Человек в течение всей жизни формирует навыки безопасного поведения, но особенно осознанно это происходит в подростковом возрасте. Именно тогда развиваются такие качества, как самостоятельность, активность, ответственность за свои действия.
В современной педагогике актуальным вопросом остается методическое воплощение информационного содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», поскольку ОБЖ с каждым годом становится все более значимым и актуальным предметом в школе. Так, с 1 сентября 2024 учебного года планируется введение нового названия курса - «Основы безопасности и защита Родины» и расширение программы начальной военной подготовки [1]. Взрослым необходимо научиться и научить детей жить в современном информационном мире с учетом реалий нарастающих глобальных проблем экологической направленности, экономического и политического кризисов, международных вопросов безопасности государства и его границ, информационной безопасности.
Вот почему работа с информацией на уроках ОБЖ выступает на первый план и требует разнообразных методических приемов:
- умение получать информацию из источников разных типов;
- поиск, анализ, систематизация и интерпретация информации различных видов и форм представления;
- создание текстов в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории;
- оценивание достоверности, легитимности информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использование средств ИКТ в решении коммуникативных и организационных задач, техники безопасности, ресурсосбережения, правовых и морально-этических норм, норм информационной безопасности.
И именно эта основа развития личности человека и гражданина закладывается, на мой взгляд, на уроках ОБЖ, которые должны обогащать личный опыт ребенка, вырабатывать компетенции безопасного поведения на основе личного опыта, полученного в ходе совместной деятельности над информацией, будь то создание памяток по безопасности, исследовательская и поисковая работа в группах, ролевая игра, съемка короткометражных фильмов, использование знаний, умений и навыков, полученных на других предметах.
Стоит отметить, что ОБЖ, как ни один другой предмет интегрирует информацию из других предметных областей, изучаемых учащимися в школе. Так, на уроках в 8-м классе при изучении темы «Пожарная безопасность в быту» можно разобрать причины начала возгорания, вспомнив с учащимися курс физики, а именно раздел Тепловые явления, и темы этого раздела «Количество теплоты» и «Удельная теплота сгорания топлива». В 11-х классах на занятиях по теме «Информационной безопасности» прослеживаются межпредметные связи с информатикой, т.к. учащиеся знакомятся с видами вирусных программ, со способами борьбы с ними. Таким образом, на уроках ОБЖ информация, полученная на других предметах, становится целостной и формирует в сознании учащихся полную картину мира.
Возвращаясь к методическим приемам работы с информацией на уроках ОБЖ, стоит более подробно остановиться на введение интерактивных методов работы. Большинство уроков в лицее строится как интерактивная лекция с элементами дискуссии, демонстрацией и разбором слайдов или фильмов. Такую возможность предоставляют АРМы учителя в каждом кабинете лицея: ПК, проектор, интерактивная доска. Но живая демонстрация навыков и приемов, которыми владеет сам учитель, очень важна для ребенка. Вот почему я использую для передачи практического опыта ученикам такие формы как мастер-классы
- по оказанию первой медицинской помощи,
- по поведению в лесу,
- по навыкам безопасного туризма.
Конечно же, деятельностный подход в обучении требует проведения практической работы в форме тренингов, например, «Поведение при пожаре», «Поведение в транспорте», «Поведение во время чрезвычайных ситуаций». Для тренинга выстраиваю маршрут, который нужно преодолеть. В него входят рекреации, лестничные пролеты, кабинеты с имитацией, например, пожара или пострадавших, которым нужна помощь. Проход ногами по такому маршруту дает личному опыту ребенка гораздо больше, чем просто прочитанные правила. Проверку правил можно тоже провести в интерактивной форме.
Пример. Тема «Безопасность в общественных местах», проверка домашнего задания.
С помощью интерактивной доски проверяется домашнее задание в групповой работе: в правилах безопасного поведения необходимо найти 5 ошибок и назвать их (Рис.1).
Рисунок 1. Работа в группе
Учащиеся любого возраста активно работают с кейсами, решая конкретные ситуации. Этот прием я использую для закрепления пройденного материала.
Пример:
«Применение знаний и умений»
Разделение учащихся на группы по 4 человека. Каждая группа работает с кейсом, в котором описана одна из ситуационных задач по безопасности в общественных местах. Группа анализирует ситуацию и отвечает на вопрос: «Как действовать?» (Рис. 2)
Рисунок 2. Кейсы
Ученики совместно обсуждают, принимают решение на основе изученного материала, делятся своими выводами, аргументируют их правилами.
Я организую работу в малых группах из трёх-четырех человек. Задания выполняются с использованием «Дерева решений», когда группы записывают решение ситуации, а затем меняются записями, добавляя свои идеи на ватман соседей.
