Пояснительная записка
Актуальность: Сегодня все чаще возникает проблема с правильной речью у детей дошкольного возраста. Перед педагогами и родителями встаёт вопрос развития и становления чёткой и точной дикции ребёнка. В нашем детском саду эта проблема стоит особенно остро.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития речи. Ведь именно в это время закладываются основы восприятия себя, мира, происходит социализация маленького человека, развиваются навыки общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Средством, которое способствует контакту ребёнка с окружающим миром, является речь. Многие дети в дошкольном возрасте не имеют хорошо развитой речи, не выговаривают некоторые буквы, не могут выразить, что они хотели сказать. Поэтому каждый вид занятий по разным направлениям в детском саду должен быть направлен, в том числе, на устойчивое развитие речевых навыков. На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат - они учатся чётко произносить слоги и слова. Кроме того, малыши учатся высказывать своё отношение к музыке, выражают свои впечатления от песен и мелодий.
Для дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе. Именно поэтому развитию речи каждый педагог уделяет особое внимание при построении образовательного процесса. На сегодняшний день существует множество средств и способов развития речи дошкольников. Мне бы хотелось остановиться на одном из них более подробно. Это музыка.
Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности можно использовать в работе над развитием речи. Рассмотрим каждый из них.
Пение: дети узнают новые слова, учатся произносить чётче уже знакомые, учатся петь в коллективе. Кроме того, в процессе пения улучшается дикция и артикуляция.
Слушание музыки: обогащение словарного запаса, дети слышат, как поют на записи другие дети и взрослые и учатся повторять за ними, подпевают. Кроме того, ребята учатся выражать свои мысли, эмоции и представления о прослушиваемой композиции.
Музыкально-ритмические движения: дети повторяют за педагогом задание, упражнение или игру, соотнося уже свои собственные слова и движения.
Музицирование: способствует развитию ритмичности, мелодичности речи, так как дети проговаривают слова или отдельные звуки в такт воспроизводимой мелодии.
Игра, танец: способствуют развитию коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими детьми, договариваться, развивается воображение, способности звукоподражания.
Новизна данного проекта заключается в разработке условий оптимального построения образовательного процесса на основе интеграции музыкальной, музыкально-двигательной, речевой и игровой деятельности детей с использованием музыкально-педагогических технологий «Коммуникативные танцы», «Логоритмика», «Логопедические упражнения и игры», «Пальчиковые игры», способствующих развитию речи дошкольников.
Описание проекта: предлагаемый проект заинтересует музыкальных руководителей и других педагогов дошкольных учреждений: учителей-логопедов, учителей-деффектологов и воспитателей. Так же данный материал может заинтересовать родителей (законных представителей).
Содержание проекта: при реализации проекта планируется использование логоритмики, логопедических распевок, пальчиковых игр, песенок-полезенок, игр - голосилок и игр - говорушек, коммуникативных игр и танцев - это современные здоровьесберегающие технологии, системы методов и приёмов, способствующих развитию речи.
1. Логоритмика - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука), направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Занятия логоритмикой включают в себя не только речедвигательные упражнения, но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения).
2. Логопедические распевки - это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т.д.
3. Песенки - полезенки (или валеологические песенки) - это несложные мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы с добрыми текстами. Такие песенки поднимают настроение, задают позитивный тон восприятия окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, активизируют детей на образовательную деятельность.
4. Игры - голосилки, игры - говорушки - это игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла, направленные на развитие речи детей.
5. Пальчиковые игры - развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно - ассоциативное мышление.
6. Коммуникативные игры и танцы - это в основном танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, сменой партнёров, игровыми заданиями. Построенные на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, игре, ещё более способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализуют микроклимат в детском коллективе. Целью использования коммуникативных игр и танцев является развитие творческих способностей, самовыражения в движениях под музыку, раскрепощение, оздоровление детей дошкольного возраста.
Тип проекта: творческий.
Срок реализации: август 2022 - май 2023 г.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Участники проекта: дети средней группы «Рябинка», музыкальный руководитель, педагоги, родители (законные представители).
Цель проекта: активизация речи детей через разные виды музыкальной деятельности.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- Воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры (т.е. накопление ребёнком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой).
- Воспитывать доверительные отношения друг к другу, чувства единства, сплочённости.
- Воспитывать у детей чувство эмоционального комфорта.
- Прививать художественный вкус.
- Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и родителями.
Развивающие:
- Развивать артикуляцию и дикцию ребёнка.
- Стимулировать развитие образного мышления и памяти.
- Развивать музыкальные способности детей, через объединение различных: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музыкальной игры.
- Развивать творческое воображение и слуховую фантазию.
Образовательные:
- Способствовать улучшению и закреплению речевых навыков детей.
- Формировать и развивать у детей коммуникативные качества.
- Создать благоприятную среду в совместной образовательной деятельности для развития речи, при помощи музыки.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
- содержательный анализ научных источников, учебно-методических материалов, касающихся развития речи детей дошкольного возраста с помощью музыкальной деятельности;
- применение технологий «Коммуникативные танцы», «Логоритмика», «Логопедические упражнения», «Пальчиковые игры» в совместной образовательной деятельности;
- беседы с детьми;
- анкетирование;
- наблюдение образовательного процесса;
- изучение продуктов детского музыкального творчества.
