Обучение детей с ОВЗ

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


Формы обучения детей с ОВЗ:

  • в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
  • в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
  • в коррекционном саду или коррекционной школе,
  • надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении),
  • семейное образование.

ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образования.

В школах виды ФГОС разделены на следующие категории образования:

  • начальное - с 1 по 4 классы;
  • основное - с 5 по 9 классы;
  • среднее общее - с 10 по 11 классы;
  • образования детей с ОВЗ.

Для ДОО существует ФГОС дошкольного образования.

Если ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательной группе или в общеобразовательном классе, для него создают:

  • АОП (Адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка),
  • АООП (Адаптированную основную образовательную программу,которая пишется на уровень образования - например, младшее звено),
  • ИУП (Индивидуальный учебный план, разрабатывающийся с учетом потребностей конкретного ребенка),
  • СИПР (Специальную индивидуальную программу развития, разрабатывается для ребенка, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой).

Перед поступлением в школу ребенок с ОВЗ проходит Психолого-медико-педагогическую комиссию. По рекомендации ПМПК ребенок с ОВЗ может пойти в школу с 8 лет.

ПМПК в зависимости от тяжести нарушения предлагает обучение по одному из четырех вариантов:

  • Если ребенок близок к возрастной норме и может усваивать общеобразовательную программу,
  • Если ребенок может усваивать общеобразовательную программу, но ему необходимо больше времени на усвоение,
  • Ребенок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок,
  • У ребенка индивидуальный уровень конечных результатов (дети с УО или с множественными нарушениями).

Родители могут не предоставлять результаты ПМПК в школе или саду, но они должны понимать, что тогда для их ребенка не будут созданы специальные условия обучения (например, не будет тьютора), с ним не будут работать специалисты, рекомендованные ему ПМПК (педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед).

После окончания начальной школы ребенок снова проходит ПМПК. Возможные варианты развития событий:

  • диагноз снимают,
  • диагноз продливают,
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребенок с ОВЗ не освоил программу, то он получает свидетельство об обучении и может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям.

Если ребенок с ОВЗ получает аттестат, то он может пойти в среднее или высшее учебное заведение.