Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей. У детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
У детей с задержкой психического развития замедленный темп речевого развития его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. При вторичных тяжелых нарушениях речи имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерные признаки клинической картины, нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как экспрессивной, так и импрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.
Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве, ориентировке в макро и микро пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой и крупной моторики.
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития, которая представляет собой комплексное воздействие на развитие всех компонентов речи.
Цель работы: организация коррекционно-развивающей работы с детьми с использованием нетрадиционных техник (кинезиологические занятия, экскурсии, интерактивные презентации, развитие координации и межполушарных связей с элементами психомоторной коррекции и психогимнастики) для развития связной речи у детей с задержкой психического развития.
Использование данных форм позволяют решать следующие задачи:
- развитие сенсорных эталонов; мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, внимания, памяти;
- формирование пространственных представлений;
- коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова; артикуляторной моторики;
- развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слов, формирование лексической системности, структуры значения слов, закрепление связей между словами);
- развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Содержание занятий:
- Самомассаж.
- Артикуляционная гимнастика
- Использование мультимедийных презентаций, направленных на развитие словообразования и словоизменения, навыка классификации и обобщения; развитие грамматического строя речи
- Физкультминутки с элементами психомоторной коррекции
- Развитие пространственных представлений, работа с предлогами
- Моделирование предложений на доске с помощью схем-подсказок
- сенсорное развитие путем делания различных поделок, экскурсий, викторин, настольных и дидактических игр.
После экскурсий, совместных детско-родительских проектов, в группе обсуждаем и проговариваем с детьми о том, что больше всего запомнилось, понравилось; дети рассказывают о своих впечатлениях. Цель - научиться передать в форме рассказа впечатления и события из личного опыта.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется во взаимосвязи с классным руководителем, педагогом-психологом и учителем-дефектологом.