Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
- Приказа МП от 31.05. 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08. 2017 г. № 09 - 1672;
- Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства от 29. 05. 2015 г. № 996 - р; СП 2.4.3648 - 20;
- СанПиН1.2.3685 - 21;
- Основной образовательной программы.
Цель курса: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.
Основные задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Формы и методы работы очень разнообразны:
- тематические занятия
- практические занятия
- беседы
- конкурсы
- соревнования
- викторины
- настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
- экскурсии
- демонстрация фильмов и видеороликов
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать формирование представлений о мире труда и профессий.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в две недели:
- 1 класс - 16 ч. в год,
- 2-4 классы - 17 ч. в год.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» состоит из четырёх модулей:
- Первый модуль 1 класс «Путешествие в мир профессий»: формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека.
- Второй модуль 2 класс «Профессии, связанные с творчеством»: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией
- Третий модуль 3 класс «Профессии, связанные с наукой»: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;
- Четвёртый модуль 4 класс «Все профессии важны, все профессии нужны»: расширение и углубление знаний о всех типах профессий.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- Определятьи высказыватьпод руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор как поступить, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
-
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) в процессе ознакомления с профессией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
-
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в окружающем мире профессий.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы из других источников, применять свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводыв результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, схематических рисунков, схем).
-
Коммуникативные УУД:
- Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами программы является овладение специальными знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:
- когнитивные - знания о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие навыки трудовой деятельности: ответственность, дисциплинированность, самостоятельность.
Первый уровень результатов (1-й класс) - приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2-3-й классы) - формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс)- получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Формы контроля: Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: тесты, рефераты, презентации, творческие проекты, викторины, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.