Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие связной речи


Консультация для педагогов

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Цель развития связной речи - развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Задачи развития связной речи:

  • формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);
  • обучение соединению предложений разными способами связи;
  • развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • обучение построению высказываний разных типов - описаний, повествований, рассуждений;
  • подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста;
  • составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности;
  • обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;
  • использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста;

Функции связной речи:

  • Развитие коммуникативных способностей;
  • Установление связей с окружающими людьми;
  • Определение и регулирование норм поведения в обществе.

Формы связной речи

Диалог

  • Форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и охватывается ограничено определенной тематикой.

Монолог

  • Форма речи, не расчитанная на словесную реакцию собеседника, и охватывает обширную тематику .

Методы развития связной речи

  • Организованная деятельность;
  • Совместная деятельность;
  • Пересказ.

Рассказывание по картине

  • по серии сюжетных картинок

Беседа

  • из личного опыта

Сюжетно-ролевая игра

  • Творческое рассказывание по заданной теме

Речевые игры

Индивидуальная работа

  • по стихотворению
  • по сказке
  • по скороговорке

Интеграция видов деятельности

  • Наблюдения
  • Экскурсии
  • Составление описательного рассказа
  • Заучивание стихотворений
  • Игры-драматизации
  • Игры-инсценировки
  • Загадки

Приемы развития связной речи

Словесные

  • Чтение литературных произведений
  • Речевые упражнения
  • Речевой образец
  • Вопрос
  • Подсказка
  • Повторное проговаривание
  • Оценка детской речи
  • Напоминание
  • Объяснение
  • Указание
  • Словесные поручения

Игровые

  • Народные игры
  • Игры-драматизации
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Самодеятельные игры

Наглядные

  • Показ иллюстраций, картин, объекта
  • Сюрпризный момент
  • Игровой персонаж
  • Моделирование (схемы, мнемотехника)
  • Речевые игры
  • Эмоциональность педагога

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы». К.Д.Ушинский

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью. В связи с этим существуют требования к речи педагогов.

Требования к речи педагога:

  • эмоциональность
  • выразительность
  • точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию)
  • содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится)
  • ясность (понятность для окружающих)
  • логичность (последовательное изложение мыслей)

Дети могут:

Первая младшая группа

  • Поделиться информацией; пожаловаться на неудобство, действия сверстника.
  • Сопровождать речью бытовые и игровые действия.
  • Отвечать на простейшие вопросы.
  • Повторять несложные фразы.

Вторая младшая группа

  • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
  • Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
  • Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
  • Делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.
  • В играх принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстником.
  • Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знакомых сказок.

Средняя группа

  • Рассказывать о содержании сюжетной картинки.
  • Участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
  • Описывать предмет, картину.
  • Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.
  • В играх проявлять инициативу и предлагать новые роли и действия.
  • Обогащать сюжет, вести ролевые диалоги.
  • Разыгрывать несложные отрывки по знакомым литературным произведениям.
  • С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.

Старший дошкольный возраст

  • Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе;
  • Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
  • Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
  • Использовать монологическую и диалогическую формы речи;
  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
  • Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем;
  • Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.