Ежегодно растет численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В последнее время многие специалисты отмечают, что очень выросло число детей с такими проблемами, как дислексия и дисграфия, которые мешают им полноценно осваивать школьную программу.
Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.
Все чаще специалисты ПМПК рекомендуют детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) занятия не только с учителем-логопедом и психологом, но и с дефектологом.
В процессе коррекционной работы мы пришли к выводу, что для достижения наиболее эффективного результата коррекции устной и письменной речи обучающихся необходимо сотрудничество учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
Общие формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога в организации коррекционной помощи детям с ОВЗ (категории ТНР)
1. Диагностическое обследование детей.
Помогает выявить и учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка при составлении индивидуальных маршрутов развития.
2. Обсуждение и планирование работы на год.
Эта работа заключается в том, что мы пересматриваем комплексно-тематическое планирование и корректируем календарное планирование с целью уточнения лексической подборки. Разрабатываем ИОМ на основе диагностических данных, логопедических и дефектологических программ
Параллельно отрабатываются тематические планирования в пределах своей компетенции.
3. Планирование консультаций для педагогов.
Осуществляется для того, чтобы все участники образовательного процесса скоординировали и объединили свои действия в организации образовательного, коррекционного и воспитательного процессов.
4. Планирование консультаций для родителей с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания и развития интеллектуальной и речевой компетентности у детей.
В течение года взаимодействие осуществляется и в таких формах, как проведение открытых занятий, семинаров-практикумов, ведении проектной деятельности, совместных бесед по подведению итогов коррекционно-развивающей работы с родителями и педагогами, изучении методических новинок, совместном участии в конференциях.
Представленные формы нашего взаимодействия строятся на следующих принципах:
Принцип взаимодополнения предполагает сочетание, а не дублирование методов задач и приёмов работы.
Принцип целостности и законченности предполагает использование предоставляемого материала в полном объёме в соответствии с требованиями коррекционного блока адаптированной основной образовательной программы.
Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между двумя специалистами, когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов.
Принцип «сотворчества» и разнообразия предполагает создание творческой атмосферы с использованием развивающих заданий игрового характера, когда дети непосредственно с удовольствием и с интересом получают и усваивают предлагаемый материал.
На начальном этапе коррекционно-развивающего воздействия важно вести работу по развитию сенсорного восприятия. Одним из направлений этой работы является развитие тактильно-двигательного восприятия: дети учатся различать предметы на ощупь по различным признакам: форма, материал, текстура.
Учитель-логопед, в свою очередь, развивает мелкую моторику пальцев рук, как с речевым, так и без речевого сопровождения.
Другим примером по развитию сенсорного восприятия является работа дефектолога по развитию пространственных и временных представлений у детей: дефектолог учит ориентироваться в сторонах собственного тела, относительно тела другого человека и в пространстве; ведет работу по формированию последовательности временных понятий.
А учитель-логопед решает те же задачи путём формирования предложно-падежных конструкций и развития временных представлений при пересказах и составлении рассказов.
Учитель-дефектолог ведет активную работу по развитию оперативной слуховой и зрительной памяти, используя игры на запоминание слов; на слайде продемонстрировано задание, где ребенок запоминает несколько картинок, потом определяет какого предмета не стало или что-то могло измениться, должен найти недостающую и прочие вариации.
В то же время учитель-логопед развивает вербальную память посредством проговаривания предложений с отстукиванием и без отстукивания ритма (так называемое письмо «без правил» на оживление чувства языка, которое базируется на речитативе).
Важным аспектом в развитии ребенка является устойчивое и качественное внимание.
Например, для коррекции и развития зрительного внимания дефектолог использует игры на нахождение отличий между картинками, использует корректурные пробы, задания, где требуется найди рисунок, похожий на образец и пр.)
А учитель-логопед, решая задачи на развитие зрительного внимания, предлагает занимательные игры на материале изучения букв.
Отдельным блоком по формированию познавательной деятельности стоят задачи по развитию мыслительных операций. Для формирования аналитико-синтетической деятельности может использовать, например, задания типа «парные аналогии».
