Консультация для педагогов
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Цель развития связной речи - развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Задачи развития связной речи:
- формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);
- обучение соединению предложений разными способами связи;
- развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- обучение построению высказываний разных типов - описаний, повествований, рассуждений;
- подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста;
- составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности;
- обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;
- использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста;
Функции связной речи:
- Развитие коммуникативных способностей;
- Установление связей с окружающими людьми;
- Определение и регулирование норм поведения в обществе.
Формы связной речи
Диалог
- Форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и охватывается ограничено определенной тематикой.
Монолог
- Форма речи, не расчитанная на словесную реакцию собеседника, и охватывает обширную тематику .
Методы развития связной речи
- Организованная деятельность;
- Совместная деятельность;
- Пересказ.
Рассказывание по картине
- по серии сюжетных картинок
Беседа
- из личного опыта
Сюжетно-ролевая игра
- Творческое рассказывание по заданной теме
Речевые игры
Индивидуальная работа
- по стихотворению
- по сказке
- по скороговорке
Интеграция видов деятельности
- Наблюдения
- Экскурсии
- Составление описательного рассказа
- Заучивание стихотворений
- Игры-драматизации
- Игры-инсценировки
- Загадки
Приемы развития связной речи
Словесные
- Чтение литературных произведений
- Речевые упражнения
- Речевой образец
- Вопрос
- Подсказка
- Повторное проговаривание
- Оценка детской речи
- Напоминание
- Объяснение
- Указание
- Словесные поручения
Игровые
- Народные игры
- Игры-драматизации
- Сюжетно-ролевые игры
- Самодеятельные игры
Наглядные
- Показ иллюстраций, картин, объекта
- Сюрпризный момент
- Игровой персонаж
- Моделирование (схемы, мнемотехника)
- Речевые игры
- Эмоциональность педагога
«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы». К.Д.Ушинский
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью. В связи с этим существуют требования к речи педагогов.
Требования к речи педагога:
- эмоциональность
- выразительность
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию)
- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится)
- ясность (понятность для окружающих)
- логичность (последовательное изложение мыслей)
Дети могут:
Первая младшая группа
- Поделиться информацией; пожаловаться на неудобство, действия сверстника.
- Сопровождать речью бытовые и игровые действия.
- Отвечать на простейшие вопросы.
- Повторять несложные фразы.
Вторая младшая группа
- Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
- Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
- Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.
- В играх принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстником.
- Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знакомых сказок.
Средняя группа
- Рассказывать о содержании сюжетной картинки.
- Участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
- Описывать предмет, картину.
- Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.
- В играх проявлять инициативу и предлагать новые роли и действия.
- Обогащать сюжет, вести ролевые диалоги.
- Разыгрывать несложные отрывки по знакомым литературным произведениям.
- С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.
Старший дошкольный возраст
- Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе;
- Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
- Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
- Использовать монологическую и диалогическую формы речи;
- Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
- Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем;
- Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.