Формирование логических действий младших школьников средствами устных упражнений на уроках математики

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: младшие школьники


В статье приведен опыт формирования логических действий у младших школьников средствами устных упражнений на уроках математики. Устные упражнения включают в себя выполнение математических вычислений без каких-либо дополнительных инструментов или устройств, таких как компьютеры, калькуляторы или карандаши и бумага. Многие исследования показывают, что именно в начальной школе формируются основные приемы устных вычислений младших школьников, которые активизируют мыслительную деятельность, улучшают их память, коммуникативные навыки, слуховое восприятие, внимание и быстроту мышления. Эти навыки необходимы для развития логического мышления.

В рамках ФГОС НОО подчеркивается важность освоения младшими школьниками ряда логических операций: сравнения, синтеза, анализа, классификации, обобщений, а также установления причинно-следственных отношений, аналогий и формирование выводов через апелляцию к известным концепциям. Эти умения, как ключевые элементы когнитивного развития, также выделяются в примерной основной образовательной программе для данной ступени обучения.

При этом математика выступает в роли предмета, обусловленного наибольшими возможностями для культивирования указанных умений среди учеников начальных классов. Задачей педагогики является использование этого потенциала для развития логического мышления. Научное сообщество в лице И.Н.Власовой, В.И.Игошина, Е.Г.Конновой, И.А.Несмачной, Н.Д.Рындиной, Л.Ф.Тихомировой, Н.В.Фетисовой и других исследователей приложило усилия для изучения механизмов этого процесса на уроках математики в начальных классах.

Специальная педагогическая работа по формированию логических действий детей младшего возраста даёт благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем.

Существует противоречие между необходимостью формирования логического и алгоритмического мышления у младших школьников и недостаточностью систематизированного дидактического материала по организации и составлению устных упражнений.

Все это обуславливает актуальность методических поисков по проблеме формирования логических действий младших школьников.

В области начального математического обучения ключевой областью является культивирование способности к устному счету, так как исследования указывают на его значимость для развития основополагающих умений в устных вычислениях у младших школьников. Действительно, в начальных классах это стремление формирует не только логическое мышление, но и многочисленные когнитивные способности: память, речь, звуковосприятие, внимание, а также скорость реагирования.

Подразумевается, что подобные вычисления выполняются без всяких устройств или инструментов, будь то компьютеры, калькуляторы, счёты или даже простые ручки и бумага. Фокусировка на этих аспектах обучения становится предметом заботы для педагогов начального звена, с которыми возникают испытания организации образовательного и воспитательного процессов, увеличения стремления учеников к познанию и становлению их аналитических способностей.

Данный аспект обусловил выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование логических действий младших школьников средствами устных упражнений на уроках математики».

Объект исследования - процесс формирования логических действий младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования - устные упражнения как средства формирования логических действий младших школьников на уроках математики.

Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность устных упражнений по формированию логических действий младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию логических действий младших школьников средствами устных упражнений на уроках математики;
  2. Выявить уровень сформированности логических действий детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе эксперимента;
  3. Разработать и реализовать устные упражнения, ориентированные на формирование логических действий младших школьников на уроках математики;
  4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования - теоретический анализ литературы, синтез, обобщение; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ данных.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №28 г. Йошкар-Олы». В исследовании принимали участие учащиеся 3 классов в количестве 50 человек.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют имеющиеся теоретические положения о формировании логических действий младших школьников средствами устных упражнений на уроках математики. Материалы исследования вносят определенный вклад в теорию обучения и могут служить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранные и разработанные устные упражнения по развитию логический действий детей младшего школьного средствами устных упражнений, могут быть использованы учителями в практической деятельности.

Изучив литературу по проблеме формирования логических действий младших школьников средствами устных упражнений на уроках математики, мы рассмотрели понятия и виды логических действий, особенности формирования логических действий младших школьников. Мы узнали, что младший школьный возраст является периодом быстрого развития и качественного преобразования познавательных процессов детей. Основным познавательным процессом в структуре образовательной деятельности является мышление. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, аналогия). Следует помнить, что все логические действия взаимосвязаны между собой и образуют целостный процесс познания, способствуя решению той или иной задачи, которая возникает перед учащимся.

Были рассмотрены аспекты формирования логических действий младших школьников средствами устных упражнений на уроках математики, нестандартные формы работы, задания, которые способствуют активизацию мыслительных процессов. Более подробно представлен каждый вид логического действия, их понятия и сущности. На каждый вид логического действия подобраны примеры упражнений. Мы выяснили, что выполняя устные вычислительные приёмы, у нас не только вырабатываются знания, умения и навыки быстро считать, но и развиваются интеллектуальные способности, логическое мышление.

Таким образом, формирование логических действий средствами устных упражнений действительно сложный процесс, который требует тщательной подготовки материалов, создания специальных условий, использования вариативных заданий и методов обучения. Именно поэтому данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и комплексным.

Практическая часть исследования была проведена на базе МБОУ «Лицей №28 г.Йошкар-Олы». В исследовании приняли участие учащиеся 3 «З» класса, в количестве 25 человек, и учащиеся 3 «В» класса, в количестве 25 человек.

В исследовании мы использовали такие диагностические методики, как:

  1. Тест Липпмана «Логические закономерности» направлен на диагностику уровня развития логического мышления младших школьников. Диагностика характеризуется тем, что учащимся даются девять наборов чисел, и они должны выяснить закономерность в каждом наборе. Им предстоит проанализировать каждую строку и записать в специальный бланк следующие два числа этого шаблона.
  2. Методика «Диагностика логических операций» разработана Н.Я.Чутко на основе логических действий и образовательных стандартов второго поколения. Она направлена на исследование логических операций младших школьников. В данной диагностике им будет предложено решить некоторые задачи, используя логические операции, такие как анализ синтез, обобщение, сравнение. Всего у них будет десять заданий: в некоторых требуется просто записать ответ, а в других - объяснение, как они получили ответ.
  3. Методика "Логические задачи" А.3.Зака. Целью данной методики является выявление у учащихся уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий. Испытуемым даны 22 задачи с разными уровнями сложности. Учащиеся должны по условию задачи определить правильный ответ.

На основе того, что мы обнаружили в ходе эксперимента, мы поняли, что детям младших классов необходимо выполнять разные упражнения, чтобы улучшить логическое мышление по математике. Мы выбрали несколько упражнений, таких как логические цепочки, магические квадраты, поэтические задачи, головоломки, загадки и кроссворды, для использования на уроках математики. Регулярно выполняя эти упражнения, дети смогут расширить свои математические навыки и уверенно понимать закономерности реального мира. Это также помогает им использовать математику в повседневной жизни. Изучение математики - это не только цифры, оно на самом деле помогает детям расти как личности.

Список литературы

  1. Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. «Логические пятиминутки» для младших школьников // Управление начальной школой. 2011. № 9. - 164с.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Юрайт, 2010 - 89 с.
  3. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. Изд-во Академия. Серия: Высшее образование, 2007. 299 с.
  4. Мануйлова Е.И. Средство формирования логических действий у младших школьников «логические пятиминутки» / Начальная школа. № 8. 2017. - 97 с.
  5. Мусина А.А. Логические рассуждения младших школьников/ «Начальная школа» журнал №3 2018 - 25-34 с.
  6. Психология развития и возрастная психология / Л.А.Головей [и др.]. Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 516 с.