Формы обучения детей с ОВЗ:
- в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
- в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
- в коррекционном саду или коррекционной школе,
- надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении),
- семейное образование.
ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образования.
В школах виды ФГОС разделены на следующие категории образования:
- начальное - с 1 по 4 классы;
- основное - с 5 по 9 классы;
- среднее общее - с 10 по 11 классы;
- образования детей с ОВЗ.
Для ДОО существует ФГОС дошкольного образования.
Если ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательной группе или в общеобразовательном классе, для него создают:
- АОП (Адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка),
- АООП (Адаптированную основную образовательную программу,которая пишется на уровень образования - например, младшее звено),
- ИУП (Индивидуальный учебный план, разрабатывающийся с учетом потребностей конкретного ребенка),
- СИПР (Специальную индивидуальную программу развития, разрабатывается для ребенка, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой).
Перед поступлением в школу ребенок с ОВЗ проходит Психолого-медико-педагогическую комиссию. По рекомендации ПМПК ребенок с ОВЗ может пойти в школу с 8 лет.
ПМПК в зависимости от тяжести нарушения предлагает обучение по одному из четырех вариантов:
- Если ребенок близок к возрастной норме и может усваивать общеобразовательную программу,
- Если ребенок может усваивать общеобразовательную программу, но ему необходимо больше времени на усвоение,
- Ребенок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок,
- У ребенка индивидуальный уровень конечных результатов (дети с УО или с множественными нарушениями).
Родители могут не предоставлять результаты ПМПК в школе или саду, но они должны понимать, что тогда для их ребенка не будут созданы специальные условия обучения (например, не будет тьютора), с ним не будут работать специалисты, рекомендованные ему ПМПК (педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед).
После окончания начальной школы ребенок снова проходит ПМПК. Возможные варианты развития событий:
- диагноз снимают,
- диагноз продливают,
- диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребенок с ОВЗ не освоил программу, то он получает свидетельство об обучении и может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям.
Если ребенок с ОВЗ получает аттестат, то он может пойти в среднее или высшее учебное заведение.