В работе с детьми мы опираемся на следующие принципы:
- Психологическая комфортность - создание условий, в которых дети чувствуют себя, как дома, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получения удовольствия от самой деятельности.
- Творчество (креативность) - данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Вариативность - принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип даёт свободу творчества и мне, как педагогу, помогает находить множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
- Минимакс - данный принцип помогает учитывать индивидуальные особенности детей. Так один ребёнок возьмет минимум, а другой - возьмёт всё и пойдёт дальше.
- Принцип значимости - значимость информации в образовательном плане.
- Принцип посильности - задания должны быть посильными.
Ресурсная обеспеченность проекта:
1. Материально-техническое обеспечение проекта: ноутбук, музыкальный центр, телефон (для фото и видео), телевизор, проектор для презентаций.
2. Материалы для продуктивной деятельности
- демонстрационный материал (игрушки: Лягушка, Утёнок, Щенок, Кошка);
- дидактический материал: мешочки мягкие с наполнителем («пирожки»), мячики с бубенчиком, варежки, панама, солнышко грустное и весёлое, волшебный мешок, мячи для массажа, детские музыкальные инструменты, стаканчики, ложки пластиковые, ёлочные шары, атласные ленты (цвета радуги), подсолнухи, удочка с рыбками, божьи коровки.
Учебно-методическое обеспечение проекта:
- нормативные документы,
- методическая литература по данной теме,
- календарно-тематическое планирование
- конспект мастер-класса для педагогов: «Вместе играем, речь развиваем»,
- аудиотека музыкальных произведений по теме проекта.
Информационные ресурсы обеспечения проекта:
- выход в Интернет,
- электронная почта,
- официальный сайт детского сада № 97,
- закрытая группа в социальной сети «Одноклассники»,
- видеотека,
- презентация проекта.
Организация педагогического процесса с детьми в рамках проекта реализуется один раз в неделю, по понедельникам в первой половине дня (11.50 - 12.10). Проект долгосрочный, рассчитан на один год обучения для детей средней группы «Рябинка». Занятия проводятся в форме групповых занятий. Мальчики и девочки занимаются вместе.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный (август - сентябрь (1 неделя) 2022г. (1 мес. 1 неделя)).
Цель: Разработать содержание и механизм работы со всеми участниками проекта.
Содержание деятельности
|
Ожидаемые результаты |
1. Изучение методической литературы по теме проекта |
Владение основами методики |
2. Разработать критерии педагогического оценивания детей по теме проекта |
Разработаны критерии педагогического оценивания |
3. Определение форм работы муз. руководителя с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) |
Систематизация деятельности всех участников проекта |
4. Составление алгоритма взаимодействия всех участников проекта |
Создание организованной деятельности детей, педагогов и родителей |
5. Выбор музыкального репертуара |
Создание музыкальной копилки |
6. Составление календарно-тематического планирования |
Создание плана |
2 этап - практический (сентябрь (2-4 неделя) 2022 - апрель 2023г. (7 мес. 3 недели).
Цель: Апробирование выбранных форм работы с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами на практике.
Содержание деятельности
|
Ожидаемые результаты |
1. Проведение педагогического обследования детей средней группы «Рябинка» |
Выявить уровень музыкальных, речевых способностей детей |
2. Изготовление атрибутов для музыкально - игровой деятельности |
Изготовлены атрибуты |
3. Знакомство детей с новыми музыкальными играми, песнями, танцами и т.д. |
Новые музыкальные знания |
4. Работа с педагогами:
|
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов |
5. Работа с родителями:
|
Рост интереса родителей к образовательному процессу ДОУ. Повышение уровня компетентности родителей по теме проекта |
7. Проведение педагогического обследования детей средней группы «Рябинка» |
Выявить уровень музыкальных, речевых способностей детей |
3 этап - итоговый (май 2023г. (1 месяц)).
Цель: изучение результатов внедрения проекта.
Содержание деятельности
|
Ожидаемые результаты |
1. Создание и презентация фотоотчётов и видеороликов «Пели, играли, речь развивали» |
Продукт проекта |
2. Изучение мнения всех участников проекта об использовании технологий развивающего обучения |
Повышение интереса и позитивное отношение детей, родителей и педагогов к данной технологии |
3. Анализ содержания работы |
Подведение итогов и определение перспектив дальнейшей работы по распространению накопленного опыта |
Планируемый результат:
- У большинства детей речь станет более понятной, чистой, богатой и разнообразной; обогатится словарный запас детей.
- Повысится уровень речевого развития воспитанников.
- Повысится уровень развития коммуникативных навыков.
- Улучшится эмоциональное состояние детей.
- Дети, педагоги и родители (законные представители) владеют знаниями, умениями и навыками о реализуемом проекте.
- Дети станут активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезнет страх и неуверенность.
- Музыкальный руководитель будет находиться в постоянном творческом поиске.
- Обогащена и пополнена развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала.
Используемая литература
- Арсеневская О. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях. Вебинар, 2022г.
- Басова М. Коммуникативные музыкальные игры для детей младшего дошкольного возраста. Новосибирск, 2020г.
- Бокач Т. В гостях у Лексикоши. 2022г.
- Воеводина О. Коммуникативные игры и танцы. Вебинар, 2022г.
- Воеводина О. Логопедический сборник. 2022г.
- Галлямова А. Парочки. Коммуникативные игры и танцы для детей дошкольного возраста. 2022г.
- Коротаева С. Снежная логоритмика. 2021г.