А учитель-логопед ведёт работу по обучению звукобуквенному анализу и синтезу, например, в задании на составление слова из букв по первым звукам этого слова.
Важно детей научить обобщать предметы, исключать по различным признакам. С этой целью дефектолог предлагает игры «Что лишнее?», по функциональному или ситуативному признаку.
Решая те же задачи, учитель-логопед развивает данные навыки, посредством игр и заданий на материале изучения тем по принципу обобщений.
В коррекционно-развивающем процессе дефектологу важно научить детей сравнивать предметы, находить в них не только различия, что детям дается гораздо легче, но и выделять общее между ними, таким образом, способствуя развитию ассоциативного мышления (пример, найди сходства и различия между предметами по картинкам).
А у учителя-логопеда может быть игра на использование сравнения при употреблении слов антонимов. Например, дети учатся определять противоположное эмоциональное состояние человека. И что немало важно: сами демонстрируют их на себе, тем самым не только проговаривая необходимые слова-антонимы, но и переживая их.
Не менее важным является процесс формирования такой мыслительной операции, как классификация.
Важным в работе логопеда является научить классифицировать звуки по признаку - гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий.
Преследуя цель развить воображение детей, учитель-дефектолог может предложить Игру «На что это похоже?»: дается элементарное схематичное изображение, по которому нужно определить, что напоминает этот рисунок.
А учитель-логопед, развивая воображение, использует мнемокарточки и мнемотаблицы при пересказах и составлении рассказов, например, назови цвет посуды - это изображение цветных фигур.
Огромный блок в работе дефектолога - это блок «Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)».
Специалист обучает детей порядковому и количественному счету.
Решая эту же задачу, учитель-логопед учит детей определять количество звуков, букв, слогов в слове, слов в предложении.
Учитель-дефектолог учит детей сравнивать и уравнивать количество предметов (например, ребенок должен определить: и чего больше на картинке? Или же сделать так, чтобы предметов стало поровну).
А учитель-логопед обучает сравнению слов по количеству звуков или букв.
Одним из важнейших видов деятельности является решение арифметических задач, поскольку это способствует развитию элементов логического мышления и связной речи. Учитель-дефектолог учит детей решать задачи на сложение и вычитание с опорой на наглядность.
А учитель-логопед, преследуя те же цели, ведёт работу по обучению детей преобразованию предложений.
На занятиях с дефектологом дети учатся отсчету предметов в пределах школьной программы.
А на занятиях с логопедом дети учатся согласовать имена существительные с именами числительными.
Ведется одновременная работа по предупреждению проблемы зеркального письма, но на разном материале, например, при лепке цифр и букв, в задании на нахождение правильного их направления, в заданиях на штриховку.
Ведется работа по развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также по формированию зрительно-моторной координации.
Важной составляющей в речевом развитии является наличие связной речи. Для развития связного речевого высказывания логопед учит детей составлять описательные рассказы.
А учитель-дефектолог решает ту же задачу, например, при использовании «Нелепиц», где ребенок должен «красиво» объяснить, почему не согласен с художником.
При обучении грамоте учитель-логопед учит детей, например, дифференцировать понятия «звук-буква».
А учитель-дефектолог использует знание букв при выполнении различных заданий в процессе развития ВПФ (например, корректурные пробы, где основной целью является развитие объема внимания, переключения и концентрации внимания).
Учитель-логопед формирует лексико-грамматический строй речи, развивает связную речь детей, а также корректирует звукопроизношение и нарушения письменной речи, занимается обучением грамоте.
На занятиях учитель-дефектолог отрабатывает навыки, полученные на логопедических занятиях, восполняет пробелы усвоения УУД по русскому языку, чтению, математике. Корректирует и развивает познавательную деятельность, мыслительные операции на основе изучаемого программного материала, восполняет пробелы предшествующего обучения.
В это же время учитель-логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую. Оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Такая схема взаимодействия позволяет расставить акценты в работе дефектолога и логопеда в пределах своей компетенции, преследуя одну цель, но достигая её разными средствами.
