Методические основы развития орфографической зоркости у младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: орфографическая зоркость


Как утверждает М.Р.Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Дети должны получить представление о сильной и слабой позициях звуков. Напомним, что позиция звука определяет характер его отношений с буквой: однозначный - для сильных позиций и неоднозначный - для слабых. Понятно, что там, где чередующиеся звуки разные например, пло[д]ы - пло[т]ы, словоразличение обеспеченно. Другими словами, «звуки хорошо справляются со своей работой» - позиция сильная. А там, где разные ряды чередующихся звуков могут совпасть например, пло[т], в[а]лы, возможно неразличение слов. Другими словами, «звуки плохо справляются со своей работой» - позиция слабая. Когда учащиеся убеждаются, что в некоторых местах слов возможны не все, а только определенные звуки, (например, без ударения не бывает звуков [о] и [э], на конце слов не произносятся парные звонкие согласные звуки), они практически наблюдают различие между сильной и слабой позициями. Может помочь понять различие между позициями аналогия с хоккейной командой, которая сильнее, когда на поле все игроки, команда в слабой позиции, когда часть игроков удалена с поля.

Ребенку, пришедшему в первый класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением.

При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.

1) Обучение постановке ударения.

Задания предлагаются такие, где написание не расходится с произношением. Например: рыба, парта, кусты, Нина, реки. Закреплению этого упражнения поможет набор слов.

2) Ввод слов, где написание расходится с произношением. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного - «опасного места» в слове. Безударный произносится слабее, тише ударного, слышится неясно. Например: трава, доска, в поле, красивее, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.

3) Отработка навыка правописания безударнойгласной.

Многие методисты рекомендуют запись с пропуском сомнительных гласных, но лучше их писать карандашом или же подчеркивать, так как в 1 классе навык письма еще слабый. Например: моросил, на спине, зимние, вековые, деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денек, играет, повар.

4) Отработка умения проверять безударную гласную.

Дети знакомятся с орфограммой, когда явное неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв: г(о\а)ра, с(о\а)ва, с(о\а)сна, тр(о\а)ва, гр(о\а)за. Эти упражнения даются на доске. Ученики доказывают необходимость нужной гласной.

5) Восприятие орфограммы на слух. Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.

Объяснительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное трудное слово, выделяют безударную гласную и записывают его.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо картинки, либо карточки - слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений:

1) Письмо с пропусками орфограмм, или как его называют дети письмо с «дырками». Овладение этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Овладеть письмом пропусками непросто. Нужно специально готовить к нему детей на отдельных словах. При этом важно начинать обучение с пропуска всех орфограмм, в первую очередь орфограмм слабых позиций .

2) Письмо по памяти.

3) Прием списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.

Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Анализируя процесс письменной речи, А.С.Выготский писал: «Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь на лицо мысленный черновик» .

Алгоритм списывания может быть таким:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в тексте.
  4. Прочитай (вслух или шепотом) предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи).
  5. Повтори (вслух или шепотом) предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически).
  6. Пиши, диктуя себе орфографически.
  7. Проверь себя: читай то, что написал в тетради, подчеркивая орфограммы в написанном и сверяя с печатным текстом .

4) Фонетико-орфографический разбор интегрирует в единый процесс анализа два вида языкового разбора: фонетический и орфографический. Отличительные особенности фонетико-орфографического разбора следующие:
а) выполняя его, ученик идет от звука к букве, а не от буквы к звуку;
б) характеризуя звук, наряду с другими признаками школьник указывает на его позицию в данной словоформе;
в) при переходе от звуков к буквам выделяются и характеризуются орфограммы, а также объясняется способ решения орфографической задачи.

Развитию орфографической зоркости способствуют и многие другие упражнения. Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм учащимися является использование раздаточного материала.

Для сознательного усвоения орфограмм «Парные согласные», «Непроизносимые согласные» большое внимание следует уделять звукобуквенному, слого - звуковому анализу слов. В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Задания дети выполняют в тетради. Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее.

Итак, главное средство воспитания орфографической зоркости - правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - мы рассматриваем как первоначальный и специальный период в обучении правописанию, имеющий свою методику и свои типы упражнений.

Усвоение учебного материала, как отмечает Б.Д.Эльконин, возможно не только в учебной деятельности, но и в других ее видах, например, в игре. Л.И.Земцова в своей статье поясняет: «Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей». Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

«Дидактическая игра - это игра обучающая. Ее основное назначение способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровое действие и игровое правило».

Основные функции дидактических игр:

  • обучающая - развитие общеучебных умений и навыков;
  • развлекательная - создание благоприятной атмосферы на уроке;
  • коммуникативная - объединение учащихся в коллектив и установление эмоциональных контактов;
  • релаксационная - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на первую систему при интенсивном обучении;
  • развивающая - гармоничное развитие личностных возможностей личности;
  • воспитательная - воспитание личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Итак, мы видим, что игра несет в себе различные функции. Ведущая функция определяется ее дидактическими целями и задачами. Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения, в данном случае по русскому языку, и воспитание, с учетом возрастных особенностей детей. Дидактические игры можно использовать на различных этапах урока, при изучении тем, отработке умений и навыков. При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны быть разнообразными по видам и формам проведения, содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать и обобщать.

Выделим некоторые виды игр:

  • игры-путешествия - отражают реальные факты или события, но обычное раскрывают через необычное, простое через загадочное, трудное через преодолимое, необходимое через интересное;
  • игры-исследования - предполагают исследование какого-то факта или предмета изучения в необычной игровой обстановке;
  • игры-поручения - имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию проще игровая задача и игровое действие в них основаны на предложении что-то сделать.
  • игры-загадки - включают в себя различные формы загадок,
  • игры-соревнования - предполагают участие двух и более команд, где критерием оценки является не только скорость, но и правильность выполнения.
  • игры-шифровки - проводятся для того, чтобы дети могли сами оценить свои знания, предлагаемый языковой материал обозначают условными значками.

Посмотрим, какова роль дидактической игры в процессе развития орфографической зоркости у младшего школьника. Организовывая игровую ситуацию при развитии данного умения, мы создаем благоприятную атмосферу на уроке, т.е. реализуем развлекательную функцию дидактической игры. В процессе игры снимается напряжение, дети объединяются в пары, группы и вместе обсуждают как найти заданные орфограммы, т.е. идет реализация коммуникативной функции. Чтобы обнаружить слове орфограмму, включается внимание, память, т.е. происходит постепенное развитие данных процессов. Во время игры, при выполнении задания направленном на развитие орфографической зоркости, дети помогают друг другу, переживают друг за друга - выполняется воспитательная функция игры. И конечно же, в процессе игры реализуется обучающая функция. Чтобы перейти к правильному обнаружению орфограммы и определению ее вида дети классифицируют, сравнивают, обобщают, т.е. идет развитие общеучебных умений и навыков.

Кроме того, организуя различные упражнения, методы и виды работ на развитие орфографической зоркости, можно использовать разнообразные формы организации деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную.

Групповая (коллективная) форма - характеризуется тем, что общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.

Парная форма связана с коммуникативными взаимодействиями между учителем и парой учащихся на основе свободного партнерства, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Индивидуальная форма обучения - сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от старшего поколения младшему, от одного человека к другому.

Разумеется, все предложенное не является чем-то новым, но систематическая работа на каждом уроке дает неплохие результаты в обучении грамотному письму.