Кинопедагогика как способ формирования читательских компетенций через кинопрочтение художественного произведения

Разделы: Литература


Современное образование сегодня уже не отрицает того факта, что кинематограф становится одним из ключевых средств в решении задач развития, воспитания и образования школьников. Поэтому в образовательную систему школы входит такое направление развития, как кинопедагогика. Ученые предлагают такое определение кинопедагогики: «Кинопедагогика - направление в современном образовании, в частности медиаобразовании, связанное с закономерностями, формами и методами воспитания человека экранными искусствами». [Cитникова, 2021, 93] Безусловно, во все времена кинематограф оказывал влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения и выбор ценностных ориентиров. Чаще это происходит стихийно, без участия педагога и родителей. Но если мы говорим о направленности образовательного процесса и о воспитании всесторонне развитой личности, то необходимо расставить акценты.

В книге Ю.Лотмана и Ю.Цивьяна «Диалог с экраном» [Ю.Лотман, Ю.Цивьян, 1994, 6 ] читаем: «Разные виды искусства, обладая каждый своим языком, воссоздают разные образы мира, но только два из них - искусство слова и кинематограф пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздать предельно полный образ реальности. Это делает их особенно значимыми в истории культуры».

Проблема формирования читательской компетентности сегодня актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. В современном мире детей фактически воспитывает интернет: родителям не всегда хватает времени и опыта дать ребенку полноценное воспитание по части традиционных нравственных ценностей. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка. В кинематографе есть потенциал, который всегда основывался на ценностях гуманизма, любви, добра и света. Это наследие необходимо активно использовать в образовательном процессе.

Сегодня кинопедагогика становится действенным помощником учителя.

Приведем её основные принципы и задачи:

  • воспитание готовым кино;
  • формирование мета и медиакомпетентности;
  • создание кино детьми, воспитание в процессе создания;
  • отвлечение от деструктивной информации;
  • формирование информационных компетенций, читательской грамотности.

Всем известно, что в истории русской культуры наблюдается влияние искусства классической литературы на развитие кинематографа [Лотман, Цивьян, с.124]. Следовательно, методика изучения литературы имеет полное право использовать различные аспекты кинематографической культуры, с целью формирования читательской культуры, информационных и коммуникативных компетенций. Такое взаимодействие позволяет соединить язык кино с языком литературы и наоборот, позволяет развиваться интеллектуальным способностям, формирует нравственные категории подрастающего поколения.

Сегодня мы наблюдаем снижение интереса к чтению классической литературы, вообще снижение интереса к чтению. Поэтому задача учителя- сформировать читательские компетенции, в том числе с помощью кинопрочтения произведений классической литературы.

Но, к сожалению, следует отметить, что современный школьник не знаком с хорошим российским и мировым кинематографом. Эту проблему можно исправить на уроках русской литературы. Поэтому киноискусство становится инструментом в работе учителя на уроках русской литературы и во внеурочной деятельности.

Современные учебники русской литературы в Казахстане взялись выполнить задачу повышения читательских компетенций через искусство кино. Работая над изучением произведений русской классической и современной литературы, мы видим, что в качестве иллюстраций к произведениям приводятся фотокадры из кинофильмов разных эпох. Это и современное кинопрочтение русской классики (фильмы «Мастер и Маргарита», «Дети Арбата» и др.), а также фотографии черно-белого кино (фильмы «После бала», «Первый учитель»).

Если говорить о трех этапах работы с текстом, то при организации предтекстовой, притекстовой и послетекстовой работы нужно активно применять и стратегии кинопедагогики. На первом этапе - предтекстовой работе - можно предложить отдельным ученикам в качестве предварительного задания создать буктрейлер к произведению, используя фрагменты мультипликационного и художественного кино. При этом стоит только дать «намеки» сюжета, заинтересовать учащихся, мотивировать к прочтению произведения. Когда мы говорим о втором этапе, работе с текстом, уместно использовать стратегию «Чтение с остановками», включая фрагменты экранизации изучаемого произведения. Большое поле деятельности, безусловно, на этапе послетекстовой работы. В учебнике русской литературы для 8 класса в разделе «Созвездие муз» после изучения рассказа В.Распутина «Уроки французского» предлагается следующее задание: посмотрите художественный фильм «Уроки французского», снятый режиссером Евгением Ташковым на киностудии «Мосфильм» в 1978 году. После просмотра фильма учащимся следует ответить на вопросы:

  • какое настроение, какие мысли вызвало у вас кинематографическое воплощение рассказа В.Г.Распутина?
  • кто из актеров оказался близок вашему представлению о героях повести?
  • сравните мальчиков из рассказа и фильма. Где герой раскрывается более полно?

