Цель: Познакомить детей с произведением Г.Скребицкого «Четыре художника. Зима». Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой зимнего пейзажа.
Задачи:
Обучающие
- Учить внимательно слушать литературный текст, понимать смысл сказки.
- Обогащать знания детей о зиме и зимних явлениях.
- Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
- Активизировать словарь детей по теме «Зима».
- Продолжать учить детей устанавливать причинно - следственные связи.
Развивающие
- Продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.
- Развитие слухового и зрительного восприятия, мышления. Памяти.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать связную речь.
Воспитательные
- Воспитывать любовь к природе.
- Прививать любовь к искусству и русской литературе.
Материалы и оборудование:
- Картины русских художников-пейзажистов: И.И.Шишкина «Зима», «Зима в лесу», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь».
- Аудиозапись цикла П.И.Чайковского «Времена года. Зима».
- Мольберты.
Используемые методы и приёмы:
- Словесные: речевое пояснение, вопросы к детям, интонации, логические ударения, паузы.
- Наглядные: картины русских пейзажистов.
- Словарь: чародейка, нахлобучила, краше.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:
- Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева - друг и справа - друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим друг другу улыбку.
- Посмотрите как красиво за окном! Какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Да, сейчас в природе хозяйничает зима! А какие признаки зимы вы знаете?
Дети: На улице много снега, стало холодно, морозно, деревья стоят голые, дни короткие, ночи длинные и т.п.
Воспитатель: Правильно. Наступили снежные морозные дни, выпало много снега, он окутал белым пушистым покрывалом поля, леса, дома - стало светло, нарядно и сказочно красиво вокруг!
Введение в игровую ситуацию
- И сегодня я вас приглашаю, не выходя из группы, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы. А поможет нам попасть в сказочный лес музыка, которую сочинил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка из альбома «Времена года». Присаживайтесь на стульчики, закрывайте глаза и слушайте музыку.
Звучит музыка. Воспитатель выставляет картины русских художников-пейзажистов.
Воспитатель: Ребята, вы можете уже открыть глаза.
- Посмотрите, какие красивые пейзажи вокруг. Что вы видите на картинах?
Ответы детей:
Воспитатель: Да. На всех этих картинах нарисована зима. Зиму, ребята, можно изобразить не только на картинах, но и словами. Сегодня я предлагаю вам послушать произведение писателя Георгия Алексеевича Скребицкого, которое называется «Четыре художника. Зима».
Чтение сказки Г.Скребицкого «Четыре художника. Зима».
Комментирование чтение
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. (А почему это произошло?)
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся, плохо ему, серенькому: (А почему зайке серенькому плохо зимой?) на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
«Одену- ка я косого в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж его на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее, да потеплее нарядить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: (Какого цвета шубка у лисы зимой?) вся ярко - рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес. «Его - то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела.
Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах у рябины гроздья ягод висят, точно красные серьги из - под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узорами разных следов и следочков. (Чьи следы можно увидеть зимой в лесу?) Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил.
А вот медвежьего следа нигде не видать (Почему нет медвежьего следа?), да и немудрено: устроила Зимушка - Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться - из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. ( Что происходит, когда зимой солнышко начинает светить?)
Вспыхнули, засветились снега, синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Какая чудесная получилась картина, правда, ребята?!?
Беседа с детьми по содержанию сказки.
- Понравилось вам произведение?
- Какое настроение оно у вас вызвало?
- Как называется произведение, которое я вам прочитала? («Четыре художника. Зима».)
- Как вы думаете, прочитанное произведение - сказка или рассказ? И почему?
- О чём эта сказка? (о зиме)
- Кто её написал? (Григорий Алексеевич Скребицкий)
- Давайте вспомним, с кем сравнивает автор зиму? Как он её описывает? (Художница Зима, седая чародейка Зима.)
- Какие образные выражения автор использует для описания зимней природы? (Снежная шапка на холме, деревья одеты в тяжелые снеговые шубы, на глаза нахлобучены меховые шапки, белое покрывало на рябине.)
- Как позаботилась Зима о животных? (Зайцу поменяла шубку, медведю устроила берлогу, лисе подарила рыжую шубку.)
- Снег зимой бывает разным. Вы согласны с этим? Подумайте, каким бывает снег в ясный морозный день. (Серебристым, искристым, хрустящим, голубым.)
- Каким становится снег, когда начинается оттепель? (Мокрым, липким, серым, грязным.)
- Как автор описывает зимнюю картину, которую увидело солнышко, выглянув из - за туч? (Вспыхнули засветились снега разными огоньками.)
- Как вы думаете, любит ли автор зиму, русскую природу зимой? (Да)
- Вот поэтому Григорий Алексеевич Скребицкий написал такую красивую сказку, в которой он рисует картину природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.
- А вы любите зиму? А за что вы её любите?
Физкультминутка «Мороз»
Я мороза не боюсь, |
Дети грозят пальцем. |
С ним я крепко подружусь. |
Обнимают себя за плечи. |
Подойдёт ко мне Мороз, |
Шагают на месте. |
Тронет щёки, тронет нос. |
Показывают щёки, нос. |
Значит, надо не зевать, |
Потирают ладошки. |
Прыгать, бегать и играть. |
Прыгают, бегают на месте. |
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сыграть ещё в одну игру, которая называется «Подбери признак». Я буду называть слова, а вы должны подобрать к нему признак.
Дидактическая игра «Подбери признак»
Снег - пушистый, белый, липкий, серебристый, мокрый.
Мороз - холодный, жгучий, трескучий.
Зима - снежная, морозная, холодная.
Лёд - прозрачный, скользкий, тонкий.
Снежинка - красивая, лёгкая, белоснежная, резная.
Ёлка - зелёная, нарядная, хвойная, пушистая.
Новый год - весёлый, радостный, красивый,
Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием!
Рефлексия
- Ребята, с каким произведением мы с вами сегодня познакомились?
- О чём эта сказка?
- Кто её написал? (Г.А.Скребицкий)
- Чем ещё сегодня занимались на занятии?
- Вам понравилось наше занятие? (Да)
Мне тоже понравилось, как вы занимались. Вы молодцы! Спасибо!