«Театр ‑ высшая инстанция для решения жизненных вопросов» ‑ так говорил о театре великий русский публицист, философ и педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков ‑ Александр Иванович Герцен. Под этой фразой он предполагал не только полезность театра в разрешении житейских проблем, но и отмечал потенциал театра в развитии личности ребенка.
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества, что отмечали такие отечественные ученые, как А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др. Б.М.Теплов называл театр волшебным миром, который дает уроки красоты, морали и нравственности, и чем они богаче, тем успешнее идет духовное развитие детей.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста, поскольку театр ‑ это самый доступный вид самовыражения и окультуривания для детей.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, прослушивания выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. При этом используются различные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробудить фантазию ребёнка, его творческий потенциал.
Формирование творческой личности ‑ важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и обществом, от нее зависит будущее нашей страны. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.
Театр развивает детей, превращая это развитие в увлекательное путешествие в мир радости, сказки и перевоплощений. Именно за это театрализованную деятельность так искренне любят дети, а педагоги получают колоссальное удовольствие от возможности совместить «приятное с полезным». Театрализованная деятельность имеет комплексную, системную организацию: в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляясь в трех аспектах [4, с. 32]:
- в создании драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета, собственная формулировка сюжета или сочинение собственного);
- в исполнении собственного замысла (умение проникнуться образом, используя средства выразительности: интонацию, мимику, движения, напевы);
- в оформлении спектакля (создание декораций, костюмов).
Не смотря на то, что в психолого-педагогическом профессиональном сообществе интерес к театрализованной деятельности имеет давнюю историю, однозначного понимания того, в какой форме ее следует реализовывать. На одном полюсе находятся сторонники создания театральных кружков и студий в школах и дошкольных учреждениях как определенных моделей взрослого театра со всеми присущими ему атрибутами - наличием режиссера, сценария, заучивания ролей и т.п. На другом - призыв к опоре только на детскую импровизацию, спонтанность. Анализ теоретических исследований и результатов практического использования театрализованной деятельности [1; 2; 3; 5 и др.] дает основание говорить о том, что выбор форм и видов театрализованной деятельности определяются теми задачами, которые ставит перед собой специалист.
Следует отметить, что обращение к театрализованной деятельности дает возможность решения многих задач, как воспитательных, так и коррекционно-развивающих. Мы рассматриваем их применительно к дошкольному возрасту.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети в полной мере знакомятся с окружающим миром, узнают тонкости его организации через образы и подобия, звуковые характеристики, краски. При этом грамотно поставленные вопросы и задачи непроизвольно заставляют ребят задуматься, начать анализировать, подводить итоги и обобщать результаты. Исполнять роль, вступая в диалоги с другими персонажами ‑ это необходимость взаимодействовать с другими актерами, ясно и четко изъясняться. Поэтому участие в театрализованных постановках, играх способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической и диалогической речи дошкольников и может стать основной предпосылкой успешного обучения в школе.
В результате целенаправленного использования театра в образовательно-воспитательной деятельности, а также во время свободного времяпровождения, дети приобретают речевые навыки, увеличивают и расширяют свой словарный запас и кругозор, на основе чего становится возможным построение связных конструкций, высказываний, развивается мышление и все высшие психические функции (память, воображение и т.д.). Речь становится более эмоциональной, осознанно выразительной, содержательной.
Мы успели отметить, какие значение и функцию несет в себе театрализованная деятельность в развитии личности ребенка. Проанализируем далее потенциал театра в логопедической практике.
Прежде всего, привлечение детей к театральной деятельности в коррекционных целях в условиях детского сада не предполагает собой развития различного рода профессиональных актерских умений. Главной целью этого направления остается создание условий для коррекции речевых нарушений и развития стремлений у самого ребенка по устранению собственных речевых дефектов.
Формируются следующие умения и навыки: разыгрывания сказок, выразительное чтение стихов, участие в мини-сценках, владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (теневой; би-ба-бо; пальчиковый; ставший особенно популярным в последние годы в Европе, особенно в Германии, японский разговорный театр «камишибай» [7] и др.).
В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
При речевых нарушениях имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков. Поэтому в систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать театрализованные игры и игровые упражнения, повышающие умственную активность, совершенствующие речевые навыки, способствующие развитию и повышению эмоциональной и социальной активности.
Так, И.В.Лесняк [3 ] говорит об эффективности театрализованных игр для развития у детей коммуникативных навыков, усвоения норм социального взаимодействия с другими детьми и взрослыми, умения передавать и воспринимать информацию. К.В.Ищишина ведет речь о развитии эмпатии у дошкольников средствами театрализованной деятельности [1].
Театрализованные игры исследователь Л.В.Артёмова делит на две группы: драматизации (ребёнок сам создаёт образ, исполняет роли, с заведомо существующим сценарием) и режиссёрские постановки (могут быть групповыми, ребенок выступает в роли сценариста).
Учитывая эту классификацию, можно выделить основные направления коррекционной работы в театрализованной деятельности:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности [6, с.56].
Постановка нормированного произношения предполагает отработку конкретных артикуляционных позиций путем показа и объяснения.
Для выработки хорошей дикции, четкого и благозвучного произношения с ребенком проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия, направленные на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включается речевой материал, который произносится на выдохе.
Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения.
Как мы видим, логопедическая работа с использованием и внедрением театрализованной деятельности проводится по всем направлениям организации и формирования речевых навыков и умений.
Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над спектаклем. Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений.
Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:
- формирует знания об окружающем мире;
- активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
- развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
- развивает эмоционально-волевую сферу ребенка [2, с. 21].
Таким образом, являясь органичной для дошкольного возраста, позволяет решить широкий круг задач коррекционно-развивающей работы в логопедической практике.
Литература
- Ищишина К.В. Театральные технологии как средство развития эмпатии дошкольников / К. В. Ищишина // Герценовские чтения. Начальное образование - 2012, том 3, № 3. - С. 64-67.
- Епрева Е.Ю. Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям /Е.Ю.Епрева, Л.Н.Жогова, Е.В.Овчинникова // Логопед -2005 - № 4.
- Лесняк И.В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / И.В.Лесняк // Вестник ТГУ - 2011 ‑ № 7 (99) - С. 119 - 125.
- Линчук Л.А Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы /Л.А.Линчук // Логопед - 2007 - № 5.
- Одинцов И.Н. Театральная педагогика в истории педагогической мысли России / И.Н.Одинцова // Гуманитарные исследования. - 2008 ‑ №3 ‑ С. 125-133.