч
- Откуда пошли пельмени. Хочешь быть вежливым - сними шляпу. Итальянские пиццерии. Куда деваются старые детали «Лего»? - 1ч
- Замечательные часы. Куда текут реки - 1ч
- Всякое ли молчание - золото? «Молодо - зелено» «Читать» людей Полежать на воздухе - 1ч
- Тысяча глиняных горшков. Бабочки и огонь - 1ч
- «Тошу обижать не дам!» Леонардо да Винчи - 1ч
- Как я кормила синичек и белочек. Украденное яйцо - 1ч
- Необычная ёлка. Дельфины и пескарь - 1ч
- Сказка о пирожке. Доблестные воины - 1ч
- Одинокий мухомор - 1ч
- «Мы триста лет этим занимаемся!» Цвет пиццы. Мухи -1ч
- Колизей. Ностальгия -1ч
- Памятник дереву. Необычные пауки. «У страха глаза велики» - 1ч
- Магниты в древности. Всё в твоих руках -1ч
- Бабушка огородника Чиж - 1ч
- Санта-Клаусы в разных странах. Имена дельфинов - 1ч
- Пришельцы. Диоген. Новый год в Греции - 1ч
- Лёгкий и прочный «Первая нога» - 1ч
- У каждого мастера есть свои секреты -1ч
- Новый год в Японии. Неуклюжий паучок. Гусеница, которая хотела летать. - 1ч
- Первый микроскоп. Подходящий камень. - 1ч
- Сказка про кошку и собаку. «Первый блин комом». - 1ч
- «Мой дом - моя крепость». История шоколада. Лиса и виноград. - 1ч
- Кошки, которые полюбили груши. Бывают и такие ошибки. Бобры и лес. - 1ч
- Ночной урок. Урок-обобщение. Резервный урок - 1ч
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Смыслового чтения»
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
1 |
Резные лошади. Снегоступы |
1 |
Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр.
Читать тексты произведений с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях.
Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников.
|
2 |
Надувные дома. Эзоп. Петухи и куропатка |
1 |
|
3 |
О том, как змея стала ядовитой. Самый парусный корабль |
1 |
|
4 |
Искусственный риф. Плавающие камни и тонущее дерево. Две яблони. Медведи Ярославля и верблюды Челябинска |
1 |
|
5 |
Розовые кролики. Плавучий город |
1 |
|
6 |
Самоцветы. Язык жестов. Можно ли стрелять без стрелы? Путники. Боевой танец |
1 |
|
7 |
Сказка о глупой акуле. Жабры акул. Рыбаки |
1 |
|
8 |
Как пугало стало вороньим царем |
1 |
|
9 |
Символ Франции. Лягушки, просящие царя |
1 |
|
10 |
Обезьяна и слон. Притчи |
1 |
|
11 |
Очень красивые лодки. Фламинго. Засохшее дерево |
1 |
|
12 |
Откуда пошли пельмени. Хочешь быть вежливым - сними шляпу. Итальянские пиццерии. Куда деваются старые детали «Лего»? |
1 |
|
13 |
Замечательные часы. Куда текут реки. |
1 |
|
14 |
Всякое ли молчание - золото? «Молодо-зелено». «Читать» людей. Полежать на воздухе |
1 |
|
15 |
Тысяча глиняных горшочков. Бабочки и огонь |
1 |
|
16 |
«Тошу обижать не дам!». Леонардо да Винчи |
1 |
|
17 |
Как я кормила синичек и белочек. Украденное яйцо |
1 |
|
18 |
Необычная елка. Дельфины и пескарь |
1 |
|
19 |
Сказка о пирожке. Доблестные воины |
1 |
|
20 |
Одинокий мухомор |
1 |
|
21 |
«Мы триста лет этим занимаемся!». Цвет пиццы. Мухи |
1 |
|
22 |
Колизей. Ностальгия |
1 |
|
23 |
Памятник дереву. Необычные пауки. «У страха глаза велики» |
1 |
|
24 |
Магниты в древности. Все в твоих руках. Бабушка огородника. Чиж |
1 |
|
25 |
Санта-Клаусы в разных странах. Имена дельфинов |
1 |
|
26 |
Пришельцы. Диоген. Новый год в Греции |
1 |
|
27 |
Легкий и прочный. «Первая нога» |
1 |
|
28 |
У каждого мастера есть свои секреты. Новый год в Японии |
1 |
|
29 |
Неуклюжий паучок. Гусеница, которая хотела летать |
1 |
|
30 |
Первый микроскоп. Подходящий камень |
1 |
|
31 |
Сказка про кошку и собаку. «Первый блин комом» |
1 |
|
32 |
«Мой дом - моя крепость». История шоколада. Лиса и виноград |
1 |
|
33 |
Кошки, которые полюбили груши. Бывают и такие ошибки. Бобры и лес |
1 |
|
34 |
Проверь себя! Ночной урок (резервный урок) |
1 |
|
Итого |
34 ч |