В современном мире владение языком становится все более важным аспектом успешной коммуникации. Однако владение языком включает не только знание правил грамматики, но и способность использовать его в различных функциональных контекстах. Формирование функциональной грамотности становится ключевой задачей в образовании, поскольку она направлена не только на правильное использование языковых структур, но и на развитие навыков эффективного общения.
Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся.
Можно выделить несколько особенностей заданий для формирования функциональной грамотности:
- задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
- в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
- вопросы изложены простым и ясным языком;
- используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Выделяют основные методы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.
1. Целенаправленное обучение функциональной грамотности
Для успешного формирования функциональной грамотности необходимо целенаправленное обучение, ориентированное на реальные коммуникативные задачи. Учитывая конечную цель обучения - умение эффективно общаться на английском, уроки должны включать задачи, которые стимулируют учащихся использовать язык для достижения конкретных целей.
Задача: "Разработайте краткую презентацию о вашем любимом городе. Используйте слова и выражения, которые мы изучили на прошлых уроках."
Такой подход акцентирует внимание на применении знаний в практических ситуациях, что способствует формированию навыков функциональной грамотности.
2. Интеграция функциональной грамотности в тематические блоки
Чтобы усилить эффективность обучения, можно интегрировать функциональную грамотность в тематические блоки. Например, при изучении темы "путешествия" студенты могут не только изучать связанные с этим грамматические конструкции, но и применять их для создания плана путешествия или бронирования гостиницы.
Тема: Путешествия
Грамматика: Использование времени (Present Simple, Present Continuous) для описания планов путешествия.
Задача: "Составьте план вашего предстоящего путешествия, используя соответствующие временные формы."
Такой подход не только обогащает словарь учащихся, но и обучает их применять язык в конкретном контексте.
3. Ролевые игры и обсуждения
Одним из эффективных методов формирования функциональной грамотности являются ролевые игры и обсуждения. Они создают атмосферу коммуникации и стимулируют учащихся к использованию языка для взаимодействия.
Сценарий ролевой игры: В ресторане
Учащиеся играют роли официанта и посетителя. Они должны использовать выражения для заказа еды, уточнения деталей и общения с клиентом.
Такие упражнения не только развивают функциональную грамотность, но и улучшают навыки общения и восприятия контекста.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- финансовая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление;
- читательская грамотность.
Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника для 3 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. Но, не только задания из учебника дают возможность развивать математическую грамотность на уроках. В настоящее время на помощь учителю приходят различные платформы дистанционного образования, где можно найти самые разнообразные задания не только в качестве работы в классе, но и в качестве отработки навыков дома.
Финансовая грамотность - способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств.
Возможная тематика для обсуждения вопросов по финансовой грамотности в курсе английского языка:
- возникновение и история денег
- валюта разных стран
- личный бюджет и бюджет семьи
- управление личными финансами (учет и планирования своих доходов и расходов)
- финансовая ответственность
При формировании естественно-научной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местная / национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).
- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
В качестве примера задания на формирование естественно-научной грамотности можно привести следующее:
(Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping animals in the zoo a good idea?
"… Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show us how rich the animal world is.
But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…")
Глобальные компетенции - это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Креативное мышление - это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.
На занятиях английского языка нам часто предлагают использовать инновационную технологию «Синквейн». Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»). в которых обобщена информация по изученной теме. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант.
Читательская грамотность - это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.
В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным - это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий:
- Подобрать антонимы или синонимы к словам.
- Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
- Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
- Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них.
- Прочитать текст и выделить основные темы повествования.
- Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.
- Пересказать текст от лица различных персонажей.
- Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
- Дать совет герою (героине).
И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.
И в заключение хотелось бы сделать вывод. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.