Рисунок 3. Схема метода Зигзага
Работа в группе помогает снять повышенную учебную нагрузку, с лёгкостью найти информацию в разных источниках, усвоить материал и, конечно же, расширить познавательные и коммуникативные возможности ученика.
Так для старшеклассников неотъемлемой частью урока стали дебаты, во время которых они выдвигают обоснованные и аргументированные мнения, отстаивают свою позицию. Дебаты можно использовать и в ролевой игре, где позиция спорящих сторон - это противоположные профессиональные мнения, например, директора химкомбината и представителя «Гринпис», или директора заповедника «Столбы» и руководителя туристической группы.
Мозговой штурм на уроке с совместным генерированием идей и поиском нестандартных творческих решений часто перерастает в домашнее задание или внеклассное мероприятие в форме проекта, где ученики могут проявить творчество, интерпретируя информацию в текст, и самостоятельность, работая над поставленной задачей во внеурочное время.
Пример:
Ролевая игра «Фильм! Фильм! Фильм!»
Подготовка к домашнему заданию «Съемка видеоролика «Поиск потерявшегося человека».
Планируемые результаты урока по ФГОС:
- навыки сотрудничества с коллективом сверстников в ходе волонтерской просветительской деятельности;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместного творчества по отбору информации и ее интерпретации в видеоролике;
- умение видеть и предупреждать возникновение опасных чрезвычайных ситуаций по характерным признакам, а также использовать для просвещения различные виды и формы информации.
Каждая группа состоит из режиссера, эксперта, сценариста и помощника режиссера.
Задание №1. Режиссеры вместе с группой выбирают тему:
- «Поиск потерявшегося ребенка дошкольного возраста», или
- «Поиск потерявшегося пожилого человека с деменцией», или
- «Поиск потерявшегося одноклассника».
Жанр: сказка, мультфильм, телехроника, комедия, детектив, мелодрама, трагедия.
Название известного фильма/ мультфильма/ телепередачи и т.д. в этом жанре.
Действующих лиц:
- героев телепередач,
- героев фильма,
- героев мультфильма.
Для корректности информации группы работают е через «встречи экспертов».
Для встречи экспертов используется методический прием «Зигзаг» (Рис.2). Когда рабочие группы, изучающие один и тот же вопрос, обмениваются экспертами для обмена информацией. Эксперты, возвращаясь в свои группы, сообщают, что узнали у других, помогают прийти к единому решению.
Затем от каждой группы выступают лидеры (режиссеры) с защитой темы, жанра и действующих лиц видеосюжета.
Задание № 2 (Рис.4). Группе нужно обсудить и заполнить графы сценария для съемок.
Рисунок 4. Лист сценария
Сценаристы пишут. Консультанты работают в Интернете. Помощники режиссера засекают время. И вновь используется методический прием «Зигзаг» (Рис. 5).
Рисунок 5. Обмен опытом между экспертами и работа над сценарием
Учитель во время работы групп контролирует и помогает как наставник и консультант:
- организовать работу в группе;
- выработать разные варианты решений;
- найти информацию и формы ее интерпретации.
Группы защищают свои сценарии. И четко понимают, что им нужно снять в своем домашнем задании. Такое домашнее задание публикуется на сайте лицея или в мессенджере как учебно-просветительская волонтерская деятельность [2].
Конечно, такие уроки энергозатратны для учителя. Они затратнее по эмоциям и по времени в сравнении с пассивным и активным методами, добавляют сложности в проведение урока, ведь педагогу нужно сохранить баланс между игрой и обучением, учесть особенности характера и поведения учеников. Наконец, самому нужно многому научиться при введении нового формата урока. Но, когда видишь цель в формировании личности ученика, то выбираешь именно интерактивные формы работы, которые развивают у учащихся организаторские способности, самостоятельность, критическое мышление, творческие навыки и навыки общения в группе.
В заключение хочу сказать, что интерактивные приемы работы с информацией на уроках ОБЖ являются важной составляющей успешного обучения. Они побуждают учащихся к действию, помогают не только визуализировать информацию и сделать урок интересным и запоминающимся, но способствуют «проживанию» ситуации, приращению личного опыта учащихся. Таким образом, интерактивные приемы работы с информацией помогают в реализации ФГОС, а именно - развитию метапредметных и личностных результатов. Такой подход способствует глубокому усвоению знаний и формированию навыков безопасности, что является основной целью уроков ОБЖ [3].
Интернет ресурсы
- https://www.kp.ru/edu/shkola/osnovy-bezopasnosti-i-zashhita-rodiny/?ysclid=lp9nivdiq3160157965
- https://disk.yandex.ru/i/67V84y1qtg5NcA
- https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/