Творческое задание предусмотрено и после изучения рассказа Ч.Айтматова «Первый учитель» После просмотра фильма А.Михалкова-Кончаловского ученики отвечают на вопросы:

  • что нового открыл для вас фильм в повести Ч.Айтматова?
  • как соотнесены в нем думы о будущем детей, о значимости просвещения с тревогами современного человека?

Отвечая на поставленные вопросы, ученики развивают навыки критического мышления: анализ, синтез, сопоставление.

О взаимодействии различных видов искусств, в том числе искусства кино, размышляет З.С.Старкова в своей книге «Содружество искусств на уроках литературы» [Старкова, 1988, 4]: «С древнейших времён внутреннее родство различных видов искусства - стилеобразующая тенденция в развитии художественной литературы, а следовательно, и эстетического воспитания. Впитывая достижения смежных искусств - живописи и музыки, театра и кино, литература сама обогащает их своим опытом исканий и достижений».

Работа с экранизацией литературных произведений продолжается и во внеурочной деятельности. Так, мною организована работа киноклуба «О русской литературе средствами кино». На занятиях в киноклубе появляется больше возможностей для работы с текстом и формированием метапредметных навыков и читательских компетенций. На одном из заседаний клуба речь шла о пьесе А.Н.Островского «Бесприданница» (изучается в 10 классе) и фильме
Э.Рязанова «Жестокий романс». «Зачем лгут, что Островский «устарел»? - эта цитата А.Кугеля связала пьесу и кинороман и прошла лейтмотивом через всё занятие. Кроме сопоставления художественного и кинотекстов, учащиеся отметили, что при создании фильма режиссер прибегнул к помощи стихотворений русских поэтов Б.Ахмадулиной и М.Цветаевой. Эти стихотворные строки звучат сложнее, чем могло быть в эпоху Островского, но они обогатили образ Ларисы Огудаловой, подчеркнули многогранность ее внутреннего мира, незащищенную душу, наполненную музыкой и поэзией. Прослушав романс «Мохнатый шмель» на стихи Редьярда Киплинга, ученики отметили, что шумно и лихо врывается Паратов в Бряхимов, его встречают выстрелом из пушки; слуги, кучера, цыгане бегут навстречу «блестящему барину». С его появлением действие набирает оборот и неумолимо близится к развязке. В романсе об этом говорят строки: «Так вперед…»

Участники обсуждения отметили, что в финале фильма Лариса говорит только одно слово: «Благодарю». Обратили внимание на режиссёрскую находку в финальной сцене: после выстрела в небо взмывают чайки, Лариса в переводе с греческого языка означает «чайка». Чайка не имеет гнезда, садится на волны, которые несут её куда глаза глядят. Бесприютность чайки предаётся и главной героине. В фильме не раз в небо взмывают чайки как символ судьбы Ларисы.
После обсуждения и сопоставления пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» и фильма Э.Рязанова «Жестокий романс» учащиеся пришли к выводу, что, говоря словами театрального критика А.Кугеля, «…Островский еще вполне нов, мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу». В качестве творческого проекта учащимся было предложено создать эмоциональный экран или написать рецензию на просмотренный фильм.

Такая послетекстовая работа позволяет развивать метапредметные компетенции, реализовывать творческий потенциал учащихся, направленный на создание собственных творческих продуктов.

Подводя итоги вышесказанному, отмечу, что кинопедагогика на уроках позволяет решить следующие задачи:

  • воспитать посредством кино нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина;
  • развить аналитическое, критическое, образное мышление учащихся;
  • познать русскую и мировую культуры;
  • реализовать модели дистанционного обучения;
  • создавать творческие проекты с учетом индивидуальных способностей учащихся.

Список литературы

  1. Ю.Лотман Ю.Цивьян. Диалог с экраном, Таллинн, Александра, 1994, 108 с.
  2. Ситникова О.В. Кинопедагогика ка средство эмоционального сопровождения личности. // Инновации в образовании, 2021, с.92-101.
  3. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы, Москва, «Просвещение», 1988, 160 с.