Благополучие страны и каждого гражданина во многом зависит от того, как люди относятся к своей работе, насколько профессия подходит к человеку, а человек - профессии. Предпрофильная подготовка как элемент профильного обучения и профориентационной работы в целом содействует своевременному, реалистичному и осознанному выбору профиля обучения и профессии [2].
Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. В средней школе эта деятельность продолжается с учетом выбранного профиля обучения.
В нашей гимназии для диагностики профиля обучения в 8-10 классах используется методика Г.В.Резапкиной «Профиль». Методика состоит из 50 утверждений, относящихся к 10 направлениям профильного обучения: физика и математика; химия и биология; робототехника и электротехника; информационные технологии; география и геология; литература и искусство; история и политика; социальная работа и педагогика; экономика и предпринимательство; спорт и военное дело.
В результате диагностики обучающиеся могут определить 2-3 предпочитаемых профиля обучения. Максимально набранный балл говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.
Мониторинг исследования профилей обучения учащихся гимназии
Мониторинг исследования профилей обучения учащихся гимназии ведется на протяжении 15 лет. Результаты показывают, что большим интересом среди учащихся гимназии пользуются профили «Литература и искусство» (31-39 % обучающихся), «Экономика и предпринимательство» (30-50% обучающихся). Наблюдается стабильный интерес к профилям «Химия и биология» (20-24% обучающихся), «Робототехника и электротехника» (20-30% обучающихся) и «Социальная работа и педагогика» (18-20% обучающихся). Интерес к профилям «Физика и математика», «География и геология» низкий. Повысился рейтинг таких профилей как «Информационные технологии» и «История и политика». Снизился интерес к профилю «Спорт и военное дело».
Также в 8-11 классах гимназии исследуется готовность учащихся к выбору профессии. «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» разработан профессором В.Б. Успенским. Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними.
В опроснике выявляются различные компоненты выбора профессии:
- мотивы выбора профессии,
- информированность учащегося о содержании профессии (предмете и средствах труда, возможностях трудоустройства),
- качества, важные для будущей профессиональной деятельности,
- запасные варианты, на случай если не удастся получить избираемую профессию,
- медицинские противопоказания, которые существуют для избранной профессии,
- работа учащегося над развитием профессионально значимых качеств,
- предпринятые профессиональные пробы,
- осведомленность учащегося об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
Готовность школьников к выбору профессии определяется по следующим уровням: неготовность, низкая готовность, средняя готовность и высокая готовность.
Мониторинг исследования готовности к выбору профессии учащихся гимназии
Исследования показывают, что готовность к выбору профессии учащихся значительно изменилась. 19 лет назад лишь 3% учащихся были на высоком уровне готовности к выбору профессии. В настоящее время количество таких учащихся увеличилось более чем в 10 раз (35%). Количество учащихся, находящихся на среднем уровне стабильно (50-60%), количество учащихся с низким уровнем готовности к выбору профессии стало значительно ниже (19%).
Методики Г.В.Резапкиной «Профиль» и «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» разработан профессором В.Б.Успенским могут использоваться при групповом обследовании учащихся и при индивидуальном консультировании подростков по вопросам профессионального самоопределения. На основании этих данных специалист, занимающийся профориентационной работой, может составить психологический портрет каждого ученика, а также дать рекомендации педагогам и родителям учащихся по выбору профессии и профиля обучения [2].
Психологическая диагностика - важная, но не единственная форма работа по определению профиля обучения и готовности к выбору профессии школьников. Одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения об обучении в профильном классе: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов и желание самого учащегося. При комплектовании профилей необходимо анализировать и обобщать не только результаты диагностики, но и сведения, полученные в ходе личных наблюдений, бесед с учителями и родителями.
Отбор в профильные группы следует рассматривать не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования у них реалистичного представления о себе, своих интересах и возможностях.
Используемая литература
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2006.
- Резапкина Г.В. Выбираем профиль обучения. Методические рекомендации для организации работы с тетрадью самодиагностики в 8-9 классах общеобразовательных организаций. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019.