Для реализации цели: создание условий для эффективного устранения нарушений устной и письменной речи, полноценного освоения общеобразовательной программы, развития и саморазвития личности, сохранения и укрепления здоровья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с ТНР, мы составили ИОМ, отражающий все вышеописанные принципы.
Индивидуальный маршрут коррекционного логопедического и дефектологического сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи (АООП НОО вариант 5.2) содержит:
1. Пояснительную записку, в которой описываются:
- Данные обучающегося.
- Заключение и рекомендации ПМПК.
- Данные специалистов.
- Название ресурса.
- Название УМК.
- Цель и задачи:
- Количество занятий с каждым специалистом, срок реализации программы.
- Методические рекомендации по использованию ресурса.
2. Логопедическое и дефектологическое заключение на ребёнка.
3. Специальные условия для усвоение АООП.
4. Индивидуальный план сопровождения.
5. Тематическое планирование индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения
6. Тематическое планирование групповых логопедических и подгрупповых/индивидуальных дефектологических занятий, в котором отражены темы, количество часов, методики и задания логопедических и дефектологических занятий.
7. Ожидаемые результаты коррекционной работы и примерный прогноз развития обучающегося.
Индивидуальный образовательный маршрут был апробирован в течении учебного года.
В начале учебного года в рамках логопедического обследования с обучающимся был написан диктант и списывание с печатного текста по методике Т.В.Ахутиной. После обработки результатов выявилось большое количество дисграфических ошибок.
На коррекционных логопедических занятиях проводилась работа по коррекции звукопроизношения и дисграфии с использованием разнообразных форм и методов.
Параллельно на дефектологических занятиях учитель-дефектолог следил за звукопроизношением обучающегося на занятиях, корректно исправлял речевые ошибки, использовал речевой и наглядный материал, развивающие игры, корректурные пробы в соответствии с коррегируемым звуком и темой логопедического занятия. Корректировал и развивал познавательную деятельность, мыслительные операции на основе изучаемого программного материала основных дисциплин, восполнял пробелы предшествующего обучения.
С целью выявления динамики в конце учебного года с обучающимся была проведена диагностика с использованием тех же материалов, что и в начале учебного года (диктант и списывание). Результаты диагностики показали, что уменьшилось количество дисграфических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Также наблюдается положительная динамика всех компонентов устной и письменной речи (речевой коммуникации, звукопроизношения, фонематического слуха, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи, чтения). Повысился уровень знаний по предметам русский язык, математика, чтение, окружающий мир.
В целом в конце учебного года можно сделать вывод, что используя ИОМ систематизировано, решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, устной и письменной речи, обогащению коммуникативного опыта (общение с социумом в разных направлениях), и в целом коррекции недостатков развития у школьников с ОВЗ (категории ТНР).
В процессе работы по ИОМ были выявлены недочёты программы, проведена корректировка.
Литература
- 1. Бабина Г.В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи /Г.В.Бабина, Н.А.Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: учеб. пособие / под общ.ред. О.Б.Иншаковой. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.
- Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». - М., 2005.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
- Иншакова О.Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников / О.Б.Иншакова, А.И.Кричевец, Т.В.Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. - М.: Изд-во МОГИ, 2006.
- Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопедов. В 2 ч. / О.Б.Иншакова. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Ишимова О.А. Развитие речемыслительных способностей детей / О.А.Ишимова, С.Н.Шаховская, Е.Д.Худенко. - М.: Просвещение, 2009.
- Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Н.Истратова. - М.: Феникс, 2015.
- Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. - М.: Астрель, 2006.
- Логинова Е. А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции / Е.А.Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. - М.: Изд-во МСГИ, 2004.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М., 2008.
- Мазанова Е.В. - Коррекция аграмматической дисграфии. - М., 2008.
- Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. - М., 2008.
- Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г.Мисаренко // Логопед. - 2004. - № 2.
- Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. - М.: В.Секачёв, 2008.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н.Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 1995.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи - М.: Аркти, 2000.
- https://nsportal.ru