В процессе обучения в школе каждый ребенок хотя бы раз был вовлечен в конфликты, становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, если его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой школьного буллинга.
Сегодня конфликты в школах разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, социального педагога, руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство Управления образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы, что не всегда приводит к желаемому результату.
Реакция правонарушителей зачастую не соответствует нашим ожиданиям, подростки не исправляются и не испытывают благодарности. К сожалению, и школа с трудом устанавливает партнерские отношения с такими детьми и их семьями, т.к. часто школа не имеет инструмента для работы по разрешению напряженных ситуаций.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей. Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения.
Школьная служба примирения (ШСП) - это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда. Ядром этой работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая «программой примирения», где ученик или куратор выступает в роли нейтрального посредника. Куратор ШСП помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. На программах примирения обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта.
Куратор ШСП организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Он в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.
В нашей школьной службе примирения (ШСП) медиаторами работают сами школьники (при поддержке взрослых кураторов). Это важно, поскольку:
- подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками «на одном языке»;
- ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;
- работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;
- это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.
Цель нашей школьной службы примирения - формирование психологически благоприятного школьного климата для полноценного развития и социализации детей и подростков; создание эффективной системы работы по разрешению конфликтных ситуаций, профилактике буллинга и правонарушений среди учащихся школы.
Задачи службы примирения:
- обучение учащихся цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.
Летом 2024 г. три наших специалиста обучились на курсах повышения квалификации и получили квалификацию «Куратор школьной службы примирения». А уже в сентябре, с помощью психолога-медиатора Лиги медиаторов Южного Урала Шакировой О.П., началось обучение группы учащихся по программе «Подготовка школьников-волонтеров для служб школьной медиации (примирения)».
Предварительно педагогом-психологом гимназии Мухиной И.В. был проведен опрос обучающихся с целью отбора участников для обучения. Были заданы три вопроса:
- Становились ли вы свидетелем или участником конфликта в школе?
- Если возникает конфликт между учениками, каков, на ваш взгляд, лучший его результат?
- Если в школе появится Служба примирения для решения конфликтов, хотелось бы вам стать ее участником (для того, чтобы разрешать конфликты)?
После анализа ответов сформировалась группа обучающихся 7-8 классов для обучения. Группа состояла из 12 подростков (11 девушек и 1 юноша).
Работа включала в себя проведение тренинговых занятий с группой волонтеров. Занятия были направлены на формирование у обучающихся базовых навыков медиатора (коммуникативных, переговорных, процедурных). Ребята изучили различные модели переговоров и приобрели практические навыки участия в процедуре восстановления.
Были разработаны основные документы школьной службы примирения - Положение о школьной службе примирения и План работы службы на год. Все участники образовательного процесса были информированы о создании школьной службы примирения через страницу ВК гимназии, на педагогических советах и совещаниях коллектива.
В декабре 2024г. состоялся практический семинар муниципального уровня, на котором кураторы и волонтеры школьной службы примирения делились своим опытом работы и определили дальнейшие перспективы развития ШСП.
Дальнейшая работа ШСП будет заключаться в практической работе по проведению программ примирения. Школьники – волонтеры службы примирения и их кураторы уже сейчас оказывают помощь в разрешении конфликтных ситуаций в форме кругов сообщества и восстановительных процедур.
Кроме оказания помощи в разрешении конфликтных ситуаций детям, Служба примирения сможет оказывать помощь родителям учащихся и педагогам по их желанию.
Ожидаемые результаты деятельности службы примирения:
- Разрешение конфликтов силами образовательной организации.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Социализация обучающихся через технологии конструктивного общения, формирование правовой культуры.
- Ранняя профилактика правонарушений.
Школьная служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других, брать ответственность за свои поступки и за их последствия, формирует психологически благоприятный школьный климат в образовательной организации.
Используемая литература
- Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство /под общей редакцией Л.М. Карнозовой: Издание второе, доработанное. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014.
- Маловичко И.С., Погорелова О.П. Методическое пособие «Дети-волонтеры в школьной службе примирения» (на примере Волгоградской области).
- Сборник материалов по организации служб школьной медиации/примирения/Составитель: Горшенина Е.В., руководитель методического объединения кураторов служб школьной медиации г. Сочи. – Сочи, 2021.